Прошел ровно год со дня спецоперации в грузинском ущелье Лапота. В августе прошлого года в преддверии парламентских выборов, в лесах близ населенного пункта Лапота (или на грузинский манер Лапанкури) были убиты двенадцать чеченских боевиков, якобы перешедших дагестанскую границу и захвативших заложников. Как выяснилось позже, трое из убитых были жителями Панкисского ущелья.
Дело приобрело скандальный оборот.
По сообщению некоторых источников, тогда в бою выжили девять чеченских боевиков, которых из страны вывели сами сотрудники МВД Грузии через погранично-пропускной пункт Вале в Турцию. С приходом к власти новой политической силы, Коалиция «Грузинская мечта» назвала расследование деталей этой скандальной истории «делом чести» для грузинской государственности.
«Участники лапанкурских событий заговорили», «Круг сужается, и виновные должны быть наказаны», «Властям Грузии придется принимать решение» — с такими заголовками сегодня грузинские СМИ опубликовали письмо чеченского боевика, участника событий Лапанкури, по всей видимости, одного из выживших в той спецоперации.
В открытом обращении упоминаются и имена видных грузинских деятелей, более того, сам Саакашвили называется мошенником и виновником в смерти ни в чем не повинных, обманутых им же людей.
«Вердикт вынесен: все виновные будут наказаны»
Имя боевика не называется. Известно лишь о том, что автор скандального письма находится за границей в Австрии.
В письме содержится несколько достаточно скандальных заявлений. В частности, в письме сказано: «Нам поставил ловушку министр обороны Грузии Бачо Ахалая, замминистра внутренних дел Гия Лорткипанидзе вместе с руководителем антитеррористического центра Сандро Амиридзе.
К нам в Австрию позвонил мусульманин по прозвищу «Гуслик» и сообщил, что министерство обороны Грузии дало добро на предоставление коридора для участников чеченского джихада».
После этой вести, по словам анонима, со всей Европы в Грузию стали съезжаться чеченцы, с которыми ежедневно встречался министр обороны Бачо Ахалая. «Нас было 60 человек. Каждый день мы слышали обещания, от посредников-чеченцев, от спецслужб Грузии, что скоро коридор будет открыт, и мы перейдем границу. В обещаниях прошли месяцы, и наступило 28 августа 2012 года», — пишет неизвестный.
Спустя какое-то время к ним присоединились местные жители, в чьих конспиративных домах они и жили. Как следует из письма, благодаря сотрудничеству со спецслужбами Грузии свободно передвигались по ущелью внушительное количество боевиков, находившихся в розыске в России:
«Я даже могу перечислить их имена. Муслим, по прозвищу «Гуслик», Анри, Беслан, по прозвищу «Чингиз», Али – «Зон» и Анди. Насколько мне удалось выяснить, последний был их руководителем. Сами чеченцы и кистинцы с Анди не были знакомы, и его обвиняют в агентурной деятельности с грузинскими спецслужбами», — говорится в письме.
Факты изложенные в письме подкрепляются доказательствами в виде некоторых фотографий.
«Наш переход на территорию Чечни обеспечивали лично министр обороны Бачо Ахалая, замминистра внутренних дел Лорткипанидзе и руководитель антитеррористического центра Сандро Амиридзе.
Я вам посылаю фото, где мы вместе с Садро Амиридзе. Его мы сняли 27 августа 2012 года. В этот день нам сказали, что из Тбилиси добро на коридор дали. Нас отвезли в ущелье и присоединили к нам местных кистинцев.
Грузинские силовики пытались перевезти 100 человек. Мы отказались делать это, поскольку переход границы такой армии было очень рискованно. Мы их не послушались и решили перейти границу в составе 20 человек», — утверждает неизвестный.
Далее звучат совершенно шокирующие детали и заявления: «28 августа в ущелье Лапота грузинские военные нас окружили и приказали бросить оружие. Естественно, мы спросили, зачем нас сюда завезли, дали оружие, если теперь требуют нашего разоружения. Вместо ответа грузинская сторона открыла по нам огонь.
После этого мы ответили. Обе стороны понесли большие потери. Мы разбежались по разным сторонам. Я даже не знаю точно, сколько наших полегло. Раненных было шестеро, по дороге мы похоронили двоих, заблудились в лесу, там местные кистинцы нам помогли выбраться. Так нам удалось спастись.
Мы никогда не простим людям, которые нас использовали, устроили ловушку перед своими выборами»,- говорится в письме чеченского боевика, участвовавшего в событиях в селе Лапота.
Решением народного защитника Грузии создана новая комиссия по расследованию лапанкурских событий. Теперь комиссия будет общественной. В нее войдут люди, пользующиеся авторитетом в обществе, представители НПО и иностранные эксперты.
Политический истеблишмент страны скептически относится к итогам работы еще одной комиссии, хотя понимают, что в преддверии президентских выборов в Грузии очаг противостояния может взорваться в регионе, с которого и началась «политическая война» между представителями уходящей власти и пришедшими к власти «Мечтателями».
Год спустя – следы заметаны
За год прошедший с тех событий произошло многое. Озвучены итоги независимого расследования четырех источников. Среди них Конфедерация народов Кавказа, аппарат омбудсмена Грузии, комиссия изгнанного Закаева и информация Иммарата Кавказа.
По словам председателя, Конфедерация народов Кавказа Заала Касрелишвили в расследовании данного дела можно ставить точку, поскольку независимые комиссии пришли к единому заключению: «Силовые структуры правительства Саакашвили и Мерабишвили с северокавказскими боевиками дружили. Их приглашали в Грузию, давали хлеб, кров, обговаривали совместные операции, предоставляли возможность передвигаться, но параллельно с этим агентуре российских спецслужб в правительстве Саакашвили, которые были в ближайших отношениях с Мерабишвили (бывшим руководителем Министерства Обороны) передавали данные о военных личностях, об их маршрутах и намерениях.
С 2003 года и до лапанкурских событий правительство Саакашвили тайно арестовало и передало российским правозащитникам более 30 представителей северокавказских ополченцев. Власти Грузии вместе с некоторыми высокопоставленными чиновниками России хотели взорвать Кавказ. За это они получали крупные суммы денег и оставались у власти».
Одним из главных условий расследования событий в Панкисском ущелье было проведение эксгумации тел погибших 28 августа 2012 года в ходе спецоперации в Лапанкури.
8 мая этого года, после тяжелого решения, принятого родителями погибших, несмотря на запрет этого в исламской традиции, из кладбища в селе Дуиси представители МВД Грузии извлекли тела убитых Аслана Маргошвили, Салама Заурбекова и Багаудина Багакашвили.
По сей день ни МВД Грузии, ни генеральная прокуратура не спешат оглашать ее результаты.
Отец Аслана Маргошвили, убитого в ходе спецоперации, Мераб Маргошвили говорит о том, что он не раз обращался к следственной группе с просьбой сообщить итоги как следствия, так и судебно-медицинской экспертизы.
Ему говорят, что они начали расследование с нуля, и многие улики уничтожены: «Мне сказали, что они владеют важной информацией и работают над ней. Против каждого высокопоставленного чиновника, участвовавшего в спецоперации, есть по три и четыре улики.
Я ничего у них не спрашиваю, пусть сами расскажут. Я не хочу, чтобы информация утекла от меня. Следователи говорят мне, что скоро я узнаю такое, что меня очень удивит. Я уверен, что бывшие высокопоставленные чиновники обманом привезли из Европы кистинцев и чеченцев, пообещали дать им коридор. Власти попытались использовать их в своих целях перед выборами, но не получилось. Тогда они спланировали эту операцию, чтобы добрать себе очки перед выборами очки и показать, как силен и могуч Саакашвили.
Думаю, в этом деле замешаны и высокопоставленные чеченцы – я имею в виду людей из движения чеченского противостояния. Они давно находятся в близких отношениях с прежними властями. Они нашли общий язык с ваххабитами, делили деньги…
Убийство ребят в Лапанкури на совести президента, министра внутренних дел, Гии Лорткипанидзе (замминистра внутренних дел) и Антитеррористического центра. Что касается Бачо Ахалая, у него своя доля вины, но пока не завершится следствие, ему наверно не предъявят вину по делу спецоперации в Лапанкури. Вано Мерабишвили не хотел брать эту спецоперацию на себя, поэтому они привели готового на все Ахалая. Именно в период его руководства министерством и случилась эта трагедия», — заключил Мераб Маргошвили.
Веры нет, прощения тоже
Семьи погибших чеченцев сомневаются в том, что окончательный доклад по делу Лапанкури будет опубликован вообще. Мотивом называется нежелание или неготовность новых властей вызвать еще один шквал эмоций, которые могут вылиться уже в непредсказуемые действия населения не только Грузии. Ситуация вокруг данной темы очень накалилась. Родители начинают говорить перед телекамерами. До сих пор в этом районе Грузии все находилось под грифом секретности. Терпению, по всей видимости, пришел конец, и интересные детали выходят наружу.
В Панкийское ущелье в годовщину трагедии приехал омбудсмен Грузии Уча Нануашвили. Естественно, с телекамерами. Сестра убитого грузинского спецназовца Арчила Чохели рассказала о том, что ее брат был спортсменом — борцом и получал многие годы стипендию от тогда еще мецената Бидзины Иванишвили.
По ее словам, она знает точно, что в те дни на ее брата «давили» силовики режима Саакашвили. «Они требовали от брата убить Иванишвили. Естественно, мой брат отказался выполнять этот приказ. После этого его запустили в лес и расстреляли», — сообщает сестра Арчила Чохели одного из убитых спецназовцев, Хатуна Чохели.