Россия запрещает приемным родителям из США усыновлять российских детей - так решил Путин, и депутаты послушно одобрили. Многие российские детдома - сущий ад, медобслуживание - на уровне банановой республики, пишут СМИ, но признают: в последнее время россияне охотнее берут детей в семьи и правительство помогает деньгами. Но зачем отвергать американских мам и американскую медицину?
Госдума запретила семьям из США усыновлять российских детей, сообщает La Vanguardia. "Ранее президент Путин, обвиняющий Вашингтон в дурном обращении с несовершеннолетними, дал этому запрету "зеленый свет", - сказано в статье, подготовленной агентством EFE. Указанный запрет - это часть закона, ставшего ответом на принятый в США "Закон Магнитского".
Уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов заявил, что миф о спасении сирот путем их вывоза в США не выдерживает критики. Путин на пресс-конференции обвинил США в несоблюдении двустороннего соглашения об усыновлении и заявил, что большинство россиян одобряют запрет. Между тем "Новая газета" передала в Госдуму более 100 тыс. подписей противников данного закона.
"По некоторым подсчетам, в России сотни тысяч сирот и брошенных детей, а семьи лишь в последние годы стали активно брать детей на усыновление", - говорится в статье.
Газета описывает и другие элементы законопроекта: планируется ввести "черный список" граждан США, причастных к преступлениям против россиян, приостанавливается деятельность "политических НКО", которые получают средства из США.
Подыскивая ответ на новый американский закон, защищающий права человека, российские законодатели избрали крайне уязвимую мишень - российских сирот, пишет The New York Times в редакционной статье. Так называемый "антимагнитский закон" газета расценивает как "самую антиамериканскую меру нового срока Путина".
В четверг Путин сказал, что ему нужно время для ознакомления с законопроектом. Но, по мнению газеты, тратить время не следует. Ужасающая несправедливость - ради политической мести не позволять, чтобы детей приютили в любящих семьях. Издание советует Путину подумать не только о благе сирот, но и о трениях между Россией и США, которые, по мнению газеты, "во многом вызваны его курсом".
"Когда распространились известия о том, что Госдума проголосовала за запрет усыновления российских детей американцами, российские приемные дети в США обратились к президенту Путину с просьбой не делать детей заложниками международной политики", - говорится в другой статье The New York Times.
Один из лидеров этой борьбы - Татьяна Макфадден, удочеренная в возрасте 6 лет Деборой Макфадден из штата Мэриленд. Нижняя половина тела ныне 23-летней девушки парализована. "Вероятно, я бы не выжила в том детском доме", - говорит Татьяна - многократная чемпионка Паралимпийских игр в Лондоне.
В самом резком из прозвучавших на сегодняшний день официальных заявлений США американский посол в России Майкл Макфол резко раскритиковал законопроект. "Благополучие детей слишком важно, чтобы связывать его с другими вопросами наших двусторонних отношений", - заявил он.
Кэтрин Хортон, профессор из Вирджинии, удочерила одну девочку из России в 2008 году, рассказывает далее корреспондент, и ездила в Россию в этом году, чтобы посмотреть на другого ребенка - Полину, которой сейчас год и семь месяцев, также желая взять ее в семью. Она потратила тысячи долларов на повторные медицинские обследования.
"Но тянулись месяцы при полном бездействии со стороны местных российских чиновников и без каких-либо объяснений, и сейчас Кэтрин приняла мучительное решение - уведомила детский дом, что отказывается от своего предложения", - пишет издание.
"Как бы у меня ни разрывалось сердце, так будет лучше для Полины. Это может тянуться годами..." - приводит слова Кэтрин автор статьи. "Это меня убивает, я не сплю ночами", - добавила она.
С 1999 года около 45 тыс. российских детей были усыновлены американцами, но, достигнув пика в 2004 году, эти цифры начали резко сокращаться, информирует корреспондент.
"Критики протестуют против российского запрета на усыновления" - так озаглавил свой материал в The New York Times журналист Дэвид М.Хершенхорн. Запрет на усыновление американцами еще более расшатает катастрофически перегруженную систему детских домов и семейных приютов в России, говорится в статье. В России более 650 тыс. детей находятся без попечения родителей, в США - около 400 тыс. При этом в России более 100 тыс. живут в детдомах, в США - "лишь около 58 тыс. находятся в учреждениях или домах группового проживания", хотя население США - в два с лишним раза больше, чем население России, сообщает автор.
Сторонники закона говорят, что правительство США недостаточно защищает приемных российских детей. "Их аргументы сильно попахивают национализмом, но некоторые безобразные случаи привлекают внимание мира", - комментирует автор.
"Ни одна нормальная, экономически развитая страна не отдает своих детей", - заявила автор законопроекта, депутат Екатерина Лахова. Журналист усматривает в этом параллели со стараниями Путина вернуть России статус мировой державы. Так, Кремль, сославшись на то, что Россия больше не нуждается в помощи, предписал Агентству США по международному развитию прекратить деятельность в стране. "Правда, активисты говорят, что многие программы - борьба с туберкулезом, ВИЧ и т.п. - имеют весьма скудный масштаб", - говорится в статье.
Как бы то ни было, запрет на усыновления вызвал колоссальное негодование, отмечает автор. Его раскритиковали даже некоторые высокопоставленные лица.
Со своей стороны, журналистка Юлия Колесниченко, мать трехлетнего приемного сына, написала: "Детские дома, по крайней мере в таком виде, какие они есть сейчас в России, - это зло".
"Если вы не купите наш журнал, мы убьем эту собаку", - цитирует Chicago Tribune подпись к известной в США карикатуре, высмеивающей рекламу. "Но российский парламент воссоздал эту шутку в своей версии, и вовсе не намереваясь кого-то рассмешить", - сказано в редакционной статье. Госдума приняла закон, запрещающий гражданам США усыновлять российских детей.
Как оказалось, у россиян есть претензии к нашей системе юстиции. Они обвиняют ее в вопиющей снисходительности при рассмотрении дел российских детей, которые умерли в результате жестокого обращения или по халатности приемных родителей-американцев. По мнению газеты, можно понять, почему российские законодатели возлагают вину на правительство США, а Путин предложил санкции в отношении американских судей. Подобные шаги российской стороны "ошибочны, но не откровенно иррациональны", считает издание. Запрет на усыновления - совсем другое дело. "Пострадают, очевидно, потенциальные приемные родители в США, но еще сильнее - тысячи безвинных детей, которые останутся без любящих семей", - пишет издание.
Неизвестно, сколько российских сирот хотят бежать из приютов и вообще из России в поисках лучшей жизни, но известно, что ежегодно в Федеральное агентство по делам молодежи поступает 3,4 тыс. заявок на усыновление российских сирот, около 1 тыс. - от американских супружеских пар, пишет Даниеле Мастроджакомо в газете La Repubblica.
Эта безымянная армия состоит из 645 тыс. сирот, рассказывает корреспондент. Кого-то бросили, кого-то отобрали у родителей-алкоголиков, зачастую этих мальчиков и девочек подвергали пыткам и насилию, выгоняли на улицу, чтобы они занимались проституцией и попрошайничеством. Россия всегда прикрывала эту "позорную" социальную рану, даже отрицала ее существование, говорится в статье.
В ответ на санкции Вашингтона против людей, причастных к подозрительной смерти адвоката Сергея Магнитского, Кремль воздвигает стену, и это не только реакция великой страны, по национальной гордости которой нанесен удар, - это резкий поворот в политике усыновлений, обращает внимание автор. В России существует необходимость решения демографической проблемы, и вот теперь, когда больше нет бедности и разочарований советского режима, Путин приступил к ее решению, говорится в статье.
"Теперь тысячи российских семей выстраиваются в очередь, чтобы усыновить ребенка из детского дома. Центральное правительство разработало стимулирующие меры: тот, кто сегодня берет ребенка из приюта, получает 25 тыс. рублей в месяц (625 евро). За второго и третьего родители получают еще по 800 евро и гектар годной для обработки земли", - сообщает журналист.
"105 тыс. детей живут в приемных российских семьях, все остальные остаются в детских домах, причем жизнь в некоторых из них можно назвать адом. Но ситуация меняется", - признает автор материала, приводя в пример успешно действующий в Москве "Красносельский" социальный приют, которым руководит бывший полковник Олег Николаевич Алехин.
Одобрение "закона Димы Яковлева" "представителями народа" из Госдумы России, выдрессированными за 12 лет придавать желаниям хозяина Кремля законные рамки, настроило против депутатов и Владимира Путина не только российских правозащитников и передовую интеллигенции, но и высокопоставленных чиновников, и СМИ, пишет Эльке Виндиш в Tagesspiegel.
Это дурное предзнаменование для Путина, полагает журналистка. "Вполне возможно, что это первая трещина, которую дала строго выстроенная вертикаль власти. А трещины, как известно, могут иметь самые губительные последствия даже для самых прочных сооружений", - пишет Виндиш.
Скорее государственные СМИ, не соблюдающие субординацию, смогут "добиться системных изменений, в том числе проведения реформ", нежели нынешнее протестное движение, в котором и так происходит отток сторонников, говорится в статье.
Огромную роль в данном случае играет тематика - не какие-то абстрактные требования демократии, которые большинству россиян скорее безразличны, а достойное будущее детей-сирот и детей-инвалидов, их право на семью и квалифицированную медпомощь. Россия, имеющая богатейшие ресурсы и входящая в шестерку крупнейших экономик мира, обеспечивает своим гражданам бесплатное медобслуживание на уровне банановой республики, констатирует Эльке Виндиш.
Inopressa.ru