В России интернет - это альтернативная реальность, сказал в интервью El Mundo депутат от "Справедливой России" Илья Пономарев. "Есть мир, который видишь, когда выходишь на улицу, есть весьма непохожий на него мир, который можно увидеть в передачах федеральных телеканалов. Да и в самой Сети существует много слоев и измерений", - продолжал он, беседуя с журналистом Пабло Ромеро.
"Некоторые говорят, что в России, несмотря на распространение интернета, свобода выражать свое мнение находится под угрозой, особенно сейчас", - заметил журналист.
Пономарев возразил, что формулировка некорректная: "В России свобода выражать свое мнение в прямом смысле не существует".
Недавно секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев указал на необходимость регулирования интернета в России по соображениям безопасности, напомнил журналист.
"Патрушев - видный выразитель мнения определенной части России", - заметил Пономарев. "Всякий раз, когда начинаются массовые акции протеста, он намеревается разорвать каналы связи между активистами", - пояснил депутат. Люди типа Патрушева стремятся к максимальному контролю над средствами связи: так, Патрушев ставит в пример китайцев.
"Но я должен добавить: даже Путин, идеологически очень близкий к этой части российской элиты, заверяет, что регулировать все эти аспекты очень сложно технически и невозможно в политическом смысле", - сказал Пономарев. По его мнению, "точка невозврата" в России достигнута: "Уничтожить свободы, существующие в интернете de facto, уже невозможно: люди толпами выйдут на улицы протестовать".
Существует ли опасность, что тяга российских властей к контролю интернета отрежет Россию от глобальной Сети? - спросил корреспондент.
"Технически изолировать Россию очень просто", - сказал Пономарев. По его словам, с помощью системы СОРМ в России можно за одну-две недели создать "брандмауэр" типа нынешнего китайского. "Кстати, СОРМ принес определенную пользу: благодаря ему изловили нескольких террористов", - заметил Пономарев.
В данный момент эти средства запрещено использовать в целях цензуры, подчеркнул депутат. "Но люди, ведающие в России безопасностью, время от времени злоупотребляют их применением, так как это дает огромную власть", - отметил Пономарев, напомнив о списке жертвователей в фонд "одного из наших видных политических активистов". Спецслужбы зафиксировали всех, кто переводил деньги, и передали их список одному из прокремлевских движений, а те развернули кампанию нападок.
Как нащупать правильный баланс, чтобы обеспечить безопасность, но не допустить абсолютной власти государства над интернетом? - интересуется журналист.
Главная угроза - государственное регулирование средств информации, полагает Пономарев. Запрет неприлично выражаться и давать слово экстремистам в СМИ он считает логичным. "Но если те же самые требования предъявить к частным лицам, мы запросто можем закрыть все блоги, так как в них часто употребляются нецензурные слова", - подчеркнул Пономарев. Более того, неужели целый сервис с миллионами пользователей можно закрыть за то, что один-единственный блоггер выложил неприличное слово? - вопрошает депутат.
"В Госдуме вы принимаете меры, чтобы подобные юридические казусы не возникали?" - спросил журналист.
"Да, в последние два года это моя прямая обязанность", - сообщил Пономарев. Им и его соратниками разработана норма, согласно которой провайдеры не отвечают за действия пользователей. Правда, этой идее противятся те, кто призывает приравнять все веб-страницы к СМИ и практиковать их закрытие.
Способно ли государство контролировать недовольных граждан, которые общаются и организуют акции через интернет? - спросил журналист.
Одно дело - несколько сот людей, знакомых между собой, и совсем другое - сотни тысяч, выходящие на улицу, отметил Пономарев. К тому же было бы незаконно закрыть, например, "Фейсбук". "Но существует знаменитый принцип, разработанный Франко: друзьям надо давать все, а врагам не давать ничего. Путину очень нравится повторять эту мысль", - сказал Пономарев. Например, нет законного способа закрыть "Фейсбук" на время митинга. "Но можно позвонить операторам мобильной связи, и передача данных этих трех операторов на конкретные телефонные номера внезапно оборвется", - отметил депутат.
Меняют ли социальные сети политическую реальность в России и в мире? - спросил журналист.
"Да, думаю, что меняется все, и в значительной мере", - отметил Пономарев. Раньше митинговали только "коммунисты и конформисты" (по выражению Пономарева), и их немногочисленные демонстрации ни на что не влияли. Российские интернет-пользователи не ходили на выборы, так как не симпатизировали ни одной партии. Теперь же эти люди политизировались и мобилизовались благодаря социальным сетям.
Источник: El Mundo