Джихад с Джемалем
Следователи ФСБ 27 марта провели обыск в квартире главы Исламского комитета России Гейдара Джемаля. Вскоре выяснилось, что против известного мусульманского публициста и общественного деятеля возбуждено уголовное дело о поддержке терроризма. Джемаль утверждает, что подвергся преследованию по политическим мотивам.
Как рассказывает сам Джемаль, сотрудники ФСБ пришли к нему с обыском во вторник около семи утра. Джемаль благоразумно отказался открывать дверь до прибытия адвокатов и понятых, одним из которых оказался живущий по соседству журналист Максим Шевченко. Необходимость обыска следователи объяснили поиском "экстремистской литературы". "Под нашим наблюдением сотрудники ФСБ побродили по квартире и провели руками по корешкам книг, - цитирует Джемаля "Газета.Ru". - При этом в ответ на наши просьбы следователи не смогли процитировать ни одного названия из так называемого списка экстремистской литературы".
Понятые и адвокаты внимательно следили, чтобы Джемалю "ничего не подбросили". В интервью "Кавказской политике" глава Исламского комитета признался, что ожидал провокаций, но за проведенный под дверью час с небольшим следователи, видимо, "были сбиты с толку". "Поэтому у них уже не было моральных сил на провокации, запал был потерян", - предположил Джемаль.
Как бы то ни было, никаких запрещенных книг дома у публициста не оказалось. На компьютере и дисках следователи также не нашли ничего подозрительного. Тем не менее, в СМИ появилась информация о том, что на Джемаля завели дело по "экстремистской" статье 282 УК РФ("возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства").
ФСБ прокомментировала ситуацию с видным исламским деятелем только на следующий день. Агентству РИА Новости заявили в пресс-службе ведомства, что Джемаля подозревают в "публичном оправдании терроризма, а также публичных призывах к осуществлению экстремистской и террористической деятельности". Выяснилось, что еще один обыск прошел накануне по месту регистрации Джемаля, а дело на него завели по статьям 205.2 ("содействие террористической деятельности") и 280 ("публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации") УК РФ.
Признаки указанных преступлений сотрудники госбезопасности обнаружили в статье "Роль женщины в Джихаде", которая, по их данным, была выложена на сайт islamcom.ru с компьютера в офисе Исламского комитета. Статья, ныне доступная на других интернет-ресурсах, действительно создает впечатление текста воинственного. В ней, в частности, говорится об "унижении", которое якобы терпит Умма (мусульманское сообщество) от "поклонников коров, крестов и идолов". Единственным путем к избавлению от унижения объявляется "возврат к Джихаду". Женщины, которые обычно являются препятствием на этом пути, при особом рвении могут и помочь священной войне, примкнув к рядам "моджахедок". Автор статьи, некий Юсуф аль-Ийери, перечисляет среди достойных подражания мусульманок не только средневековых женщин-воительниц, но и современных шахидок - например, Хаву Бараеву.
Институт криминалистики центра специальной техники ФСБ передал содержание этого материала несколько иными словами: "в указанной статье содержатся призывы к убийству большого количества людей путем совершения взрывов в рамках идеологической (политической) борьбы, а также заявления о признании практики терроризма, нуждающейся в подражании". Впрочем, в списке экстремистских материалов по версии Минюста "Роли женщины в Джихаде" пока нет.
Примечательно, что сайт Исламского комитета еще в 2009 году переместился на зарубежный домен islamkom.org, а islamcom.ru с тех пор недоступен. Произошло это после того, как депутат Госдумы от "Единой России" и лидер прокремлевского движения "Россия Молодая" Максим Мищенко пожаловался на детище Джемаля в Генпрокуратуру. Депутат потребовал признать Исламский комитет экстремистской организацией и привлечь его лидера к уголовной ответственности - опять же за героизацию террористов. Тогда никаких обвинений Джемалю не предъявили. Тем не менее, по данным газеты "Известия", дело не списали со счетов, а передали в ФСБ, где оно лежало до недавнего времени. Собеседник издания уверяет, что старое дело решили возобновить, чтобы "вразумить" Джемаля, который стал проявлять излишнюю политическую активность.
Это предположение кажется правдоподобным, учитывая что Джемаль никогда не чурался политики. В 1970-х годах он состоял в эзотерическом кружке поэта Евгения Головина, который называли неофашистским, а в конце 1980-х - в ультраконсервативном обществе "Память". В настоящее время Джемаль позиционирует себя идеологом "политического ислама". Фактически его взгляды представляют собой сплав мусульманских доктрин с левой мыслью.
Как публицист Джемаль нередко выступает с апологией исламизма, ваххабизма и других "измов", которые абсолютным большинством россиян воспринимаются резко негативно. Вместе с тем, Джемаль борется против дискриминации по религиозному признаку, либерализма, глобализма и сионизма. Подобные взгляды популярны среди российских левых, так что вполне логичным выглядит присутствие Джемаля в координационном совете "Левого фронта". Джемаль неоднократно был замечен на оппозиционных Маршах несогласных, а в 2008 году он стал депутатом альтернативного парламента - Национальной ассамблеи.
Нельзя сказать, что в последние годы Джемаль проявлял особую активность на политическом фронте, однако он напомнил о себе благодаря протестной волне, поднявшейся после выборов в Госдуму. По крайней мере, сам Джемаль связывает преследование со стороны ФСБ с деятельностью в Российском политическом комитете - одной из многих организаций, которые в новых условиях претендуют на организацию и координацию протеста. Обыск у себя дома исламский деятель списал на "закручивание гаек" и "полицизацию" жизни в России. "Я думаю, это мероприятие проводится в канун инаугурации [Владимира Путина на пост президента - прим. "Ленты.ру"], символически напоминая, что наступают другие времена, и чего следует ожидать тем людям, которые занимаются оппозиционной политикой", - заявил он "Кавказской политике".
Джемаль уверен, что дело против него развалится, так как "юридическая составляющая этой акции бесперспективна". По словам публициста, не он является автором пресловутой "Роли женщины в Джихаде", не он выкладывал эту статью на сайт, да и сам интернет-ресурс, в конце концов, зарегистрирован не на его имя. Однако органы безопасности, похоже, настроены серьезно, и не факт, что они не обратят внимания на работы исламского деятеля, авторство которых не вызывает сомнения.
CHECHENPRESS