Правда, у моего "негероя", куча наград за его другие деяния, но этот его подвиг остается безвестным, если не сделаю его достоянием общественности. К этому меня обязывает тот факт, что это я, по старой дружбе, привлек его к политической деятельности и нес моральную ответственность за его дальнейшую политическую судьбу. В этом он меня ни разу не разочаровал, наоборот, я бывал горд, когда открывал в своем друге незамеченные мной таланты. Одним из таких его талантов был его талант утонченного дипломата в разрешении "неразрешимых конфликтов чеченской дипломатией".
Мало кто знает сегодня, особенно молодое поколение, что у нашего Сопротивления, помимо военного крыла, было еще и политическое крыло Сопротивления в лице "Ассамблеи общественно-политических сил ЧРИ", доносившее до мировой общественности политические инициативы руководства государства. Многие инициативы исходили и от самой Ассамблеи, которые совпадали с видением политического руководства страны в лице Джохара. И у политического крыла были свои подвиги и герои, об одном из них я и расскажу вам, чтобы восторжествовал принцип "ничто не забыто, никто не забыт". Люди должны знать и чтить своих героев. Об одном из таких героев я и расскажу вам в своем очерке из будущей книги "Ичкерия. Штрихи: время, события, люди".
С Виситой Ибрагимовым я сдружился в отрочестве, и он часто наведывался к нам в Гельдиген из соседнего Автуры и преподал мне с Вахулой урок, который я запомнил на всю жизнь. Сидя за едой, Висита как то сказал нам:
- Как видите сами, я часто навещаю вас, находя в общении с вами радость бытия. Этот "Шун" (невозможно русским языком передать его сакральность для чеченца) и частое общение скрепляет дружбу между людьми, так что не отставайте в этом от меня.
Он этим неотроческим умом поразил меня с Вахулой. Как это мы оба отметили после, мы решили не прерывать дружбу с Виситой. Этот недюжинный ум Виситы сгодился мне и в Ассамблее. Кто в теме, тот знает: Джохар, прознав о скрытых от него под эгидой ОБСЕ переговорах Аслана с российской стороной, издал приказ об аресте членов ОБСЕ. Этот приказ получил соответствующий резонанс. ОБСЕ срочно заменил пророссийски настроенного руководителя группы венгра Месароша на швейцарца Тима Гульдимана. Тим каким-то образом узнал о существовании Ассамблеи и пришел к нам за помощью в налаживании контактов с нашей стороной и попросил нас довести до сведения Джохара, что он искренне намерен содействовать прекращению войны, и в этом ему будет мешать приказ об аресте членов его группы. Джохар через нас дал ему гарантию об отмене этого приказа. Так началось наше плодотворное сотрудничество с группой ОБСЕ в Чечне Тима Гульдимана. На одно из наших заседаний Тим пришел в очень удрученном состоянии и сказал нам, что все его попытки остановить войну разбиваются об аргумент той стороны, что это "гражданская война" и не они сторона конфликта. Сможем ли мы сделать совместное с той стороной (завгаевской) совместное заявление о выводе войск и проведении под эгидой ОБСЕ свободных выборов? Задача была нелегкая, но преодолимая для нас, так как война опостылела всем со своими, зачистками, блокпостами, где не разбирались, кто кому симпатизирует. Для решения этой задачи нужен был человек недюжинного ума и дипломатических способностей. К тому времени Висита выделялся в Ассамблее своим организаторским талантом и был наречен нами Куратором "южной зоны" (в переводе на военный язык - направления, где мог принимать самостоятельные решения в организации политических акций сопротивления). Среди нас было много и горлопанов, ура-патриотов, на которых в таком важном деле трудно было положиться. Мое предложение возложить эту работу на Виситу Ассамблея поддержала и не просчиталась. Висита буквально за месяцы справился с этой работой, и завистливый (не хочу называть его имя, так как он, поняв, что сделал, сожалел об этом) горлопан в патриотическом угаре разорвал этот исторический документ в клочья.
К тому времени нашу работу уже курировал непосредственно вице-президент Сайд-Хьасан Абумуслимов, и склеенное им разорванное совместное заявление Тим Гульдиман выложил на стол российской стороне. Так Висита Ибрагимов своим неутомимым трудом разбил миф о "гражданской войне" в ЧРИ и стал непосредственным помощником вице-президента по налаживанию контактов с "оппозицией", и преуспел и в этой работе.
Сулим Юнусов