В начале февраля президент Владимир Путин дал в Москве интервью бывшему ведущему американского телеканала Fox News Такеру Карлсону. Одним из немногих губернаторов, высказавшихся по поводу двухчасового монолога Путина, оказался глава Чечни Рамзан Кадыров. Пост в его телеграм-канале подтвердил статус чеченского политика как одного из важных элементов российской пропагандистской машины, считают опрошенные редакцией Кавказ.Реалии эксперты.
По примеру Сталина
Глава Чечни заявил, что Путин "очень доходчиво объяснил цели и задачи СВО (так российские власти называют вторжение в Украину. – Прим.)", хотя блогеры, оппозиционеры и эксперты не увидели в выступлении российского президента ни одного неопровержимого аргумента для нападения на соседнюю страну.
"Заметили, какая истерия началась в западных СМИ после того, как Карлсон анонсировал интервью? Испугался Белый дом", – написал в своем телеграм-канале Кадыров, назвав Путина "отличником среди всех президентов мира".
Заявление о том, что на Западе по поводу интервью Путина была какая-то истерия, – сомнительно, отметил в комментарии редакции Кавказ.Реалии Пол Гобл, аналитик американской неправительственной исследовательской организации Jamestown Foundation.
"В ряде изданий и от политиков звучали возмущения по поводу того, что сказал Путин и как он пытается оправдать военную агрессию, но не самого факта интервью. Например, такие интервью влиятельным западным изданиям как инструмент пропаганды использовал Иосиф Сталин, а Путин повторяет это за советским диктатором", – считает Гобл.
Разговор Карлсона и Путина стал примером несовпадения целей и аудиторий, отмечает аналитик по Северному Кавказу Гарольд Чемберс. Бывший телеведущий хотел внедрить пропаганду Кремля в повестку американских СМИ (например, как в заголовке New York Time об этом интервью – "Путин призвал к "переговорам" по Украине"), при этом сам российский президент желал донести до западного зрителя личные причины и мотивы этой войны.
"То, что Кадыров называет "истерией", я бы назвал возмущением фактом, что гражданин демократической страны приезжает в Москву "отмывать" режим Путина во время страшной войны в Украине. И при этом Карлсон, скорее всего, не столкнется с какими-либо последствиями. Очевидным хобби Рамзана Кадырова является "троллинг" Запада. Его комментарий – очередная демонстрация этого", – заключил Чемберс.
Чеченские вояжи агентов Кремля
Россия не первый год использует западных правых политиков и лидеров общественного мнения, в том числе когда-то популярных актеров и спортсменов, для распространения своей пропаганды. Например, их привозили в Чечню для демонстрации нового образа "возродившейся после войны" республики.
В русской культуре есть не очень положительный термин "басурмане" – как раз про Кадыровых
Например, в 2010 году Чечню посетили английские депутаты во главе с членом парламентской делегации Великобритании в ПАСЕ лордом Фрэнком Джаддом. До этого он был последовательным критиком политики Москвы в Чечне, в частности, считал поспешным проведение здесь конституционного референдума в марте 2003 года, но спустя семь лет отметил разительное восстановление республики за короткое время.
В 2012 году в Чечню приехала делегация австрийских депутатов – они встретились с Рамзаном Кадыровым и затем хвалили ситуацию в регионе. Показательно, что один из членов делегации – депутат парламента Вены и представитель Свободной партии Австрии Йоханес Хубнер – после утечки личной переписки в начале 2023 года был заподозрен в получении финансирования от Кремля за продвижение пророссийских нарративов. В частности, ему могли заплатить 20 тысяч евро за выступление против санкций в отношении России.
В мае прошлого и в январе этого года Грозный посетил бывший морпех-разведчик из США Скотт Риттер – его не раз использовали российские медиа для оправдания вторжения в Украину. Гостю показали так называемый "российский университет спецназа" в Гудермесе, где проходят обучение наемники со всей страны, и построение нескольких тысяч чеченских силовиков в центре Грозного.
"Мы позвали гостя на это мероприятие для того, чтобы донести до США и всего Запада наши серьезные намерения и планы, показать миру, что мы не отступим и не позволим им ущемлять интересы России и ее граждан", – заявил тогда Кадыров.
Именно Риттеру политик сделал шокировавшее многих предложение: в обмен на 20 украинских военнопленных договорить о снятии санкций с членов его семьи. Вероятно, глава республики воспринимал Риттера как человека, имеющего определенное влияние в Вашингтоне или по крайней мере способного донести до американских политиков предложение об обмене. Инициатива возмутила даже российских пропагандистов, поэтому окружение Кадырова задним числом попыталось выставить предложение как "троллинг".
Еще один пример явной пропаганды. В феврале прошлого года государственный телеканал "Грозный" опубликовал отрывок выступления главного редактора немецкого журнала "Compact" Юргена Эльзессера, оправдывающего вторжение в Украину.
При этом ЧГТРК не уточнил, что Эльзессер является приверженцем крайне правых взглядов – его многократно обвиняли, в том числе власти самой Германии, в высказывании исламофобских, расистских, антисемитских и националистических идей. Эльзессер поддерживал партию "Альтернатива для Германии", которую открыто называют прокремлевской. Массовые расстрелы боснийских мусульман в 1995 году в Сребренице, когда погибли более восьми тысяч человек, в принадлежащем Эльзессеру журнале называли "военной победой христианской Европы над вновь вторгшимся исламом".
Пустота и противоречия
Российские власти понимают, что теряют вес и значение в информационном пространстве за рубежом, отметил в беседе с корреспондентом Кавказ.Реалии эксперт Международного центра противодействия российской агрессии Дмитрий Громаков. При этом российская позиция не интересна зарубежным зрителям, и Москва вынуждена подогревать их с помощью таких людей, как Такер Карлсон.
"Путину больше нечего сказать, в этом интервью он повторяет тезисы, продвигаемые российской пропагандой несколько лет, но Кремлю было важно заставить Запад услышать его картину мира", – подчеркивает эксперт.
Запроса на борьбу с "сатанизмом" на Западе не испытывают
Говоря в целом об использовании западных медийных персон с помощью коррупционных схем, Дмитрий Громаков обращает внимание: во многом это направлено на внутреннего потребителя. Россиянам хотят доказать, что "здравомыслящие" иностранцы поддерживают политику Москвы. Один из элементов такой пропаганды – "месседж" о том, что Россия единственная в мире поддерживает традиционные ценности. Глава Чечни, например, регулярно заявляет, что российская армия в Украине воюет с "сатанистами", а западный мир погряз в разврате.
"Такой проблемы для Запада не существует. Он более христианский, чем сама Россия. Гипертрофированное преподнесение российской пропагандой этой повестки требует подтверждений, которых в реальности нет. Тема гей-парадов и свободы в отношениях на Западе может подчеркиваться в массовой культуре с точки зрения воспитания толерантности, но подавляющее большинство европейских и американских семей [состоит из] мужчин и женщин. Поэтому запроса на борьбу с "сатанизмом" они не испытывают", – подытожил эксперт.
Кремль переманивает на свою сторону не только крайне правых, но и левых лидеров мнений. Например, американского кинорежиссера Оливера Стоуна – он снял фильм о Путине (который американские СМИ раскритиковали за подобострастие), а его сын Шон работает на Russia Today (RT), напоминает член совета фонда "Либеральная миссия" Сергей Жаворонков.
"Кадыров интересен для внешней пропаганды как раз с левой точки зрения, он регулярно заявляет о защите "угнетенных мусульман" по всему миру, это созвучно повестке левых, – рассуждает спикер. – При этом не стоит забывать, например, что поддерживаемое им многоженство не является традиционной российской ценностью, а в русской культуре есть не очень положительный термин "басурмане" – как раз про Кадыровых".
Жаворонков обращает внимание, что в интервью Карлсону президент Путин как раз не особо затрагивал "традиционные ценности", защита которых стала ключевым нарративом Кремля для объяснения вторжения в Украину.
"Возьмем самого Путина – официально разведенного мужчину с двумя детьми, а вовсе не с восемью, к рождению которых недавно призвал россиян", – заключил эксперт.
Существенную часть государственной пропаганды в Чечне с началом полномасштабного российского военного вторжения составляет антиукраинская повестка. Кадыров стал одним из главных самостоятельных рупоров российского пропаганды – в его телеграм-канале, где число подписчиков за два года выросло в несколько раз, появляются постановочные "тикток-ролики" с оккупированных территорий. Кроме того, глава Чечни в союзе с владельцем ЧВК "Вагнер" Евгением Пригожиным и до его вооруженного бунта неоднократно позволял себе критику командования Минобороны.
- В декабре 2017 года Минфин США внес главу Чечни в санкционный "список Магнитского". В ведомстве возложили на него ответственность за внесудебные убийства, пытки и другие нарушения международно признанных прав человека. Управление по контролю за иностранными активами Минфина США внесло в "черный список" лиц, с которыми гражданам и резидентам США запрещено вести бизнес, Рамзана Кадырова и ряд членов его семьи. Санкции против Кадырова и его родственников введены в связи с войной в Украине.
- Шеф-редактор редакции художественных программ ЧГТРК "Грозный" Любовь Арсалиева и замдиректора ГТРК "Вайнах" Асламбек Арипханов получили в подарок квартиры от общественного фонда имени Ахмата Кадырова. Об этом сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.
- В 2024 году в Чечне заработает региональный контент-центр. Его сотрудники должны писать посты для страниц местных министерств и ведомств в соцсетях. Глава республики Рамзан Кадыров уделяет особое внимание продвижению своего образа в медиа, отмечают опрошенные сайтом Кавказ.Реалии эксперты: бюджетников принуждают оставлять позитивные комментарии под его постами, а СМИ в регионе используются для пропаганды и критики правозащитников.
- Сайт Кавказ.Реалии писал, как власти республики сделали подконтрольные им медиаресурсы рупорами пропаганды и борьбы с критиками режима Кадырова, в том числе живущими за рубежом популярными оппозиционными чеченскими блогерами.