Как свидетельствуют исторические документы, впервые чеченцы встретились с российской имперской действительностью во второй половине XVI века в долине Сунжи, соприкоснувшись с кадетами Ивана Грозного, который царствовал на территории Московии.
С того времени, а именно с 1739 года, представители царской империи начали свою политику по захвату чужой территории на Кавказе, в частности, территории, населявшейся этническими чеченцами.
Через шесть лет после создания царским самодержавием на Кавказе так называемой Кизлярской укрепительной линии первый Имам Кавказа Шейх Мансур во главе отряда горцев, состоявшего в основном из чеченцев, восстал против колониальной политики России и долгое время противостоял в сотни раз превышающей армаде агрессора.
Впоследствии и другие народы Кавказа поддержали его в этой борьбе. Потери горцев при этом были значительными, в отдельных регионах доходило вплоть до поголовного уничтожения мужской части населения.
Имперскую политику царской России унаследовал и Советский Союз, который делил территорию чеченцев по своему усмотрению, без согласия коренных жителей, присоединяя и отсоединяя части исторических земель, населенных разными народами и национальностями, жившими до этого в мире и согласии.
Впоследствии, начиная с 90-х годов прошлого столетия, современная Россия продолжила ту же политику, несмотря на самоопределение чеченского народа и провозглашение суверенитета. При этом российская империя развязала две кровопролитные войны, которые по своей жестокости и продолжительности не идут в сравнение даже со Второй Мировой Войной.
В первую военную кампанию российские вооруженные силы вторглись на территорию суверенной республики и полностью сравняли города и населенные пункты с землёй, порой даже применяя запрещенное международным правом оружие массового поражения. В результате этой войны было физически умерщвлено более 250 тысяч мирных жителей, в том числе, более 50 тысяч детей.
Невосполнимые потери исторических памятников архитектуры, зодчества, огромный урон инфраструктуре и экологии — по сей день невозможно определить ущерб, нанесенный республике в результате войны.
Вторая военная кампания была также спровоцирована Россией захватом территории суверенного государства, признанного более чем 50 государствами мира, в период реального и правового действия Договора о мире от 12 мая 1997 года, подписанного между двумя субъектами международного права в лице первых руководителей ЧРИ и РФ!
К настоящему времени Россия уже десятки лет удерживает суверенную Чеченскую Республику Ичкерия, с помощью местных исполнителей воли империи насильно присоединив в односторонном порядке всю территорию ЧРИ, границы которой были определены с момента провозглашения суверенитета и его юридического закрепления Конституцией ЧРИ.
По сути, согласно международно-правовому определению, Россия аннексировала территорию ЧРИ, что является нарушением международных обязательств и принципов взаимодействия субъектов международного права, и влечет соответствующую ответственность перед мировым сообществом, исходя из требований Женевской Конвенции от 12 августа 1949 года.
Руководство России и её вооруженные силы, используя местную власть, которая состоит из его представителей, насильно насаждает свои правила и поведение, уничтожая при этом историческую и национальную самобытность чеченского этноса.
Часть чеченского народа, которая вынужденно покинула республику из-за агрессора и его неправомерных действий, разбросана по всему миру и выживает со статусом беженцев, часто не имея элементарных условий проживания и воспитания подрастающего поколения.
Вторая часть этого же народа де-факто вынуждена терпеть на своей территории унизительное выживание, практически являясь заложниками тех обстоятельств, которые созданы агрессором на оккупированной территории.
Генеральной прокуратурой ЧРИ установлены факты похищения людей и удержания их без каких-либо санкций даже тех "правоохранительных структур", которые работают от имени агрессора. Более того, есть случаи, и их не мало, когда представители властных структур занимаются внесудебными расправами, казнями, запугиванием и применением метода коллективной ответственности по всем известным случаям.
Так, по зафиксированным данным органами прокуратуры ЧРИ, за текущий год выявлены факты похищения и внесудебной расправы над более чем двумя тысячами граждан в оккупированной республике. Уже на территории Европы установлены десятки случаев убийства людей (граждан ЧРИ), которые критикуют и выявляют карательные функции оккупационных властей Чеченской Республики.
Все зафиксированные случаи известны политическому руководству России, и это происходит на фоне их международных обязательств.
Так, Международным пактом о гражданских и политических правах, участником которого является Россия, однозначно сказано: "Никто не может быть произвольно лишён жизни".
Также следует привести правоустанавливающие принципы по применению силы и огнестрельного оружия (ООН, 1990 год), где Принцип 9 гласит: "Преднамеренное применение силы со смертельным исходом может иметь место только тогда, когда оно абсолютно неизбежно для защиты жизни".
А ст.33-34 Четвертой Женевской Конвенции запрещает коллективное наказание, как и всякого рода запугивание и террор, репрессии в отношении лиц и их имущества, а также взятие заложников!
Другие международно-правовые нормы и иные установления грубо игнорируются российскими силовыми структурами на оккупированной территории ЧРИ.
Министерство юстиции ЧРИ как правовой институт легитимного правительства ЧРИ констатирует, что, согласно Четвертой Женевской Конвенции от 1949 года, сам факт оккупации и аннексии чужой территории не приобретает право на суверенитет над этой территорией, независимо от времени его занятия и удержания силой.
Военная оккупация, как и аннексия, заканчивается с прекращением контроля со стороны оккупирующей стороны. Этот момент должен быть связан с достижением политического и правового урегулирования конфликта, когда оккупирующая сторона выводит свои вооруженные силы вместе с установленными структурами, а власть и реальный контроль над суверенной территорией переходит к существующему легитимному правительству ЧРИ.
Поэтому работа Правительства ЧРИ, вынужденного выполнять свои прямые функции, находится в правовом поле основных принципов и норм международного права, и его действия по деоккупации территории являются законными с точки зрения действующих международно-правовых обязательств для всех субъектов международного права!
И, наконец, мировое сообщество должно понять, что чеченский народ никогда не согласится на унизительное существование и будет отстаивать свои политические права через международно-правовых процедуры и принципы до победного конца. Ведь наглядно видно, что за последние десятилетия, с момента оккупации территории ЧРИ, российская политика вышла за рамки международно-правовых обязательств и навязывает миру свой индивидуальный подход раздела территорий суверенных государств. Это уже не "внутреннее дело", как объясняла российская власть при вторжении на территорию ЧРИ, и что воспринималось за достоверность другими странами. Теперь, когда Россия развязала и участвует в военных конфликтах на разных континентах мира, должно быть ясно, что политика российской власти не считается с мировым сообществом и диктует свой порядок по разделу мира.
Россия давно снискала репутацию государства, договор с которым не стоит даже бумаги, на котором он написан. Так, последнее обещание, высказанное Президентом России в 1997 году 12 мая при подписании "Договора о мире" с суверенным государством чеченцев, гарантируя, что этим Договором поставлена точка в четырехсотлетнем противостоянии России и Чечни, вероломно было нарушено через неполных три года.
Поэтому, Правительство ЧРИ призывает всё мировое сообщество, которое стоит на позиции демократии и справедливости, принять посильное участие против агрессора - России - и содействовать восстановлению нашей правосубъектности в международном праве, которая была утверждена всеми странами ОБСЕ в 1997 году в лице их представителей, признавших демократичность выборов Президента ЧРИ на основе требований Конституции ЧРИ и общепризнанных принципов и норм международного права!
Министерство юстиции ЧРИ обращает внимание на необходимость коллективного рассмотрения действий России по отношению к чеченскому народу, который не одно столетие отстаивает свои права на свободную полноценную жизнь, во имя процветания и будущего поколения нашего этноса. В международном праве есть реальные рычаги воздействия на агрессора, который диктует миру, как было сказано, свои порядки вопреки принятым обязательствам в мировом сообществе.
Правительство, государственные структуры ЧРИ не остановятся только на деоккупации своей территории. Мы намерены с помощью демократического мирового сообщества предъявить политические и материальные претензии России за ее агрессию и оккупацию территории суверенного государства ЧРИ.
Так, следует обозначить конкретные формы и виды международной ответственности российского государства за неправомерные действия в отношении нашей страны. А именно, политическую ответственность, чтобы Россия публично принесла покаяние и сатисфакцию за ущерб, причиненный чеченскому народу и его государству, в отношении чести и достоинства, которые веками были предметом испытания у чеченцев!
Вторая ответственность по международному праву - это материальная, т.е. возмещение Россией ущерба как государством-агрессором (репарации), которую должны оценить представители международных организаций на основе фактического материала и доказательств, предоставленных международными экспертами.
Ущерб, нанесенный экологии, и умышленное уничтожение памятников истории, как и людских ресурсов, должно быть исследовано отдельно и предоставлено мировому сообществу, чтобы применить к России и другие международные меры политического, материального или иного характера.
Мировое сообщество должно наконец понять, что только совместно возможно остановить все нарушения Россией международных обязательств, ее имперскую политику по захвату чужих территорий и созданию вооруженных конфликтов по всему миру, применив особые формы политической ответственности, такие как лишение членства в международных организациях, приостановление прав и привилегий в других сообществах!
Исходя из сказанного, руководствуясь международно-правовыми обязательствами по отношению к агрессору, во избежание дополнительных жертв среди гражданского населения, Правительство ЧРИ отказывается от методов вооруженной борьбы и намерено добиваться всеми доступными политическими и правовыми методами деоккупации своей страны в первую очередь, а во-вторых, предъявить политические и материальные претензии согласно существующим процедурам международно-правовой ответственности. При этом мы призываем все международные и мировые институты, которые могут повлиять на данную ситуацию, внести свой весомый вклад и присоединиться к нашим действиям по освобождению суверенной территории ЧРИ, а значит тем самым остановить поступательные негативные движения российской имперской политики по всем континентам мира.
Министр юстиции ЧРИ
ДЕНИ БАУДИНОВ