Как бы Вы оценили восемь лет правления Национального движения?
Сейчас, в период бидзинизма, в моде цитаты. В Евангелии от Матфея сказано: По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
Мы можем судить двумя основными аспектами. Первый: экономика возросла в полтора раза, это реальный рост, а номинально был больше. Второй: в условиях "управляемых" СМИ, "управляемого" суда, и "управляемого" ЦИК, победила оппозиция. Все другие вопросы по сравнению с этим являются второстепенными.
Фраза "тиран Саакашвили проиграл выборы" лишена содержания. Это то же самое, чтобы сказать, что Бендукидзе зачесал назад шевелюру. Диктатура проигрывает не выборами. Тирания проигрывает только посредством революции. Даже настолько мягкий авторитаризм, как при Шеварднадзе, не проигрывал в выборах.
Произошло много такого, что большинству из нас не нравится. Многое, чего мы хотели, не смогли сделать эти власти, в том числе, когда я был их частью.
Результаты выборов, возможно, весьма неприятны, но важны для нашего национального развития. В итоге, мы, избиратели допустили ошибку, привели эти власти, мы сами же получим результаты этого и потом мы сами предпримем что-нибудь другое. Я, с одной стороны, чрезвычайно недоволен, но вместе с тем, в долгосрочном порядке, очень даже доволен.
Какую опасность Вы видите в приходе большинством "Грузинской мечты"?
Мы находились в полуреформированной стране. Например, в системе образования сделана всего лишь треть того, что надлежало сделать. Многое еще оставалось сделать. Наряду с ошибками был и недостаток времени. Сегодня я не вижу людей, которые проведут реформы.
В будущем я вижу значительные угрозы также и в связи с криминалом. Залогом успеха в этой сфере была нулевая толерантность. Боюсь, что борьба с преступностью может ослабнуть. Отрицательные результаты этого каждый гражданин почувствует на себе.
Российская опасность тоже, разумеется, существует. С этой точки зрения я больше вижу ползучую опасность, нежели прямую агрессию. Эта опасность в том, чтобы попытка новых властей урегулирования отношений с Россией не превратилась в уступки.
Нам нечего уступать России. Это она оккупировала наши территории, не мы ведь оккупировали российские территории. Что еще уступать? Сколько бы мы ни говорили, какой Путин хороший человек, и каким был плохим Саакашвили, в результате этого самое большее, Путин может приехать в Тбилиси, или Бидзина поехать в Москву. И что с этого?
Есть пример Молдовы. В Молдове в течение ряда лет были пророссийские власти, и сегодня у этой страны объявлен нейтралитет, у них главное телевидение российское. Несмотря на это периодически для них закрывается российский рынок. В итоге политики уступок Молдова не смогла восстановить территориальную целостность.
О том, что некоторые говорят, дескать, они должны контролировать "Казахстанский канал", я и говорить ничего не стану. Мне кажется, собственно у Бидзины должно быть ощущение, что такие дискредитирующие люди его не устраивают. Вероятно, будут какие-то попытки их изоляции.
Как считаете, что будет в течение следующего одного года, пока президент является представителем Национального движения, а большинством - "Грузинская мечта"?
У Иванишвили сейчас та же проблема, что у Саакашвили в 2004 году: был собран мусор, называющийся большинством. Однако у Миши была способность управлять этим народом, работал с ними, чего Бидзина, подозреваю, не может. К тому же видит ведь, какие у него собрались глупые люди.
Бидзина, вероятно, понимает, что находящиеся вокруг него люди могут повести себя так, чтобы все обрушить. Каким бы он ни был неадекватным, он ведь не хочет, чтобы все обрушилось. Например, чтобы в Министерство внутренних дел пришел такой человек, который сорвет работу и впустит воров.
Ясно, что в политической борьбе он в определенной дозе использовал и воров, но любви к ворам, по правилам, у него не должно быть. В его интересах должно быть избавление от этих людей. Так в свое время и Ли Куан Ю в Сингапуре использовал профсоюзы и криминалов, затем устроил банкет на корабле, пригласил всех туда и затопил корабль.
Что должна сделать правящая команда в оппозиции, чтобы быть эффективной?
Важной задачей сейчас является работа с молодежью. Эти две недели сильно разрушили эти отношения. Невозможно, чтобы существовала страна, где молодежь, то есть будущая элита, будет отчуждена от обеих политических сил. Не знаю, как должно произойти, но это мне представляется наиболее важной задачей.
На Ваш взгляд, что нанесло наибольший удар по "Национальному движению"?
Тема тюрьмы, это был хорошо просчитанный удар.
Что является самой большой проблемой Иванишвили?
Его ценности. Эти ценности являются советскими. Система его ценностей основана на каких-то рангах, где, например интеллигенция выделена в отдельный слой. Такого нигде в мире не существует. Вы слышали об американской интеллигенции? Существуют американские интеллектуалы. Это не социальный статус, это умственный статус.
Я не считаю, что Путин вызвал Бидзину и сказал: иди, сделай это в Грузии, иначе пеняй на себя. Иванишвили и Кремль превосходно понимают друг руга. Это не нуждается в согласовании. Понятно, что возможно у них есть и дополнительный канал отношений, но для этого нет необходимости каждый день посылать друг другу депеши.
Когда Иванишвили заявил, что свергнет это правительство, Кремль понял, что должен максимально помочь ему в продаже активов в России. То, на каких условиях сумел Иванишвили продать свое имущество, возможно только в условиях благосклонности российского правительства.
К примеру, как следует продать банк в России? Чтобы продать банк, надо получить два разрешения: Федеральной антимонопольной службы и Национального банка. В истории есть прецеденты, когда данная антимонопольная служба использовалась, как инструмент для отказа. Например, когда Siemens хотела купить компанию "Силовые машины", в течение полутора лет вообще никакого ответа не смогла получить. В конце концов, до их немецкого ума дошло, что это означает отказ, и бросили эту затею.
Я не уверен, что последняя продажа Иванишвили завершена. Это любопытно потому что здесь есть два варианта. Это 900 миллионная сделка, так ведь? Сомневаюсь, чтобы кто-то достал эти деньги из кармана и выложил их. Это делается через банки, то есть ты выкладываешь часть, и банки выдают часть. Сейчас в России такой большой кредит выдают три банка: Сбербанк, Внешэкономбанк и Внешторгбанк. Все три являются государственными банками, и при выдаче такого громадного кредита, могу сказать вам со стопроцентной гарантией, они должны пойти в Кремль и спросить, можно выдавать, или нет. Если это произошло так, то понятно. Если это произошло не так, тогда еще более интересно: то есть, подписали сейчас, а деньги он получит в октябре. Весьма странно, получается, что он у них в заложниках. Это напоминает мне о том, что против Патаркацишвили в Верховном суде России было заведено два уголовных дела. Эти два дела были разделены впоследствии, одно он выиграл, а одно осталось. Второе оставили в заложниках.
Источник: kavkasia.net