Вайдас Салджюнас
Корреспондент по темам обороны
22 декабря 1917 г., 16:24
Мир уже позабыл наш народ, однако сейчас увидел, что Владимир Путин представляет угрозу не только для чеченского народа, но и для всего мира, поэтому наступило время напомнить о себе. Заявил об этом глава чеченского правительства в изгнании Ахмед Закаев, посетивший Вильнюс по приглашению парламентариев.
Фото Андрюса Уфартаса © DELFI: Ахмед Закаев
«В Вильнюсе чувствую себя в безопасности», – уверял DELFI Ахмед Закаев, прибывший на дискуссию «Чеченская Республика Ичкерия с точки зрения истории и международного права», организованную в Сейме по инициативе члена фракции Союза Отечества–христианских демократов Литвы (СО-ХДЛ) Жигимантаса Павилиониса. Уже почти 15 лет проживающий в Объединенном Королевстве глава Чеченского правительства в изгнании не скрывал, что тоскует по дому, однако уверял, что ему уже не долго ждать осталось.
Об этом, дескать, свидетельствует и возобновившийся интерес к проблеме Чечении. Выдвинувшийся в ходе Второй Чеченской войны и накопивший капитал своей политической карьеры на кровавом, однако, формально успешном для Кремля конфликте, В. Путин, по словам А. Закаева, теперь стал проблемой не только для чеченцев, но и для всего мира.
«В контексте войны в Украине и оккупации территорий Грузии Чечения отодвигается в сторону, но именно чеченский народ был первым из тех, кто столкнулся с кремлевской агрессией. Литовцы одними из первых еще в 2001–2002 годах предупреждали мир не уступать Путину, но тогда к нам никто не прислушивался. Это стало моральной предпосылкой для дальнейших кремлевских инвазий в Грузию и Украину.
Фото Андрюса Уфартаса © DELFI: Жигимантас Павилионис и Ахмед Закаев
Для понимания нынешней политики Кремля и того, что ждет оккупированных территорий, необходимо обратиться к трагической истории чеченского народа и его борьбе с кровавым режимом», – говорил организатор конференции Ж. Павилионис. Он напомнил, что Группа демократической солидарности с Чеченией, объединяющая 12 членов данной каденции, работает еще с 1992 года.
Надеется вернуться в свободную страну
«Помните, какой тогда была Чечения? Тогда она еще не была растерзана войной, не было никаких похищений. Только потом, когда было все разрушено и люди не могли прожить, начались инспирированные российскими спецслужбами похищения людей – ведь и похитители говорят: нам надо на что-то жить», – рассказывал А. Закаев.
Родившийся в Казахстане и заслуживший репутацию рационального, гибкого и находчивого переговорщика, политик сначала не был особенно известным среди более знаменитых чеченских бойцов. Однако он участвовал во всех трех битвах за Грозный – как в штурме в 1994 г. под Новый год, так и в 1996 году, когда чеченцы отвоевали у русских свою разрушенную столицу, так и в 2000 г.
© Reuters / Scanpix
Именно в ходе последнего боя А. Закаев был тяжело ранен и вывезен на лечение за границу. В Чечению он так и не вернулся.
«Но, inshallah, еще вернусь, и, надеюсь, осталось недолго ждать»,– рассказывал А. Закаев. С пристегнутым значком цветов флага Чеченской Республики Ичкерия и украшенный традиционным кавказским головным убором – папахой, А. Закаев в Сейме с гордостью показывал паспорт своей страны.
В Чечении властвует бесправие
Если флаг сопротивлявшихся Кремлю чеченцев многие, пожалуй, и не отличат от трехцветного флага теперешней, лояльной России, Чечении, управляемой Рамзаном Кадыровым (отличается только расположением места красного и белого цветов), то гербы совершено разные. На паспортах, выдаваемых правительством в изгнании под руководством А. Закаева, красуется древний символ – волк, а на кадыровском – две башни.
Такие, казалось бы, символические различия обозначают огромный раздел между тем, кого, по крайней мере, публично, представляют власти А. Закаева и Р. Кадырова. На первом – символы чеченцев, сломанных войной, рассеянных и живущих в изгнании, называющих себя свободными, на другом – знаки единства и верности кремлевской башне.
«Надо понимать, что Чечения оккупирована. И если даже в оккупированном государстве режим соблюдает определенные правила, действуют законы – правильные или нет, в моей стране нынче – полное бесправие. Там сохранилась власть одного человека и его окружения, они в любой момент могут поступить с вами как захотят, у вас нет права голоса, нет никаких прав», – говорил А. Закаев.
«Как живут люди в Чечении? Кажется, война кончилась, не бомбят, выстроены стеклянные и золотые дворцы Кадырова, проведены скоростные дороги, пропаганда распространяет, что все хорошо, мир, жизнь вернулась на прежнее место.
Грозный, Чечения. © RIA/Scanpix
Но общественность ни в каких процессах не участвует, существуют только бандитские договоренности между В. Путиным и Р. Кадыровым. Последний делает то, что хочет, и за это вносит большую дань и выказывает лояльность. Только не обманывайте себя – он лоялен не России, а лично В. Путину, власть которого временна»,– добавил чеченский лидер в изгнании.
Ответственность ложится и на Запад?
Он уверял, что постоянно вспоминает свою страну, она ему снится, даже поддерживает связь с близкими – в Чечении остались братья и сестры А. Закаева. По словам А. Закаева, до развязанных Россией войн такой несправедливости в Чечении никогда не бывало, а за теперешнюю ситуацию и связанные с ней обстоятельства ответственность должна нести не только Москва, но и остальной мир, прежде всего – Запад.
«Во время той войны, самой жестокой со времен Второй мировой войны, мир молчал, ибо между Россией и Западом существовала договоренность: В. Путин в Чечении делает, что захочет, а взамен не покушается на интеграционные процессы в Европе постсоветских стран.
По мнению А. Закаева, Запад можно понять, – ведь после развала Советского Союза Запад к чеченской проблеме относился лишь как к одной из многих, связанных с Россией. Ведь, дескать, существовал реальный риск, что развалится и только что образовавшаяся Российская Федерация, а десятки автономных областей и республик получат страшное наследие – химическое, бактериологическое, ядерное и другого рода оружие массового уничтожения. Поэтому Запад, по словам А. Закаева, поддерживал Россию, взамен на кремлевские обязательства.
В. Путин выполнял обязательства до 2003 года, когда посадил М. Ходорковского, и до Грузинской войны 2008 года, но едва только сопротивление чеченцев ослабло, он понял, что можно показать зубы», – высказал свою версию А. Закаев.
Вдохновляют Балтийские страны
Он порадовался, что, наконец, В. Путин уже стал не только чеченской проблемой, это, видите-ли, проблема всего мира и международной общественности. Это и есть весть А. Закаева для самой России.
«В. Путин и его режим живут так, словно после них – хоть потоп. Не знаю, радоваться ли этому, но я не жалею, ибо после той России, которая сегодня, просто не будет. Он сам создал такую структуру: из тех 89 субъектов Федерации создал 9 регионов».
«Россия не исчезнет с карт мира, но преобразится и рухнет, как рухнула Российская империя или Советский Союз. Как после их развала освободились народы, среди них и Балтийские страны, так будет и теперь, а первой освободится Чечения», – не сомневается А. Закаев.
Фото Андрюса Уфартаса © DELFI: Ахмед Закаев
Он не скрывал, что Балтийские страны можно считать образцом того, как после даже 50 лет оккупации, правительства, существовавшие в изгнании, сохранили преемственность государственности и сохранили надежду, что их страны будут независимыми.
«И чеченцы верят, что положение снова изменится. Мы выработали в себе иммунитет, у нас есть инстинкт выживания, несмотря на все трагедии, обрушившиеся на нас в последнее столетие. Ведь советскому режиму и в голову не пришло, что он рухнет, но рухнул. А когда не станет путинского режима или его переходного преемника, не станет и Р. Кадырова», – говорил А. Закаев.
Верит в молодое поколение
А кто заменит Р. Кадырова? По словам собеседника, не скрывавшего оптимизм, к власти придут сторонники независимости, но он не будет одним из них.
«Я только представляю власть в изгнании и не собираюсь возвращаться и управлять, хочу только вернуться в свободную страну», – уверял А. Закаев. По его мнению, правление могла бы перенять многочисленная община, живущая заграницей.
«Уже выросло новое поколение образованных чеченцев, которое понимает, что такое независимость, что она – не привилегия, а ответственность. Если в наше время мы, советские пионеры, коммунисты, трудно себе представляли, что такое Независимость, то в настоящее время чеченцы, которые учатся в Оксфорде, в других университетах, именно им предстоит явиться и возложить на себя ответственность», – с молодым поколением связывал чаяния А. Закаев. Он утверждал, что только в Евросоюзе живут свыше 300 тысяч чеченцев.
«Ежегодно рождается 10000–15000 чеченцев, десятки тысяч оканчивают гимназии, тысячи поступают в университеты. Наше правительство следит, где они учатся, имеем базу данных, поэтому я убежден, что будущее моего народа – в надежных руках», – говорил А. Закаев.
Он уверял, что именно чеченская община поддерживает правительство в изгнании – она едина, гордится запрещенными Кадыровской властью символами, которых якобы можно увидеть даже в Москве.
Однако, А. Закаев согласен с тем, что в последние годы образ чеченцев в мире не очень хороший: их связывают с преступностью, терроризмом. Однако в этом, дескать, виновата только Москва.
Фото © AFP/Scanpix: Демонстрация в поддержку Р. Кадырова, организованная в Чечении
«Спросите у своей службы безопасности, какое место занимают чеченцы в таблицах статистики по риску. Мы точно не первые. Другое дело, если говорить о тех цифрах, где упоминаются сотни или тысячи чеченцев, воюющих в Афганистане, Сирии – чеченцами там называют всех кавказцев, поскольку нас знают лучше остальных.
Естественно, я не идеализирую чеченцев: есть и представители криминального мира, и радикалы, но иначе и быть не может. Ведь Чечения на протяжении 25 лет видела только войну. Есть потерянное поколение, которое можно использовать. Посмотрите, как растут дети в Чечении, где преобладает культ насилия и оружия.
А вот то поколение, которое выросло на Западе, уже иное, те чеченцы посещали западные школы, они интегрированы», – говорил А. Закаев. Его самого в России связывают с терроризмом и обвиняют в пособничестве к терактам.
Кремль даже выдал международный ордер на арест А. Закаева, по которому в 2010 году он был задержан в Польше. Однако с той поры, по словам собеседника, многое изменилось: он и сам ездит туда, куда его приглашают официальные должностные лица, да и на просьбы Кремля, привыкшего пугать правовыми мерами, о задержании А. Закаева заграницей уже смотрят иначе.
Верно, он не скрывает, что всегда готов на самое худшее: ведь Кремль до сих пор не прочь публично расправиться с критиками и противниками повсюду – как в России, так и за ее пределами. Например, именно в Лондоне, где живет А. Закаев, получивший политическое убежище, в 2006 году был отравлен один из наиболее известных критиков В. Путина Александр Литвиненко.
«Итак, на мою жизнь покушались раза три-четыре, последний раз, если не ошибаюсь, британцы сообщили о покушении в 2013 году. Я постоянно чувствую, но меня охраняют и свои, чеченские внутренние структуры, готовятся к визитам в других странах. Однако в Литве я чувствую себя в полной безопасности. Это та территория, на которой В. Путин не осмелится на провокации», – сказал доверительно А. Закаев.
Читать в оригинале:
https://www.delfi.lt/news/daily/medijos-karas-propaganda/vilniuje-apsilankes-putino-medziojamas-cecenu-lyderis-turi-ziniu-rusijai.d?id=76718345