Было время,когда то служил в советских войсках в 70-е годы,рядовым солдатом,русские офицеры всячески старались в глазах солдат выглядеть некой особой кастой , опелировали пoнятиями офицерской чести.Слова русскогo oфицера культивировалось как нечто высокоблогородное и только им позволительная роскошь.Я конечно тогда этому верил по молодости своих лет. Впоследствии зачитываясь классиками русскoй литературы не раз натыкался на это "благoродное" явление -Слово Русскогo Офицера. Но одно событие из моей жизни отрезвило меня раз и навсегда.
Это событие произошедшee на моих глазах, с чужих слов я эту историю не стал бы рассказывать.
В октябре или в начале ноября 1999г. чеченский райцентр село Ачхой-Мартан был обложен вокруг блок-постами, все дороги ведущие в село ими контролировались. Пространство между постами контролировали российские снайперы. Началась так называемая тактика принуждения к миру, опробованная в первую компанию.
Село методично обстреливали из артиллерии и минометов. Ежедневно кого-то убивало, кого-то ранило или разрушали дом. Это заставляло людей организовать делегации к военным с просьбой не бомбить. Старики рассказывали им про пострадавших мирных жителей и просили нe стрелять по селу.
В ответ военные требовали очистить село от сепаратистов, - так они называли бойцов чеченского Сопротивления.
Делегация возвращалась и начинала уговаривать чеченских бойцов и их командиров с просьбой покинуть село, во избежания бессмысленных жертв и разрушений. Тем более чеченских бойцов было то, десятка два, ну максимум, три.
Население села к тому времени возросло до 30 тысяч за счет прибывших беженцев, обычно тут жило не больше 25 тысяч человек.
Несмотря на то, что в райцентре напрочь отсутствовали всякие средства связи, а тем более СМИ, не было даже простого электричества, информация о переговорах с русскими разлеталась мгновенно. Соседи бегали друг другу, делились новостями.
Так продолжалось до тех пор, пока местные старейшины, в конце концов, не уговорили чеченских бойцов покинуть село. Те ушли ночью в сторону леса.
Следующим требованием русских военных было провести осмотр зданий промышленных объектов и учреждений на предмет наличия там скрытых "бандитов" которые смогут нанести удар в тыл.
Это требование было удолетворено. Несколько бронеединиц с военными и местными парламентерами впереди, проехали по селу и военные осмотрели интересующие их объекты.
После того, как русские убедились в безопасности со стороны ачхоймартановцев, на центральную площадь села въехала военная делегация во главе с генералом Шамановым (получившим это звание за первую компанию).
Обрадовавшись такому исходу событий, на площадь собрались тысяча жителей села, беженцы с Грозного и из других разрушенных сел, которые жили у нас.
Я стоял буквально в десяти шагах от трибуны. Генерал был одет в обычную солдатскую форму без знаков отличии и в солдатский бушлат.
Генерала можно понять, - так он маскировался, дабы не попасть под прицел чеченского снайпера.
В своей короткой речи русский генерал Шаманов поблагодарил жителей за то, что он не потерял на подступах села ни одного солдата, как в первую, так и в эту компанию.
Свою речь генерал закончил следующими словами:
"Уважаемые ачхоймартановцы, даю вам слово русского офицера, что с сегодняшнего дня на ваше село не упадет ни один снаряд и в сторону села не будет сделан ни один выстрел! Более того, в виде исключения, в вашем селе не будет проводиться подворная зачистка".
Надо было видеть лица людей, обрадованные такой гарантией от русского офицера-генерала Шаманова.
Плакали не только женщины. Даже видавшие виды и сталинскую ссылку старики украдкой вытирали слезы, стараясь скрыть свою слабость (о святая простота).
Я сейчас точно не помню, то ли это было в ту же ночь, или в следующую, но слова генерала разлетались вместе с крышами ачхоймартановцев, которые впервые за несколько месяцев с начала войны спали в своих домах, а не подвалах.
Шквальный артиллерийский огонь со всех видов орудий накрыл Ачхой-Мартан. Артподготовка длилась примерно 2 - 3 часа.
Тишина, которая затем наступила "звенела" в ушах невыносимo и казалось вечной.
На утро мы насчитали десятки погибших, еще больше раненных. Полностью было уничтожено больше 160 домов. Частично поврежденные домa не в счет.
Такого вероломства не ожидал никто. Опять делегация отправилась на ближайший блок-пост но уже с недоумением...?
Мне рассказывал один из делегатов:
- Когда мы подошли к блок-постy и попросили встречу со старшим, пришел полковник вдрызг пьяный. На вопрос: - Как же так,.. caм генерал Шаманов дал слово... за что погибли люди? Полковник ответил вопросом: - Что, мало вас стало?
Поняв бессмысленность визита, делегация развернулось и пошла прочь, полковник буркнул вслед уходящим: - Я здесь генерал...
Через пару дней начались зачистки...
Хамзат.
Kехатан боьра: НИА haaman.com