В российско-германских отношениях начинается новая фаза "ледникового периода". Берлин сегодня как никогда зависим от Москвы, однако Меркель не доверяет вновь избранному российскому президенту и хочет укрепить оппозицию, пишет Der Spiegel.
В ближайшую пятницу Владимир Путин начинает свой официальный визит в Берлин - это будет его первая поездка на Запад после вступления в президентскую должность. "Этот визит по сути должен был нести в себе позитивный заряд - однако отношения между Берлином и Москвой на сегодняшний день достигли своего дна", - отмечают авторы статьи Ральф Нойкирх и Маттиас Шепп. И это при том, что Германия, на фоне грозящего краха проекта Nabucco, продолжает оставаться зависимой от российского газа, а Путину нужны германские инвестиции для модернизации экономики.
"Отношения с Россией традиционно занимают особое место во внешней политике Германии", - пишут авторы, указывая на то, что немецкие политики берут на себя роль своего рода посредника между западными партнерами и Россией, а Москва, со своей стороны, имеет возможность оказывать влияние на Европу через Берлин.
На фоне стремительно развивающихся торговых отношений в политике дело не ладится. "В пятницу канцлеру Меркель предстоит встреча с гостем, об окончании политической карьеры которого она мечтала еще несколько лет назад. А сегодня он еще влиятельнее, чем когда бы то ни было".
Ангела Меркель делала ставки на предшественника Путина Дмитрия Медведева, до последнего момента надеясь, что он выставит свою кандидатуру на мартовских президентских выборах. Однако и ей в конце концов пришлось "признать, что Медведев был всего лишь марионеткой Путина".
"Фальсификации в ходе выборов в Госдуму и грязная предвыборная кампания, направленная против оппозиции, лишь подтвердили ее суждения о Путине", - отмечают комментаторы.
Российский президент, со своей стороны, при всем уважении к Меркель считает германского канцлера слишком проамерикански настроенной. То, как Путин относится к Западу, он со всей очевидностью демонстрирует в последнее время: наиболее яркие примеры - его демонстративный отказ ехать на саммит G8 и встречу на высшем уровне стран НАТО. "Может быть, это и не новая холодная война - но уж точно холодный мир", - констатирует немецкий еженедельник. От встречи в Берлине на этом фоне не приходится ждать сближений по животрепещущим вопросам, добавляют авторы.
Канцлер, говорится в статье, намерена изменить свою стратегию и оказывать давление на Москву по-другому. Она инициировала изменения в руководстве "Петербургского диалога" - ежегодного форума, который задумывался для сближения двух государств. В апреле этого года Меркель ввела в руководство форума двух своих доверенных лиц. "Мы должны ясно дать понять, что под "партнерством во имя модернизации" мы понимаем нечто большее, чем улучшение сотрудничества в энергетическом секторе", - говорит один из них, заместитель председателя фракции ХДС/ХСС в бундестаге, возглавивший рабочую группу по развитию гражданского общества, Андреас Шоккенхофф. Германия, по его словам, должна поддержать представителей российского среднего класса, которые выразили публичную критику после думских выборов и стали настоящей модернизационной силой в России. Федеральное правительство, замечают авторы немецкого издания, не особенно верит в то, что новое российское правительство будет способствовать переменам в стране.
"С точки зрения Берлина, руководство в Москве до сих пор не может принять тот факт, что Россия перестала быть мировой державой и нуждается в Европе как в надежном партнере. Немцы уверены: то, что Россия так противится европейской ПРО НАТО, является не чем иным, как отчаянной попыткой продемонстрировать силу".
Однако для Кремля ситуация выглядит иначе. Путин и его советники не без злорадства наблюдают за снижением геополитического влияния Запада в мире. При этом, отдают должное президенту авторы, в картине мира Путина Германии отведена важная роль. Однако вместе с тем он, по словам кремлевского советника Владислава Белова, осознает, что многие его предложения остаются без ответа, и ищет новые приоритеты. Это касается прежде всего отношений с "ближним зарубежьем", указывают авторы, упоминая о Таможенном союзе с Белоруссией и Казахстаном, а также о масштабном проекте по созданию Евразийского союза, который должен будет объединить и другие бывшие союзные республики.
"Сближению Меркель и Путина мешает и ЕС", - констатирует издание, указывая на то, что Путин рассматривает Евросоюз как слабое образование, деятельность которого парализуется внутренними механизмами принятия решений. Меркель, напротив, несмотря на ведущую роль Германии в ЕС, осознает необходимость учитывать интересы и небольших государств Евросоюза.