Сведения об убийствах военнослужащими мирных жителей пригорода Грозного — поселка Новые Алды — появились в феврале 2000 г. Согласно этим сообщениям, трагедия произошла 5 февраля, когда федеральные войска входили в покинутый чеченскими отрядами Грозный. Военнослужащие (а может быть, сотрудники спецотрядов МВД РФ) во время «зачистки» Новых Алдов совершили многочисленные убийства жителей поселка, грабежи и, вероятно, изнасилования.
Правозащитная организация Human Rights Watch (HRW) собрала ряд свидетельств очевидцев, на основе которых ею был подготовлен краткий доклад. HRW составила список 33 убитых, о каждом из которых представителям этой организации сообщали, по крайней мере, два опрошенных свидетеля.
Одновременно представители «Мемориала» также получили ряд косвенных свидетельств, а в начале марта — список погибших, составленный жителями Новых Алды, в котором значились 68 человек. По сообщению составителей, список этот не полон. 24 фамилии из этого списка фигурировали и в списке, составленном HRW. Однако тогда мы не сочли возможным, опираясь лишь на имеющиеся в нашем распоряжении материалы, формулировать определенные выводы. Мы стали искать дополнительную информацию.
В этот период работа независимых журналистов и представителей правозащитных организаций в зоне вооруженного конфликта в Чечне была по-прежнему затруднена (если вообще возможна). Доступ же в Грозный, равно как и в его предместья, включая Новые Алды, был полностью закрыт.
Между тем, трупы убитых 5 февраля мирных жителей поселка Новые Алды до второй половины марта 2000 г. не были захоронены на кладбище. Они лежали в ямах, покрытых сверху досками и лишь слегка присыпанных землей — лежали там, где их застала смерть. Представители федерального командования неоднократно требовали их захоронить в соответствии с мусульманским ритуалом, понимая, что после этого никто из родственников убитых не допустит их эксгумации. Были и угрозы забрать трупы. Жители поселка отвергали подобные требования, ссылаясь на то, что кладбище заминировано, а мост, ведущий к нему, разрушен. В середине марта появилось сообщение, что на разминировании кладбища уже работают саперы. Стало ясно, что в ближайшее время следы преступления в поселке Новые Алды могут быть спрятаны навечно.
В последнее время представители «Мемориала» получили несколько прямых свидетельств, подтверждающих выводы HRW. Хотя они не дают ответа на все вопросы, мы считаем необходимым предать их гласности, тем более, что властные органы России были вынуждены обратить внимание на опубликованный месяц назад доклад HRW. Впрочем, военная прокуратура поспешила заявить, что «военнослужащие федеральных войск не принимали участие в операции, приведшей к гибели граждан». Что это может означать? Будет серьезно отрабатываться версия виновности в совершенных в Новых Алды преступлениях сотрудников спецотрядов милиции? Или прокуратура попытается замять дело, прекратив его в связи с «невозможностью установить виновных лиц»? Или вину за насилие над мирным населением попытаются возложить на некие мифические «банды террористов, состоящие из лиц славянской национальности»? Судя по тому, что расследование дела передано в территориальную прокуратуру Чеченской Республики, последний вариант наиболее вероятен.
В связи с этим следует отметить, что:
Судя по показаниям свидетелей в Новых Алдах действовал крупный отряд, а к 5 февраля практически все относительно многочисленные чеченские вооруженные отряды покинули Грозный и его пригороды.
«Зачистка» Новых Алдов проводилась в течение нескольких часов. Если бы ее осуществляли не федеральные силы, подобная операция не могла остаться не замеченной федеральным командованием. Вместе с тем федеральное командование не сообщало о подобных действиях «банд террористов».
Люди в военной форме, осуществлявшие «зачистку» поселка явно были русскими. До сих пор нет ни одного достоверного свидетельства о существовании отдельного формирования, воюющего на чеченской стороне, которое состояло бы из «лиц славянской национальности»;
Военнослужащих во время проведения «зачистки» поселка сопровождала бронетехника. Никакой бронетехники в распоряжении чеченских отрядов в районе Грозного не было уже с декабря 1999 г.
Таким образом, ответственность федеральных сил за произошедшее 5 февраля 2000 г. в поселке Новые Алды очевидна.
Показания жителей поселка Новые Алды, записанные представителями Правозащитного центра «Мемориал» в марте 2000 г.
ПОКАЗАНИЯ ЧАДАЕВОЙ АСЕТ ТУМАЕВНЫ,
жительницы пос.Новые Алды, 1967 г.р.,
работавшей медсестрой.
«Я была свидетелем событий в Грозном, в частности, в поселке Новые Алды с сентября 1999 года по февраль 2000 г.
До 5 февраля 2000 г. люди здесь гибли под бомбами, от осколочных ранений. Я свидетельствую: именно «работа» российской авиации доводила хронических больных стариков до инфарктов и инсультов. Люди здесь умирали от пневмонии, они месяцами сидели в сырых подвалах, вследствие чего и гибли. Всего в течение двух месяцев до 5 февраля было нами похоронены 75 человек.
4 февраля в поселке появились первые русские солдаты, так называемая разведка. Они нам сказали, чтобы 5-го мы близко к подвалам не подходили: «Вот за нами придут настоящие крутые». Мы толком и не поняли после всех этих бомбежек, что нас хотят предупредить.
5 февраля около 12 часов дня я услышала первые выстрелы на улице. Мы с отцом вышли и увидели, как российские солдаты поджигали дома. Наш сосед чинил крышу, а российский солдат поднял на него автомат и хотел выстрелить. Я крикнула: «Не стреляй! Он глухой!» За нами вышел мой брат 1975 года рождения, и мы с ним пошли навстречу этим фашистам. Первое, что они крикнули, увидев нас: «Отмечай им, Серый, зеленкой лбы, чтобы стрелять удобнее было». Брату сразу же приставили автомат и спросили: «В боях участие принимал?» Брат ответил, что нет. Тогда они стали избивать его.
Нам приказали собраться на перекрестке. Я собрала людей с нашей улицы, чтобы всем быть вместе. Только в нашем маленьком переулке детей до 15 лет было 10 человек, самому младшему — всего 2 года. Солдаты опять начали проверять паспорта; все это сопровождалось нецензурной бранью. Один из солдат, проверяя мою сумку, увидел там медикаменты и тонометр. Он спросил, кем я работаю. Я ответила, что работаю медсестрой. Тогда, видимо, их командир сказал мне: «Ты — медработник. Организуй как можно скорее захоронение убитых. Тут ребята в запарке ваших стариков уложили».
Только я отошла от перекрестка, как снова раздались выстрелы. Женщины закричали мне: «Ася, Руслан ранен, перевяжи его!» Оказалось, что Руслан Эльсаев (возраст — 40 лет ) после проверки стоял около своего дома, курил. В это время двое солдат без всякой причины выстрелили в него. Пуля прошла навылет в двух сантиметрах от сердца, задела легкое. Кроме того, он был ранен и в руку. Мне чудом удалось остановить кровотечение. Ему срочно была нужна квалифицированная помощь хирургов. Но теперь показать его русским — это было равносильно тому, чтобы убить его.
Я официально могу заявить, что российские солдаты добивали моих больных, раненных мирных людей, стариков и женщин. Я лечила раненного соседа, Лему Ахтаева [11?], 1968 года рождения. Он чудом остался жив, когда 11 января минометный снаряд попал в их дом. Тогда убило троих, а его тяжело ранило. Я его лечила до 5-го февраля. В тот день его и другого моего соседа, Ахматова Ису [10], 1950 года рождения, сожгли. Мы нашли потом кости, собрали их в кастрюлю. И любая комиссия, любая экспертиза может доказать, что это человеческие кости, человеческая ДНК. Но никому дела нет до этих костей, до этих убитых. Первое, что их интересовало — похоронили ли мы убитых.
Был сожжен также Байгираев Шамхан [14], его забрали из дома. Российские солдаты зверски убили 80-летнюю Ахматову Ракият [вероятно присутствует в списке HRW как Ахмадова Рахаш], которую сначала ранили, а потом лежачую добили. Она кричала: «Не стреляйте!». Этому есть свидетели.
Эльмурзаев Рамзан [55, вероятно в спике HRW присутствует как Экмурзаев Рамзан], 1967 года рождения, инвалид, был ранен 5 февраля днем, а потом ночью умер от перитонита. Братьев Идиговых заставили спуститься в подвал и забросали гранатами. Один остался в живых, другого разорвало на куски [28, есть в списке HRW]. Всего в тот день мы не досчитались 114 человек, найдено 82 трупа.
Гайтаев Магомед [19, есть в списке HRW] убит возле своих ворот. Всех невозможно перечислить, нужно время и какая-то следственная группа, чтобы установить, что же случилось в нашем поселке 5 февраля, какими словами это назвать.
ПОКАЗАНИЯ МАРИНЫ ИСМАИЛОВОЙ,
жительница поселка Новые Алды
«… До последнего дня, т.е. до так называемой «зачистки», в поселке не было никакой постоянной дислокации боевиков, а тем более не было укрепрайонов (впрочем, боевики туда заходили, см. репортаж А.Бабицкого за 13 января 2000 г. — Мемориал). Тем не менее с самого начала ноября месяца нас обстреливали, начиная с простых минометов и заканчивая ракетами. Авиаудары наносились круглые сутки, люди не выходили из подвалов, не имели возможности хоронить убитых или оказывать какую-либо помощь раненым…
4 февраля вечером в поселок Новые Алды вошли с двух сторон солдаты срочной службы, 18-20 лет. С ними были несколько офицеров, которые интересовались присутствием боевиков. Мы с ними пообщались, угостили их чем могли. Отнеслись они к нам доброжелательно и предупредили, что на нас якобы «спустят собак». Мы, конечно, их не совсем поняли…
5 февраля с утра в поселке стала раздаваться стрельба из автоматов, пулеметов и гранатометов. Когда стали гореть дома и послышались крики людей о помощи, до нас дошло, что в Новые Алды вошли те самые «собаки». Они крушили на своем пути все: убивали и сжигали людей, не спрашивая документов. У всех убитых и сожженных в карманах или в руках были паспорта, другие документы. Основные требования этих убийц – золото и деньги, потом только расстреливали…
На улице Маташа Мазаева в доме №158 оставались два брата пенсионного возраста, Магомадовы – Абдулла [32] и Салама [34]. Они были заживо сожжены в своем доме. Только через несклько дней после огромных усилий мы нашли их останки. Они уместились в полиэтиленовый пакет…
На улице Хоперской был такой же беспредел, как и на нашей. Хаджимурадову Али [55, в списке HRW присутствует как Хаджимурадов Али Германович], пенсионеру, стволом автомата выбили золотые зубы.
На улице Воронежской была убита семья Ганаевых [20-22, присутствуют в списке HRW]. Из семьи Мусаевых [36-39, присутствуют в списке HRW] убиты четыре человека. На месте этого произвола были найдены документы участника убийств. Они принадлежат Шман Олегу, проживающему в станице Выстребской, на улице Чапаева, 78. Он служит в 245-м полку, в 5-й роте. Также был зафиксирован номер БМП (145-й) и номер грузовика (90-61 ГН)…»
ПОКАЗАНИЯ АБОЛХАНОВОЙ ЛУИЗЫ,
жительницы поселка Новые Алды ,
снохи убитого Аболханова Ахмеда
«…Многого я не помню. Все произошло очень быстро, а когда раздались выстрелы, мне стало плохо. Отчетливо помню только, что те, кто вошли к нам во двор, сначала потребовали деньги. Старик [Аболханов Ахмед — 1, в списке HRW присутствует как Абалханов Ахмед] ходил куда-то, принес 300 рублей. Солдаты остались недовольны, ругались так, что мне было неудобно перед свекром. Потом раздались выстрелы. Вместе с моим свекром погибли брат и сестра Абдулмежидовы [отсутствуют в списках убитых], наши соседи. Я не помню точно, как оказалась в БМП, как оттуда выбралась…
С 4 февраля к нам во двор заходило несколько групп российских военнослужащих. Почти все они вели себя грубо, но до убийств, вымогательства денег все-таки не доходило. А эти… Эти как будто были натренированы на насилия. В камуфляжной форме без знаков различия, с перемазанными сажей лицами… Они не были срочниками, им было и за 30 лет, и за 40. Были и молодые, конечно.
Среди убитых днем 5 февраля людей нет ни одного боевика. Все – мирные граждане. Большинство осталось в поселке, потому что некуда было ехать, да и денег на это не было. Откуда они могли быть, например, у Вахидова Доги [отсутствует в списках убитых], маляра-штукатурщика по профессии? Или у Ахмадова Исы [10], подрабатывавшего на стройках? Вот и поплатились за то, что всегда старались жить честно. Все они умерли страшной смертью.
Ахмадова Ису [10] нашли в доме у Цанаевых только через несколько дней после случившегося. Его, а также одного из сыновей Цанаевых, Рамзана [отсутствует в списках убитых], видимо, сожгли заживо. Сначала убили, а потом сожгли в своем доме в 4-м Цимлянском переулке четырех Хасбулатовых: Абдулу, 1940-42 года рождения, его жену Самарт и двух их детей – Магомеда и Амнат, 11 и 13 лет, соответственно [отсутствуют в списках убитых].
Из тех, кого я знаю, погиб еще старик Гула, фамилия его – Хайдаев [50]. Ему было за 70 лет. Безобидный был человек. Погиб и Ханиев Тута [52], 1954 года рождения, тоже не боевик…
Я не знаю, когда и как кончится эта война. Сколько жертв будет еще принесено на алтарь президентства Путина. Знаю только, что после всех этих ужасов я не смогу с уважением относиться к русским. Вряд ли мы уживемся в одном государстве».
СПИСОК ЛЮДЕЙ, УБИТЫХ 5 ФЕВРАЛЯ 2000 г.
В ПОСЕЛКЕ НОВЫЕ АЛДЫ (неполный)
(составлен жителями поселка и передан представителю
Правозащитного центра «Мемориал» 5 марта 2000 г.)
- 1. Аболханов Ахьмед 72 года
- 2. Азиева Зулай
- 3. Азуев Айнди 75 лет
- 4. Айдаева Аймани
- 5. Айдаева Асет
- 6. Айдаева Кока
- 7. Айдаева Тамара
- 8. Асамирзоев Авалу
- 9. Асамирзоев Билала
- 10. Ахматов Иса (сожгли)
- 11. Ахматов Лема (сожгли)
- 12. Ахматов Руслан
- 13. Ахмирзоева Залина
- 14. Байгираев Шахман 32 года (сожгли)
- 15. Баталов Ильяс
- 16. Бачаев Иса
- 17. Вахидов С.Х. 48 лет
- 18. Висаев Салман В.
- 19. Гайтаев Магомед 76 лет
- 20. Ганаев Альви 62 года
- 21. Ганаев Асланбек А. 34 года
- 22. Ганаев Суланбек А. 30 лет
- 23. Дадаев Ибрагим
- 24. Джабраилов Султан
- 25. Джамбеков Ваха
- 26. Дадаев Ибрагим
- 27. Жабаев Али
- 28. Идигов Султан 52 года
- 29. Исаева Зина
- 30. Кудозов
- 31. Кудозов — брат предыдущего
- 32. Магомадов Абдул (сожгли)
- 33. Магомадов Бислан
- 34. Магомадов Саламу (сожгли)
- 35. Мамаева Раиса Х. 25 лет
- 36. Мусаев Абурахьман 52 года
- 37. Мусаев Сулейман 25 лет
- 38. Мусаев Умар 70 лет
- 39. Мусаев Якуб 51 год
- 40. Расаев Адлан
- 41. Рассаев Хаваж
- 42. Сугаипова Кайпа
- 43. Сулумов
- 44. Сулумов — брат предыдущего
- 45. Тасуев Ваха
- 46. Тасуев Султан 49 лет
- 47. Тимиров Султан
- 48. Умхаев Ризван 70 лет
- 49. Хаджимурадов Али 55 лет
- 50. Хайдаев Гула 76 лет
- 51. Хакимов Ваха 50 лет
- 52. Ханиев Тута
- 53. Хариханов Салман
- 54. Эльдербиев Ахмед 75 лет
- 55. Эльмурзаев Рамзан 35 лет
- 56. Яхъяев Хампаш 52 года
- 57. Эдилсултанов Сула
- 58. Эдильсултанов Али
- 59. Эльдербиева Аймани
- 60. Эльдербиева Банка
- 61. Эльдербиева Галя русская
- 62. Эльдербиева Заху 85 лет
- 63. Эльдербиева Кока 80 лет
- 64. Асламбек
- 65. Иван русский
- 66. Сайда
- 67-68. 2 сына слепого Гилани (сожгли)
Отдел мониторинга "Чеченпресс".