В прошедшее воскресенье на заключительной пресс-конференции саммита АТЭС Хиллари Клинтон подтвердила, что фактически уже действуют ограничения на въезд лиц, причастных к смерти адвоката Сергея Магнитского, хотя Сенат еще не ставил на голосование введение соответствующего закона, сообщает Frankfurter Allgemeine Zeitung. Магнитский скончался три года назад в СИЗО от воспаления желчного пузыря и поджелудочной железы.
"Российский адвокат, специалист по экономическим делам, работал на британского инвестора Уильяма Браудера и выявил коррупцию в высших кругах российской элиты: во время проверки фонда Браудера Hermitage Capital в 2006 году российские налоговики при помощи конфискованных фирменных печатей предположительно перевели 142 млн евро со счетов фонда подставным лицам. Магнитский хотел доказать это в суде, но до этого был арестован и сам обвинен в мошенничестве, а год спустя его уже не было в живых", - напоминает автор.
Браудер еще с 1990-х годов входил в число самых удачливых иностранных инвесторов в России и в начале президентского срока Путина защищал того от несправедливой, по его мнению, демонизации в западных СМИ, пишет автор. Однако с момента мучительной смерти Магнитского в 2009 году Браудер борется за полное расследование дела и наказание виновных. После первой экспертизы, заключившей, что Магнитский умер от сердечной недостаточности, Браудер начал глобальную лоббистскую кампанию. Когда экспертиза независимой комиссии, созванной под международным давлением, показала, что Магнитский умер от дурного обращения и неоказания помощи, были возбуждены дела против заместителя начальника СИЗО и бывшего врача, однако Браудер заявил о показательном наказании рядовых исполнителей и вместе с пятью экспертами составил список из 60 человек, против которых, по его мнению, следует вести расследование, говорится в статье. В их число входят высокопоставленные следователи МВД, чиновники экономического отдела ФСБ, прокуратуры и налоговой службы, а также судья, занимавшийся проверкой законности содержания под стражей, и начальница медслужбы СИЗО.
Парламент ЕС и парламентская ассамблея ОБСЕ в своих резолюциях уже требовали ограничений на въезд для чиновников из "списка Магнитского", но обязательных решений по этому поводу пока что не принимала ни одна страна, напоминает автор.
Россия же яростно сопротивляется введению подобных законов. Еще в 2011 году в коммюнике МИД, адресованном США, говорилось, что Россия не намерена терпеть морализаторство на фоне пыток в американских тюрьмах и похищений подозреваемых в терроризме. Кроме того, четверо российских сенаторов незадолго до голосования в комитете Сената США по иностранным делам посетили американских коллег, чтобы убедить их, что дело тщательно расследуется и не требует вмешательства.
Источник: Frankfurter Allgemeine