В начале октября в Украину для участия в войне против российских войск прибыл экс-командир чеченского отряда из Сирии Рустам Ажиев, более известный как Абдул-Хаким Шишани. Во вторую чеченскую войну он командовал Центральным фронтом армии непризнанной Ичкерии, затем переехал в Турцию и в 2011 году вместе с другими джихадистами из "Имарата Кавказ" возглавил в Сирии независимую, не входившую в состав ИГИЛ группировку "Аджнад Аль-Кавказ" (признана террористической организацией на территории России. – Прим.). В октябре 2017 года руководители группы заявили о приостановке своего участия в войне в Сирии из-за внутренних конфликтов среди сирийских джамаатов.
В Украине Ажиев и его отряд будут частью Отдельного батальона особого назначения (ОБОН) Вооруженных сил Чеченской республики Ичкерия в составе интернационального легиона Украины, который создал председатель правительства непризнанной республики Ичкерия за рубежом Ахмед Закаев.
В интервью Кавказ.Реалии Абдул-Хаким Шишани рассказал о причинах приезда в Украину и о своих взглядах на будущее Чечни.
– Сколько вам было лет, когда в Чечне началась война? Чем вы тогда занимались?
– Рождён был в Грозном в 1981 году, рос, как и все мои сверстники, особо не отличаясь: школа, спортзал... Во время занятий спортом подавал большие надежды, тогда у нас немало было хороших борцов вольного стиля. После школы успел даже поступить в педагогический институт, но война, которую начала Россия, перечеркнула все планы.
В 1999 году начались боевые действия, а в 2000 году в возрасте 19 лет я уже присоединился к народному сопротивлению. Далее вся моя жизнь связана именно с конфронтацией с Россией.
– Почему вы взяли тогда оружие в руки?
– Ответ на ваш вопрос демонстрируют сегодня украинцы. Обязанностью мужчины является защита своей родины и своего народа. В моём случае я просто не мог не взять в руки оружие и не встать в один ряд со своими сверстниками. Все мои знакомые, одноклассники, спортсмены, с кем тренировался в зале по борьбе, присоединились к сопротивлению. На кону стоял вопрос о существования самого народа "нохчи" как этноса, а не только независимость Ичкерии.
– Чем закончилась для вас война в Чечне? Как сложилась ваша жизнь после окончания войны?
– Война для нас не окончена, иначе не было бы ни правительства в изгнании, ни большого количества граждан Чечни, желающих вернуться домой, но не имеющих этой возможности. Война просто перешла в другую фазу, сменив не одну локацию. После установления режима коллаборантов и оккупации нашей родины, чеченское сопротивление ушло в подполье. Я получил ранение, которое заставило меня покинуть родину.
Находясь на лечении в Турции, у меня появилась возможность продолжить сопротивление против России в Сирийской Республике. Я, как и многие ветераны "двух чеченских войн", приехал добровольцем в Сирию. Иными словами, после Чечни была партизанская война, а далее мы смогли схлестнуться уже в Сирии. Завершение войны в Украине также не гарантирует полной победы над Россией. Мы будем преследовать врага на любой доступной нам территории.
В чеченских войнах не было поддержки со стороны других государств
– Что стало для вас поводом для участия в новой войне в Сирии?
– Как было сказано выше, повод только один – тотальная победа над врагом, врагом очень коварным, который не одно столетие уничтожает цвет нации, проводя политику террора и геноцида в отношении чеченского народа. Имея ту поддержку, что сегодня получает Украина, есть все шансы победить Россию – мы, к сожалению, таковую не имели.
– Чем, на ваш взгляд, отличаются российско-чеченская и российско-украинская войны?
– Отличие в том, что в чеченских войнах не было поддержки со стороны других государств, таких как ЕС и страны Запада. Ресурсы были ограниченными: как в людях, так и в вооружении. Нам приходилось воевать в заведомо проигрышной позиции, не имея всего того, чем оснащены ВСУ.
В Украине же война нового поколения – война артиллерии, дронов и ракет. Мы имеем большой опыт работы малых, тактических групп в горах, лесах, городах и пустыне. Именно этими малыми группами украинцы сегодня одерживают победы над неповоротливой российской армией, которая так же воюет со времён "второй мировой". Нам эта тактика знакома не понаслышке, мы можем предложить свой опыт.
– Как вам удалось добиться получения гражданства Украины, когда многие чеченцы, жившие в стране с 2014 года, не только не смогли получить паспорт, но и оказались в санкционных списках?
– Есть вещи, на которые я не могу вам дать ответ, вернее, не обо всем можно говорить. Пусть это останется за кадром, так как мы пришли к соглашению между ведомствами двух государств, Ичкерии и Украины.
– Почему вы решили, что война в Украине – это ваша война?
- Я приехал восстанавливать историческую справедливость. Наш народ на протяжении всей своей истории существования вёл борьбу против несправедливости. В своё время украинцы небольшой группой приехали к нам оказать помощь в сопротивлении против россиян, мы не забыли это.
– У вас есть семья? Как отнеслись родственники к вашему решению ехать в Украину?
– Да, я семейный человек, у меня многодетная семья, но распространяться на эту тему у нас не принято. Это сугубо личное. Родственники мои и моих соратников полностью поддерживают наше решение отвоевать свою независимость. Это для нас вопрос выживания: пока существует Россия, мы не сможем жить спокойно. Рано или поздно они захотят полностью нас истребить или поработить, как в случае с Кадыровым. А это значит, что не будут в безопасности родственники ни одного из нас, всё пассионарное население Чечни является потенциальной угрозой оккупационному режиму.
– С тех пор как вы переехали в Украину для участия в войне, много ли ваших соотечественников изъявили желание воевать на стороне украинцев?
– Мы никогда не испытывали нехватку в желающих бороться за свою свободу против России. Но приезд в Украину большого количества наших земляков – это всего лишь вопрос времени. Думаю, в скором будущем вы станете свидетелями, когда наши ряды будут пополнять большие массы свободных чеченцев.
– Глава Чечни Рамзан Кадыров объявил кровную месть чеченцам, которые участвуют в войне на стороне Украины. Что вы об этом думаете?
– Я, наверное, его огорчу, если отвечу, что жизни людей находятся не в его руках. Каждый может обещать что угодно – россияне тоже обещали взять Киев за три дня, а до этого Грозный за пару-тройку часов, в первую чеченскую. Но такого метода они ещё не изобрели. А Кадыров существует только опираясь на российские штыки, и время их подходит к концу.
– Какой вы хотели бы видеть Чечню? Надеетесь когда-нибудь вернуться домой?
– Свободная Ичкерия – наша давняя цель. Когда мы здороваемся друг с другом, словами приветствия у нас является "пожелание быть свободным". Это заложено глубоко на подсознательном уровне. Чеченцы являются свободным обществом, чего не могут никак понять россияне.
Думаю, надежды вернуться домой имеет каждый чеченец, находящийся на чужбине. Без надежды человек жить не способен.
***
- В 2019 году сообщалось о самоподрыве Рустама Ажиева, но впоследствии неподтвержденные источники в зоне конфликта это опровергли. В октябре прошлого года в Турции задержали шесть уроженцев Чечни, которых обвинили в подготовке покушения на Ажиева и оппозиционного блогера Хасана Халитова.
- На стороне Украины сражаются батальон им. Джохара Дудаева (командир Адам Осмаев) и отряд "Бешеная стая" в составе структуры ВСУ, а также батальон им. Шейха Мансура под командованием Муслима Чеберлоевского – на правах добровольческого отряда. Ранее Кадыров пообещал заплатить миллион долларов за информацию о местонахождении командиров этих батальонов.
- В ноябре Росфинмониторинг внес в список экстремистов и террористов 35-летнего уроженца Чечни Муслима Садаева – он является командиром одного из подразделений в Отдельном батальоне особого назначения. В Чечне на председателя правительства непризнанной Ичкерии Ахмеда Закаева возбудили уголовное дело по статье о создании террористического сообщества. При этом в единый федеральный список террористических организаций, который ведет ФСБ, ОБОН Вооруженных сил Чеченской республики Ичкерия не внесен.
- Сторонники непризнанной Ичкерии объявили джихад главе Чечни Рамзану Кадырову и его режиму. Также о подготовке подпольного движения среди населения республики заявили сын бывшего президента Ичкерии Анзор Масхадов и спикер чеченского батальона имени шейха Мансура, воюющего на стороне Украины, Ислам Белокиев. По их словам, цель подготовки – "деоккупация и независимость непризнанной Ичкерии".