Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

Международная изоляции Сирии нарастает, но плана "В" ООН не имеет

un

Высылка сирийских дипломатов из ряда западных стран в ответ на убийства мирных жителей в Хуле подстегнет делегитимизацию режима Асада, а Саудовской Аравии станет проще вооружать оппозицию. Если есть варианты, кроме ливийского сценария и бездействия, их следует рассмотреть прямо сейчас, пишут СМИ, осуждая позиции Москвы и Пекина как "нравственное банкротство".

Недавние шаги усугубляют международную изоляцию Сирии, а также России, полагает обозреватель The Independent, комментируя высылку сирийских дипломатов из ряда западных стран в знак протеста против бойни в Хуле. Руководству России, Китая и Ирана следует задуматься, стоит ли тратить политический капитал на выступления в защиту Асада.

"Недопущение зверств, которые привлекли бы внимание за границей, было в интересах Асада. Тот факт, что режим не в состоянии сдержать людей из собственных сил, - признак, что с эффективным принятием решений дело обстоит плохо", - пишет автор. В этом контексте высылка дипломатов подстегнет делегитимизацию режима, и "Саудовской Аравии и другим станет проще вооружать оппозицию".

Россия обанкротилась в нравственном плане и не может нам помочь с Сирией, пишет в The TimesШашанк Джоши, научный сотрудник Royal United Services Institute (Великобритания). И Россия, и Запад поддерживают диктаторов: разница только в том, что Запад этого стыдится и перестает подбадривать своих союзников-автократов, когда их теснят противники. "В большинстве случаев мы предпочитаем передачу власти политическим путем или даже революцию, но не кровопролитие", - утверждает Джоши.

Если Россия действительно готова к компромиссам, пусть окажет реальное давление на Сирию. Российский "дипломатический щит и материальная поддержка" - это пособничество зверствам. "Возлагать на жертв бойни вину за их гибель, как сделал глава МИД России, - это не realpolitik, а нравственное банкротство", - заключает автор.

 

 

"Я в шоке и ужасе от того, что произошло два дня назад в Хуле, когда были убиты ни в чем не повинные дети, женщины, мужчины", - цитирует Кофи Аннана, прибывшего в Дамаск для встречи с Асадом, Il Sole 24 Ore. По словам Аннана, события в Хуле станут "точкой невозврата" в сирийской трагедии, Сребреницей, которую мировое сообщество не сможет принять. Однако вчера, по данным сирийского наблюдательного совета по защите прав человека, десятки человек погибли в Хаме. Оппозиция все настойчивее заявляет о бесполезности перемирия и самого плана Аннана, говорится в статье.

 

"Сирийский режим перекладывает ответственность за массовые убийства на "террористов", но СБ ООН выразил осуждение, пусть и не в форме резолюции, на чем настояла Россия. Вчера российская сторона в очередной раз повторила, что режим и оппозиция несут обоюдную ответственность за массовые убийства и что задача "положить конец насилию" намного важнее, чем решать, кто стоит у власти в Сирии. Аналогичную позицию занимает и Пекин", - пишет издание.

 

Сирийская оппозиция после событий в Хуле считает, что "ей нечего больше терять" и провозглашает "борьбу за свободу и достоинство" до тех пор, пока ООН не примет решение о международном военном вмешательстве, сообщает корреспондент. Сирийская свободная армия подчеркивает, что она не считает себя обязанной выполнять план Аннана. На этом фоне слова генсека ООН Пан Ги Муна воспринимаются как капитуляция: если план Аннана провалится, "у ООН нет плана "В", заявил он вчера.

До сих пор план Кофи Аннана был лишь жалкой отговоркой, маскировавшей разногласия и колебания международного сообщества: мир не мог сделать вид, что не знает о происходящем в Сирии, но ни в коем случае не хотел повторения ливийского сценария, пишет на страницах Ouest-France специальный советник французского IFRI Доминик Моиси. Москва сочла, что в Ливии коалиция западных стран ее одурачила, уравняв прекращение убийства мирных жителей и свержение действующего режима, напоминает автор.

"Снова став номером один, Путин хочет показать, что теперь ситуация изменилась. Его вызов, к которому присоединился Китай, блокирует любую возможность одобрения серьезной резолюции СБ ООН против режима Асада. В который раз правомерность противостоит законности. Вторгнуться в Сирию было бы правомерно, но незаконно, - считает автор, - однако остаться в рамках законности неправомерно с точки зрения обязанности защищать мирное население".

 

Почему бы не воспользоваться возмущением, вызванным кадрами убийства детей, чтобы оказать давление на Россию и Китай, разъяснив им, что арабский мир не поддерживает их циничную и оторванную от реальности политику? Вторым вариантом действий может стать открытое вооружение сирийской оппозиции и предложение убежища президенту-диктатору и его семье. "Конечно, раскол в Сирийском национальном совете глубок: падение режима может привести страну к раздроблению, если не к хаосу. Но нынешний статус-кво просто невыносим", - пишет автор. Помимо прямого вооруженного вторжения и бездействия, есть и другие варианты, и их следует рассмотреть прямо сейчас, считает Моиси.

"Опять то же самое: сирийские власти убили еще несколько десятков собственных сограждан, а Россия мешает Совбезу ООН принять существенные ответные меры", - сетуют авторы статьи в The Financial Times и задают более общий вопрос: "Какое место вообще занимает Россия в современном мире?".

По мнению авторов, членство России в "западных организациях" не дает особых позитивных результатов, ее до сих пор нельзя отнести к динамично развивающимся рынкам, так что не следует ее считать ни "геополитическим врагом номер один" для Америки, ни даже одной из стран БРИК. Если и следует общаться с россиянами, то только с приверженцами вхождения страны в современную Европу, заявляют Иэн Бреммер (президент Eurasia Group) и экономист Нуриэль Рубини.

Спецпосланник ООН по Сирии Кофи Аннан во вторник в очередной раз встретился с Башаром Асадом в Сирии в попытке спасти свой план по достижению мира, пишет американский журнал Time. Однако ключ к выходу из тупика находится не в Дамаске, а в Москве. Россия упорно обеспечивает политическое прикрытие своему ключевому союзнику на Ближнем Востоке. Она дважды налагала вето на резолюции СБ ООН. Теперь Россия говорит, что не поддерживает сирийское правительство, но хочет не смены режима, а выполнения плана, который по сути требует, чтобы Асад демонтировал собственный режим. Это сдвиг в политике? - спрашивает автор статьи.

Салман Шейх, директор Центра Брукингса в Дохе, так не считает. По его словам, "русские пришли в некоторое замешательство" после резни в Хуле. Они пытаются вслух рассуждать о том, как поддержать Аннана, но их действия не способствуют его поддержке.

Появляется много сообщений о возможной передаче власти в Сирии в йеменском стиле - этот сценарий предполагает, что режим будет обезглавлен, но то, что от него останется, гарантирует сохранение российских коммерческих соглашений и морской базы в Тартусе, говорится в статье. "Это утопия, - считает профессор Джошуа Лэндис, специалист по Сирии из Университета Оклахомы. - Башар молод [ему 46 лет, тогда как президенту Йемена Али Абдале Салеху - 69], и алавиты настроены на победу". Кроме того, "режим нельзя реформировать", говорит он. "Если Башар уйдет и семья Асадов покинет Сирию, рухнет все. Это культ личности и культ руководства".

Майкл Янг из бейрутской газеты Daily Star не думает, что Россия заинтересована в "йеменском варианте" - русским нужен Асад у власти.

В свою очередь, Питер Харлинг из Международной кризисной группы считает, что политическое прикрытие Москвы позволит сирийскому режиму удержаться у власти еще какое-то время, хотя недолго, учитывая, что Асад настроил против себя широкие слои населения. "Я не уверен, что этот режим сможет выжить, - говорит он, - с поддержкой России или без".