Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

Круглый стол «Права человека в Чечне и на Северном Кавказе», Берлин, Германия

26 ноября в 16.30 в Берлине состоялась конференция  «Права человека в Чечне и на Северном Кавказе», на которую я был приглашён. Однако в связи с пандемией моя поездка в Германию не состоялась, и пришлось участвовать в конференции виртуально, по системе Zoom.

В конференции приняли участие Игорь Эйдман – ведущий; Владимир Малыхин – сотрудник ПЦ «Мемориал» «Горячие точки»; Дмитрий Пискунов – руководитель Кавказского отделения «Комитет против пыток» и ваш покорный слуга.

Я расскажу вкратце о выступлениях на конференции и заранее прошу прощения за неточности в пересказе, так как рассказываю по памяти.

Игорь Эйдман, известный журналист и социолог, предоставил первым мне слово, видимо из уважения и учитывая, что я чеченец.Однако для наших читателей будет интересно узнать сначала то, что рассказали другие участники конференции, побывавших непосредственно в «горячих точках».

Дмитрий Пискунов, руководитель Кавказского отделения «Комитет против пыток» рассказал о нескольких случаях преследований чеченцев, о которых я услышал впервые.

Всем нам известно о насилии, которому подвергся 19-летний СалманТепсуркаев – активист и модератор оппозиционной группы "Адат" в «Телеграмм-канале». По этому поводу развернулась небывалая полемика в СМИ. И вдруг этот Тепсуркаев исчез… Дмитрий Пискунов рассказал о поисках пропавшего блоггера, об обращениях в следственные структуры Чечни и России, но Комитет Против Пыток никакого вразумительного ответа ни от каких структур или властей не получил.

Второй вопиющий случай нарушения прав человека в Чечне произошёл в одном из районных ресторанов, куда зашли сотрудники спецслужб. Они вдруг стали проверять телефоны присутствующих и персонала ресторана. Когда кадыровцы попытались отобрать телефон у одного из поваров – Мовсар Умаров, тот разбил телефон об землю.Он был немедленно арестован и увезён в неизвестном направлении. Одно время Мовсар содержался в «Нефтеполку», но затем, как сообщили сотрудники этого заведения, Мовсар бесследно исчез.

Дмитрий Пискунов обратился за помощью в ЕСПЧ, когда российские власти стали разводить руками. ЕСПЧ откликнулся незамедлительно. Дмитрий почеркнул: «Вмешательство Европейского суда, на наш взгляд, один из немногих ещё имеющихся у нас инструментов для обеспечения безопасности Умарова, если, конечно, он ещё жив».

С подробностями дела Мовсара Умарова можно ознакомиться здесь: https://www.pytkam.net/ru/news/espch-podklyuchilsya-k-delu-o-bezvestnom-ischeznovenii-zhitelya-chechni-movsara-umarova?fbclid=IwAR0sHBFTh-RRTYKxu0KAyaUp3QT0sFfQVuHXyQ3K7YyF_SUtfrt4Gf8WW0M

Владимир Малыхин – сотрудник ПЦ «Мемориал» «Горячие точки» рассказал о бесправии, происходящем не только на территории Чечни, но и в сопредельных регионах.

В Чечне установился абсолютно тоталитарный режим, где наивысшим законом является – «Рамзан сказал…» Нарушаются абсолютно все правовые нормы, люди боятся всего и вся. Бездействует даже судебная система республики, которая выносит свои решения, озираясь на «высший» закон – «что Рамзан скажет…»

Немногим лучше обстояли дела с правами человека в соседней Ингушетии и Дагестане, где худо-бедно работала судебная система, однако ныне дела с правами человека и здесь идут к ухудшению.

 

Я начал свое выступление с того, что готовится издание сборника«Политические репрессии против чеченских беженцев за пределами России». Однако на данной конференции я освещу некоторые фрагменты первой главы книги «Депортированные из разных стран в Россию-Чечню чеченские беженцы, которые впоследствии были убиты, запытаны, посажены в тюрьмы, пропали без вести». В этой связи я отметил, что если в Чечне происходят столь чудовищные преступления, то как можно депортировать туда, в этот сущий ад, чеченских беженцев тем более из цивилизованной Европы?

Я привел конкретные цифры депортированных чеченцев, собранные Международной Независимой Правозащитной Группой и другими правозащитными организациями, предупредив, что эти цифры весьма и весьма приближённые вследствие того, что спецслужбы и миграционщики разных стран пытались и пытаются проводить депортации тайно, почти как как спецоперации. К тому же депортируемые и родственники в большинстве случаев пытаются молчать о произошедшем, опасаясь за свою жизнь и преследований. В данный сборник включены сведения только о 108 чеченских беженцах, однако наяву эта цифра составит как минимум 500 человек. Фамилии, имена пострадавших чеченских беженцах будут собираться и далее, и будут опубликованы в данном сборнике.

Итак, приведённые цифры депортированных, а также убитых при депортации с начала «второй» войны в Чечне…

 

Азербайджан – депортированы и впоследствии убиты, посажены в тюрьмы, изчезли без вести более 30 чеченских беженцев.

Грузияоколо 30…

Здесь хочется отметить, что эти две страны с осени 1999 года выдавали чеченских беженцев пачками в канун или во время визитов своих лидеров в Кремль, чтобы ублажить кровавого тирана Путина – проще говоря чеченские беженцы служили «разменной монетой». Этому дурному примеру последовали цивилизованные европейские страны, где права человека являются приоритетом…

Австрия – выданы скопом, в одном авиарейсе 13 чеченских беженцев

Австрийская телекорпорацияORF сообщала по этому поводу, что депортация состоялась вечером 28 ноября 2012 года. Стали известны имена двух пассажиров, права которых отстаивали в том числе австрийские правозащитники и юристы. Это Салман (Даниал) Мамаев, Расамбек И.

В защиту Салмана Мамаева выступил известный политолог, член Парламента ЧРИ Хусейн Исханов, но всё бесполезно… В итоге Мамаев после прибытия в Россию был схвачен и осужден российским судом на 12,5 лет.

Интересные события прямо в российском аэропорту происходили по прибытии Расамбека И., которого в самолете сопровождали  депортируемые жена и двое дочерей. Так вот Расамбек И. после прохождения контроля, прямо в зале аэропорта был схвачен российскими спецслужбами, которому скрутили руки, одели наручники и сунули в рот кляп на виду у ошарашенных членов семьи. Дальнейшая судьба Расамбека И. неизвестна, как неизвестна судьба остальных высланных из Австрии «пассажиров».

(Однако мне сообщили, что собираются данные об остальных депортированных, и данные о них будут предоставлены для готовящегося к изданию сборника).

Турция – множество убийств чеченских беженцев, в том числе после попыток их похищений…

ХамзатГицба – похищен, депортирован и убит в Турции (Шамиль Басаев женился на абхазке, и Хамзатявлялся её братом).

Возмущенные произошедним, Ислам Джанибеков и Гаджи Эдильсултанов, проживавшие на одной квартире с Хамзатом, провели пресс-конференцию после трагедии, но спустя несколько дней сами подверглись преследованиям со стороны российских спецслужб, свободно орудовавшими в Стамбуле. В результате их спецоперации оба чеченских беженца были убиты.

Бельгия - Иса Абубакаров, в августе 2006 выдан Бельгией Польше, для последующей депортации в России, однако он умер в депортационном лагере Лешноволе, Польша. Таким образом констатируем – Бельгия, цивилизованная страна, выдавала России смертельно больного человека.

Болгария

Судебные власти Болгарии вынесли свое решение, игнорируя тот факт, что Магомед Гадамаури является гуманитарным беженцем в Германии, находясь под протекцией государства – члена Европейского Союза. Последний факт указывает на вопиющее нарушение международных юридических норм стран Европейского Союза, членом которого стала и Болгария в 2007 году. Дальнейшая судьба Гадамаури неизвестна.

Испания – МурадГасаев, в 2008 году выдан Испанией России. Жизнь МурадаГасаева отслеживалась международными правозащитниками и адвокатами. Это единственный беженец, которого невероятными усилиями Международных Правозащитных организаций и юристов удалось возвратить в одну из европейских стран, где он пребывает поныне.

Норвегия – чеченские беженцы депортированы в Россию специальным рейсом, их точное количество и имена устанавливаются.

Словакия

Как писала в своем докладе Светлана Ганнушкина: Али Ибрагимов, АнзорЧентиевдепортированы из Словакии. Подводя итог, можно сделать вывод о том, что только неосведомленность европейских судебных органов дала возможность утверждать, что Али Ибрагимову и АнзоруЧентиеву не будут угрожать пытки и унижающее человеческое достоинство обращение, если они будут выданы властям Российской Федерации. Полагаю, что выдача в Россию этнического чеченца стала бы нарушением ст. ст. 2 и 3 Европейской Конвенции и защите прав человека и основных свобод.

Казахстан - Арсан Магомедович Мукаев.

Наиболее сильный резонанс имело дело АрсанаМукаева по многим причинам… Международная Независимая Правозащитная Группа – МНПГ, обратилась за помощью к президенту Казахстана Назарбаеву в связи с тем, что по его причине в том числе в лапы российских палачей был выдан невиновный беженец АрсанМускаев, которого российский суд приговорил к пожизненному сроку, который он отбывает в самой северной тюрьме, в Ямало-Ненецком округе. Однако ни Назарбаев, ни другие казахстанские власти не удосужили нас ответом.

Есть интересный аспект в деле Мукаева… Как мы писали выше из Словакии были депортированы Али Ибрагимов, АнзорЧентиев. Так вот эти два чеченских беженца попали в одну и ту же тюрьму, где отсиживал свой срок АрсанМукаев. Так вот следственные власти России сфабриковали уголовное дело так, что все эти три чеченца совершали дела якобы в одной преступной группировке. Вот что об этом пишет Арсан: «На допросе мне показали фотографии Ибрагимова Бекхана (Али) и ЧантиеваАнзора (это те самые, которых депортировала Словакия), и заставили дать показания, что, мол, мы вместе совершили особо жестокое преступление в конце июня 2001 года по улице Обухова в Грозном. Мне прямо в лицо опера сказали, что никуда не спешат, и что заставят меня все взять на себя, что им нужны живые исполнители, а не мертвые. Весь этот беспредел продолжался двое суток без присутствия следователя и адвоката».

При неимоверных усилиях юристов и правозащитников разных стран дело Мукаева было передано в ЕСПЧ, который, рассмотрев его дело пришел к заключению о том, что российский суд из-за множественных правонарушений и пыток к осужденному, должен пересмотреть дело Мукаева, а также российские власти обязаны выплатить Арсану 14,5 тысяч евро. Однако по моим сведениям дело Мукаева не пересмотрено, и он продолжает отсиживать свой срок.

В начале этого года я получал от него письмо из колонии, где он описает свою тюремную жизнь. И Арсан, его родственники, в том числе ия надеемся, что справедливость по отношению к нему восторжествует –российские власти прислушаются к требованиям ЕСПЧ, и АрсанМукаев наконец-то выйдет на свободу.

Швеция – два нашумевших дела о депортации и преследованиях чеченских беженцев.

Кана Афанасев – депортирован из Швеции, запытан и убит в Чечне.

В конце 2014 года по решению Миграционных властей Швеции в Чечню был депортирован 22-х летний чеченский беженец Кана Афанасев с женой и двумя малолетними детьми, один из которых родился в Швеции. Спустя три месяца, а именно 25 февраля вооруженными людьми (кадыровцы) он был похищен с работы и пропал. Обнаружился Кана через день, но мёртвым, со следами пыток на теле. Были также убиты несколько других жителей села Элин-Юрт. Близкие и родные Кана Афанасева были выселены за пределы республики по указанию администрации Кадырова, которые предупредили родственников и жителей села о полном молчании. Тем не менее правда вырвалась наружу…

(Кана был схвачен после того, как в его телефоне спецслужбы обнаружили номер какого-то боевика).

Сулейман Эдигов

МНПГ обращалась к властям Швеции с просьбой вмешаться в дело С. Эдигова, который имеет вид на жительство в этой стране. Вот некоторые нюансы его дела: «Как следует из письма С. Эдигова, 27 июля 2012 года на автомашине из Швеции, где он имеет вид на жительство, он поехал навестить родственников в Чеченскую республику, где по сведениям российских властей стабилизировалась ситуация. Злоключения, которые произошли с ним по прибытии на родину, описаны в его письме с запредельными жуткими подробностями. Здесь целый букет правонарушений со стороны властей Чечни: похищение Эдигова силовыми структурами в багажнике легковой автомашины 3 августа 2012 года, его продолжительные мучительные пытки за кровавый навет. В итоге выясняется, что представители разных ветвей власти Чечни связаны одной кровавой цепью: полиция, похитившая Эдигова и продолжающая над ним глумление, следователи и даже адвокат.

Зловещую роль в деле Сулеймана Эдигова сыграл провокатор Ислам, идентифицированный на суде как Тимур Булатович Исаев, проживающий в Ленинском районе г. Грозного по ул. Закревского, который был знаком с подсудимым с 2006 года, и который после похищения уговорил Эдигова взять на себя убийство полицейского ГИБДД, только в таком случае прекратятся избиения и пытки. Однако Ислам (Тимур) действует по указке работников ФСБ и полиции, в частности начальника Курчалоевского РОВД ЭдельгирееваХамзата, который также принимал участие в пытках подследственного.

Как выяснилось Ислам (Тимур) занимается вербовкой чеченской молодежи, предлагая им вооружение, а затем сдает их полиции, которая таким образом улучшает показатели своей работы, а сотрудники отдела получают награды, повышения по службе, премии. Стало известно, что этот провокатор Ислам (Тимур Булатович Исаев) был участником ограбления игрового клуба в Ростове-на-Дону, но никакого наказания за преступление не понес, вероятно потому что российские спецслужбы гарантировали ему свободу и безнаказанность в ответ на сотрудничество – так в России-Чечне создаются провокаторы.

Подтверждением вышесказанному служит произошедший судебный фарс, на котором рассматривалось «дело» Эдигова. На суде Сулейман Эдигов полностью отказался от данных ранее показаний, заявив, что эти показания были даны под пытками. Привлеченный к делу «свидетель» ударился в бега. Апофеозом зрелища стало то, что на судебное заседание ворвались сотрудники Курчалоевского РОВД вместе со своим начальником и устроили там беспредел, прямо на суде угрожая подсудимому и тем самым пытаясь запугать судей».

МНПГ 15 октября 2013

 

После того, как журналисты и правозащитники дали огласку этому делу, произошло невероятное событие – Верховный судья Чечни ВахидАбубакаров отказался вести этот дело и сложил с себя полномочия. Об этом писала «Новая газета». После случившегося был назначен другой судья, русский, который приговорил совершенно невиновного Сулеймана Эдигова к 14,5 лет тюрьмы строгого режима.

А вот что писали по поводу деятельности провокатора родственники Эдигова: «В настоящее время в Чечне провокатор Ислам (Тимур) занимается вербовкой молодежи, доставая им оружие, призывая их вести борьбу против сотрудников полиции, затем сдавая завербованных кадыровским силовикам. Вот таким образом обеспечивая свежей кровью «контртеррористическую» операцию, за которую кадыровские силовики получают медали, ордена, должности и премиальные. Власти закрывают глаза на его действия и используют его в качестве вербовщика, хотя он давно должен был сидеть за решеткой. Много молодежи погибло и разъехалось по Европе, по причине того, что он забирал их, пытал, а потом просил выкуп за них. Вот последний раз когда он забрал молодых людей в село Хоси-юрт, взял за каждого из них выкуп по 450 тысяч рублей».

И самое удивительное в этих делах то, что власти Швеции, причастные к  трагедиям Кана Афанасева, Сулеймана Эдигова и других, никогда не несут никакой ответственности, хотя их вина в депортации чеченских беженцев и нарушении Международных Конвенций лежит на поверхности.

Ведущий конференции Игорь Эйдман констатировал, что подобные провокации с внедрением спецагентов происходят в Чечне повсеместно, и привел еще один подобный случай.

Я обратился к присутствующим с вопросом – «Как же мы сможем помочь этим невиновным людям, неужели нет способов оказать им поддержку?» Я обратил внимание участников по этому поводу к высказыванию правозащитницы IrenaWikholm, которая выступила в соцсети Фэйсбук: «Надо подавать коллективные иски в суды тех стран, откуда выслали беженцев! а иначе никак не восстановить права беженца и не получить компенсацию!  Например, Верховный комиссар Европы по правам человека принимает ТОЛЬКО КОЛЛЕКТИВНЫЕ жалобы, в ЕС тоже... Ну, если найдутся те, которые не испугаются, то давайте скооперируемся».

Собравшиеся поддержали данное предложение и высказали намерение объединить свои усилия. Я также обратился к руководителю немецкого отделения ПЦ Мемориал – для достижения лучшего результата давайте также скооперируемся и будем действовать совместно с Советом Старейшин, а также с чеченскими культурными центрами в Европейских странах.

 Майрбек Тарамов – писатель, правозащитник, 29.11.20