Редактор ГИА Чечен-Пресс встретился с кинорежиссером Иналбеком Шериповым, призером многих международных кинофестивалей, в том числе лауреатом престижной премии имени Федерико Феллини и обладателем приза Братьев Люмьер, который 4 февраля 2013 года был назначен Министром культуры, образования и науки Чеченской Республики Ичкерия, в ранге Вице-Премьера.
Первый вопрос, который чаще всего задают наши читатели, это твое решение касательно картин, которые ты готов безвозмездно вернуть России. Также многие интересуются тем, что ты передаешь самую большую в мире коллекцию картин известного художника Франса Ван Дамма чеченскому народу. И, в этой связи, читателей вообще интересует отношение к живописи в мусульманском обществе.
Две картины, которые имеют историческое значение и которые я готов безвозмездно вернуть в Россию - это картина Василия Васильевича Верещагина "Кремль" и портрет Николая Второго художника Ильи Савича Галкина, выполненный в 1911 году. В этом своем решении я не вижу ничего сверхординарного; я просто веду себя так, как свойственно человеку, выросшему в чеченской культуре. Картины я отдаю русскому народу, который не является нашим врагом. Наши враг - это кровавый режим в Чечне, который сегодня прикрывается Кремлевской администрацией. Ну, а русский народ так же ненавидит Рамзана Кадырова, как и народ чеченский. И здесь я не вижу никаких противоречий. Вообще, вести себя благородно, с достоинством, даже с врагом - это и есть чеченская культура, это и есть чеченский «гIилк». Именно о таких проявлениях чеченской культуры писал великий русский поэт А. С. Пушкин в гениальном стихотворение «Тазит», именно так поступил Тапа Чермоев, когда стал на постоянной основе помогать Марии Федоровне, вдове императора Александра III и матери Николая II.
Мария Федоровна была насильно вывезена из России в Лондон во время революции и осталась без средств к существованию. Измученная горем женщина до конца жизни не могла поверить в зверское убийство своих сыновей и внуков и все надеялась на их чудесное спасение. Но ни ее старшая сестра, королева Александра, ни ее племянник, король Великобритании Георг V, не помогли ей должным образом, и она переехала в Данию, где царствовал ее другой племянник - король Кристиан X. Король Кристиан X, сильно ограниченный либеральным правительством, также не мог выделить даже небольшие деньги для своей родной тети. Бывали дни, когда бывшая императрица России не могла купить дров для отопления дома.
Узнав о бедственном положении императрицы, Тапа Чермоев немедленно переслал Марии Федоровне крупную сумму денег, и эти переводы стали постоянными. Тому подтверждением благодарственные письма Марии Федоровны Тапе Чермоеву.
У нас очень богатая история, у нас благороднейшие предки, и мы должны быть достойными их.
Что касается картин Франса Ван Дамма и отношение к картинам вообще. Я посетил Саудовскую Аравию, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты, где за последнее время открылось большое количество художественных галерей. Нужно сказать, что спрос на объекты искусства на Ближнем Востоке ныне переживает бум. Очень много богатых арабов инвестируют средства в живопись. Так, большая коллекция искусства принадлежит члену саудовской королевской семьи принцу аль-Валид ибн Талалу. Члены правящей династии Абу-Даби также вкладывают деньги в искусство. Достаточно сказать, что самая дорогая из купленных когда-либо картин была приобретена семьей эмира Катара на закрытых торгах в прошлом году. Это картина Поля Сезанна «Игроки в карты», за которую было уплачено 250 миллионов долларов США.
Самым дорогим русским художником считается Марк Ротко, хотя он с возраста 10 лет жил в США (а родился он в 1903 году в Латвии, которая на тот момент была частью Российской империи). Посмотрите на его картину «Оранжевое, красное, желтое», которую он написал в 1961 году. В принципе, вы можете ее и не смотреть -- вся картина заключена в ее названии. Написаны три полоски: оранжевая, красная и желтая... В прошлом году на аукционе «Christies» ее купили за 87 миллионов долларов США. Надеюсь, всем понятно, что три цветных полоски не должны стоить в 10 раз дороже, чем Рембрандт, и в 200 раз дороже, чем Рубенс?
Но дело в том, что на рынке искусства сегодня от самого искусства мало что осталось. Я не думаю, что эмир Катара получает столько удовольствия от Сезанна, что готов заплатить за него четверть миллиарда долларов, и не думаю, что тот, кто купил три полоски Ротко за 87 миллионов, сумасшедший. Сегодня правильное вложение в искусство -- это очень прибыльный и безопасный бизнес. Золото, платина и другие инструменты для инвестирования, имеющие свои котировки на рынке, не очень надежны, и поэтому бизнесмены ищут альтернативные, более надежные возможности для инвестирования, а искусство, как раз, и дает такую возможность. И не важно, что большинство инвесторов не могут отличить картину Сезанна от картины Гогена; они относятся к картинам, как к акциям компаний.
Еще один пример. Два года назад картина крупнейшего представителя казанской школы живописи художника Николая Фешина "Маленький ковбой" была продана на аукционе «MacDougall's» в Лондоне за 9 миллионов долларов США, при начальной оценке 700 тысяч долларов. Вопрос: насколько подорожала коллекция картин государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, которому принадлежат более 180-ти работ Николая Фешина?
Передавая 24 картины великого бельгийского художника Франса Ван Дамма национальному чеченскому музею я хочу заложить основу национальной коллекции, которая могла бы привлекать внимание любителей живописи со всего мира. А если кто-то не видит в этом культурного значения, то пусть отнесется к этому, как к финансовой подушке чеченского государства в будущем.
Ты затрагиваешь в своих фильмах вопросы культуры и культурной идентичности. Насколько это важно во всем современном мире, и для чеченцев, в частности?
Культура всегда являлась одной из главных сторон человеческой жизни, так как культура — это душа народа. Никакое количество мускулов никогда не заменят того, что делает человека человеком - его душу. Для того, чтобы поработить народ, нужно поработить его душу - культуру. Ведь чисто физическое порабощение не всегда приводит к исчезновению этноса, но, наоборот, -- часто в суровых исторических условиях закаляется народный дух, который, в свое время, может, как птица феникс, возродиться из пепла.
В XXI веке, когда средства массовой коммуникации и средства массовой информации полностью изменили быт человека, вопросы культуры становятся не просто одними из главных - они становятся самыми главными, и от правильно сформулированных вопросов и правильно поставленных задач решается судьба не только отдельно взятого этноса, но решается судьба цивилизации. Я уверен, что сегодня культурология является одной из самых важных наук, и потребность общества в профессиональных культурологах нового формата, которые могут отделить искусственное от подлинного, могут отделить новаторство от культурологической диверсии, будет расти.
Мне кажется, что ты в своем интервью российской газете «Новые Известия» от 12 мая 2012 года сравнил Иосифа Сталина с Рамзаном Кадыровым. Если я не прав, поправь меня.
Возможно, я провел параллель со временем, а не с персоналиями. Если мы говорим о времени, то в Чечне сейчас 1937 год. А если мы говорим о личностях, то эти две фигуры могут быть лишь отдаленно похожими друг на друга, поскольку по своим масштабам они несоизмеримы. Это все равно, что сравнить Юпитер, самую большую планету солнечной системы, с воздушным шаром. Когда гибнет планета, свет от нее виден на миллионы километров. В нашем случае это то, что мы может видеть сторонников Сталина и сегодня, спустя 60 лет после его смерти.
Я не так давно прочитал у Иосифа Бродского интересный отрывок по поводу неоднозначности фигуры Сталина. Бродский пишет: «…и все время, пока он убивал, он строил. Лагеря, больницы, электростанции, каналы, города и т.д. И уже стало непонятно, кто строит, а кто убивает. Непонятно стало, кого любить, а кого бояться, кто творит Зло, а кто Добро. Оставалось придти к заключению, что все это — одно. Жить было возможно, но жить стало бессмысленно. Вот тогда-то из нашей нравственной почвы, обильно унавоженной идеей амбивалентности всего и всех, и возникло Двоемыслие».
А когда лопнет воздушный шар, никакого двоемыслия не будет. Просто народ вздохнет с огромным облегчением, потому что Иосиф Сталин не сделал большего вреда для чеченцев, чем это сделал Рамзан Кадыров.
Дело в том, что Сталин уничтожал чеченцев физически, но, несмотря ни на что, Сталин не смог подорвать духовную основу чеченцев. А Кадыров, помимо физического истребления лучшей, пассионарной части народа, которую нельзя купить или запугать, уничтожает чеченцев внутренне, убивая тот стержень, тот внутренний мир, который чеченцы пронесли через века. Как пример: чеченцы всегда гордились тем, что в их обществе никогда не было ни господ, ни рабов. У чеченца любое проявления байства или холуйства всегда вызывало отвращение. Но тому, что происходит в республике сегодня, позавидовал бы и сам Туркменбаши. А тот маскарад с национальной атрибутикой и национальными костюмами, который периодически проходит в республике -- это всего лишь маскарад. Власть держится на насилие, страхе и невежестве.
Загнивание политической верхушки сегодняшнего режима в Чечне очень сильно разлагает и само общество. Стираются понятия добра и зла, понятия нравственности, и это, на мой взгляд, самое опасное, что с нами происходит.
Сегодня для чеченцев время суровых испытаний, каких никогда не было в нашей истории. Решается вопрос -- сохранимся ли мы, как этнос, или исчезнем?
Если в Кремле думают, что чеченцы, потеряв свою национальную идентичность, будут меньшей проблемой для России, то это большое заблуждение. Если чеченцы потеряют свой внутренний мир и утратят свою многовековую культуру, то страшнее зверя в мире будет не найти, и сегодняшние проявления отпрысками правящей элиты бескультурья и мелкого хулиганства в российских городах будут восприниматься, в сравнении, как образцовое поведение.
Но нужно найти в себе смелость и признать, что мы сами, чеченцы, виноваты в том, что среди нас на благодатной национальной почве выросло такое чудовище, которое хочет сожрать самое сокровенное, что у нас есть — наши души.
К сожалению, тяга к материальному благополучию затуманила рассудок многих наших сограждан, и они готовы ради материальных благ отдать дракону свое сердце и сердца своих детей. Эта человеческая слабость является главной наживкой, на которую ловит тюремщик человеческих душ. Лишь определив реальные цели, которые ставит перед собой дьявол, мы сможем понять смысл его действий, и лишь осознав масштабы происходящего мы сможем увидеть главное — в каждом из нас сидит маленький Рамзан Кадыров, и только убив его в себе, мы сможем изменить свое будущее.
Что ты можешь сказать по поводу твоей работы в «Чеченфильме»?
Кинематограф является важнейшим явлением в современном мире. Если для режиссера кинематограф это возможность реализовать творческие идеи, то для народа это возможность выражения своей культурной и национальной идентичности. Правда, государство всегда относилась и будет относится к кинематографу, как к пропагандистскому инструменту.
У чеченцев никогда не было своего профессионального кинематографа, и, поэтому, когда мы говорим о национальном кинематографе, сразу поднимается вопрос о профессиональных кадрах. Кинематограф кроме творческого начала является сложным технологическим процессом, в котором принимают участие представители более 50 профессий. К примеру, у нас нет ни одного профессионального кинооператора. Конечно, я не говорю о тех, кто сам себя считает и кинооператором, и кинорежиссером в одном лице, на основании лишь того, что у него дома есть видеокамера...
Чтобы было понятно: учиться в одном из лучших кинематографических вузов Европы, Всероссийском государственном университете кинематографии (ВГИК), на кинооператора нужно 5 лет. Далее: не только на режиссера, но и на звукорежиссера также необходимо учиться 5 лет, на актера -- 4 года.
Также у нас нет ни одного профессионального технического работника... у нас, кроме желания, вообще ничего нет! Поэтому было принято решение отобрать в Чечне талантливых ребят и устроить их на учебу в Москву.
С этой целью мне пришлось оставить Европейскую ассоциацию кино и телевидения здесь, в Бельгии, переехать на время в Москву и выступить инициатором создания «Чеченфильма».
В Москве я обратился за помощью к моим коллегам. Там меня поддержали, и в попечительский совет «Чеченфильма» вошли ректор ВГИКА В. С. Малышев, генеральный директор «Мосфильма» К. Г. Шахназаров, президент российской академии кинематографических искусств и наук В. Н. Наумов. Все они -- достойнейшие люди, которые абсолютно бескорыстно поддержали наши начинания. Шахназаров сказал мне, что, сколько я ему дам молодых людей, стольких он совершенно бесплатно будет готовить на «Мосфильме». Надо отметить что «Мосфильм» самая большая киностудия в Европе и единственная в СНГ, которая готовит технический персонал для кинопроизводства. Наумов, в свою очередь, рассказал, что, обычно, в результате войны в народе накапливается особая энергия, которая может послужить основой для удивительных результатов. И если мы доведем до конца наши начинания, то он уверен, что через пять-семь лет появится чеченский кинематограф, который станет мировым событием.
Я начал в Грозном отбирать молодежь... Надо сказать, что у нас очень талантливая молодежь. И, как правило, это молодые люди из материально небогатых семей. Чтобы вы могли себе представить уровень социальной несправедливости в сегодняшней Чечне, скажу одно: у многих ребят не было возможности заплатить за маршрутку в Грозный из села.
Встал вопрос урегулирования с местными властями отправки студентов на учебу. В республике даже муха без взятки не пролетит, а уж отправить 50 человек в Москву на учебу без согласования с «академиком» было невозможно. Чтобы получить добро от местных властей, мы должны были вместе с ребятами, как мантру, повторять «Все происходит благодаря мудрой политике руководства и лично ...» и на каждом углу читать молитву «Во имя отца, сына и всего святого семейства». А если ты этого не делаешь, то тебя причисляют к врагам и разбираются по законам военного времени.
Понимая всю сложность ситуации, я подключил Союз кинематографистов РФ, чтобы попытаться решить всё без участия «академика». Но в последний момент произошло то, что я, знал, могло произойти в любую минуту -- моя активность не осталось незамеченной; появились «академические проблемы» и мне пришлось уже самому уезжать не только из республики, но из России.
Я думаю, что это хороший пример, который показывает, кто действительно является противником создания полноценного чеченского кинематографа.
Какие у тебя отношения с руководством?
Ахмед Закаев - мой старший товарищ. Старший не только потому, что он почти на 15 лет старше меня, а товарищ не только потому, что я его знаю почти 25 лет. Дело в том, что в следующем году будет двадцать лет, как идет война, и Ахмед с самого первого дня в гуще этих событий. Двадцать лет назад Джохар Дудаев назначил его министром культуры, и все эти двадцать лет он оставался его верным соратником, продолжая его дело. Ахмед обладает уникальным опытом государственно-административного управления, и, самое главное, он принадлежит к старшему поколению чеченских государственных деятелей. Можно сказать, что он «последний из могикан».
Ну, а я принадлежу к более молодому поколению.
А можно более подробней об этом? Какая разница между поколениями?
Отличие между нашими поколениями - это методы видения борьбы. Главное, что мы унаследовали от старшего поколения - это цель. У нас нет того романтизма, и мы не получаем такого удовольствия от самого процесса борьбы, как это было у старшего поколения. Для нас важен результат. Анонимность и прагматизм - это, наверно, главная отличительная черта нашего поколения. Каждый день наши люди, от Америки до Европы, от Москвы до Грозного вносят свой вклад в общее дело, оставаясь абсолютно анонимными. Они не посещают чеченские сайты и форумы не только потому, что нас расстраивает раскол, который произошел в рядах сопротивления, и не только потому, что читать внутренние разборки на форумах это не самое приятное занятие, а, в первую очередь, оттого, что это может нарушить нашу анонимность.
Я надеюсь, это понятно, что интернет не так безопасен, как многим это может показаться. А мы не имеем право потерять свою анонимность, потому что она является нашим главным оружием. Как только ты теряешь свою анонимность, тебя сразу локализуют, и ты ограничен в своих возможностях.
Для большинства людей многие события, которые происходят в мире и о которых мы можем читать в новостях - это случайность, и очень мало людей знает, что за тем или иным событием стоит труд наших братьев по сопротивлению, о котором, скорее всего, никто никогда не узнает. К сожалению, большего я добавить не могу.
Какие перспективы ты видишь в будущем?
Я нисколько не сомневаюсь, что кровавый режим падет и мы все вернемся домой.
Это может произойти в любую минуту, и в том факте, что это не происходит немедленно, есть мудрость, которую, на мой взгляд, не все понимают. Дело в том, что здесь, в Европе, формируется наше будущее; здесь происходит естественный отбор, формируется интеллектуальная элита чеченского общества. Нас здесь в Европе по официальным данным около 250 тысяч человек. И каждый день в Европу приезжают получать политическое убежище сотни чеченцев. Поток чеченцев выезжающих из республики в Европу не останавливался ни на один день.
А здесь тысячи наших молодые ребята уже получают блестящее образование и с каждым годом это число будет расти. Сегодня чеченцы, получив лучшее в мире высшее образование, работают в Европе врачами, инженерами, учителями и т. д. Именно они должны вернуться и создавать будущее республики. И вот когда эта гвардия чеченских специалистов, управленцев, будет сформирована и будет готова создать в республике европейский уровень образования, здравоохранения, промышленности, то тогда мы все с благословения Всевышнего вернемся в Чечню.
Здесь и сейчас в Европе происходит чеченская интеллектуальная революция, которая придет на смену разложившемуся режиму. Самое лучшее, что может сделать для своего народа чеченец здесь, в Европе -- это получить образование, стать первоклассным специалистом в своей области и работать на благо чеченского общества.