Бисмиллях1ир-Рахьманир-Рахьим Аль-хьамду лиллях1и Раббиль-'Алямин Вас-саляту вас-саляму 'аля Саййидина Мухаммад.
В языке слово «Хадж» означает цель. В Шари‘ате слово «Хадж» означает Паломничество к Ка'бе для совершения обрядов, предписанных Аллах1ом, которое обязан (Фард-‘айн) совершить один раз в жизни каждый разумный (не сумасшедший), совершеннолетний, свободный от рабства мусульманин, если имеет для этого возможность.
Чтобы Хадж стал обязательным для женщины, из условий необходимых для этого является присутствие махрама (близкого родственника, за которого нельзя выйти замуж), как например отец или дед, так как Пророк Мухаммад, мир ему говорил: «Женщина не может путешествовать на расстояние равное двум дням пути, кроме как, если с ней будет ее супруг или же махрам». А в передаче этого хадиса имамом Аль-Бухарий сказано: «Женщина не путешествует, кроме как с махрамом». Махрамом считается тот, за кого девушке запрещено по Шариату выходить замуж по причине родственных связей либо же по причине кормления грудью (соблюдая определенные условия).
Аллах1 Всевышний сказал в Кур`ане (Сура «Али ‘Имран», Аят 97):
وَللهِ عَلَى النَّاسِ حِجُّ البَيْتِ مَنِ اسْتَطاعَ إلَيْهِ سَبِيلاً
это означает: «Аллах1 повелел совершить Хадж тем, кто в состоянии совершить его».
Хадж – это обряд особого рода, характеризующийся единством времени и места его совершения. Он совершается лишь в определенные месяцы, упомянутые в Кур`ане, а также единством места, ибо гости Священного Дома (Ка‘бы) совершают обряды Хаджа в известном и определенном месте между местностью ‘Арафат и Ка‘бой, проходя по местности Мина и Муздалифа (Местности на Аравийском полуострове, в районе г. Мекки).
То, что Хадж является обязательным и не подлежащим сомнению одним из пяти Столпов Ислама, подтверждается и хадисом Пророка Мухаммада, мир Ему:
بُنِيَ الإِسْلامُ عَلَى خَمْسٍ شَهَادَةِ أَنْ لا إِلَهَ إِلاّ اللهُ وَأَنَّ مُحَمَّداً رَسُولُ اللهِ
وَإِقَامِ الصَّلاةِ، وَإِيتَاءِ الزَّكاةِ، وَحَجّ البَيْتِ، وَصَوْمِ رَمَضَانَ
Это означает: «Ислам основывается на пяти столпах:
- Свидетельство того, что нет божества кроме Аллах1а и Мухаммад истинно Его Пророк и Посланник.
- Совершение пяти обязательных Намазов в сутки.
- Ежегодное отчисление средств состоятельными мусульманами в качестве Закята (обязательной милостыни).
- Совершение Паломничества (Хадж) к Священному Дому (Ка‘бе).
- Соблюдение Поста в месяц Рамадан».
Передали Аль-Бухарий и Муслим.
Этот великий обряд начинается в месяц Зуль-Хиджжах1, когда миллионы мусульман со всех уголков Земли, разных национальностей, рас, говорящих на разных языках устремляются к благословенной Мекке, которых объединяет одна общая цель – Хадж.
Особенно почетны первые десять дней этого месяца.
В Священном в Кур'ане в Сура Аль-Фаджр сказано:
"والفجر و ليال عشر"
قال المفسرون :المراد بها عشر ذي الحجة كما قالها ابن عباس و ابن الزبير و مجاهد و غيرهم. "
В толкование этого Аята, учёные тафсира Кур'ана сказали, что имеется ввиду первые десять дней месяца Зуль-Хиджжах1. Об этом сказали Ибн Аббас, Ибн Аз-Зубайр, Муджахид и другие
Посланник Аллах1а, мир Ему, сказал:
مَا مِنْ أيّامٍ الْعَمَلُ الصّالِحُ فيهَا أحَبُّ إلَى الله مِنْ هَذِهِ الأيّامِ يَعْني أيّامَ الْعَشْرِ
Это означает: «Есть особые дни, в которые за добрые дела Аллах1 дает больше вознаграждения, чем в другие(обычные) дни – это 10 дней (т.е. первые 10 дней месяца Зуль-Хиджжах1)».
В сборнике Хадисов «Муснад» имама Ахмада передано от Ибн ‘Умара, что Пророк Мухаммад, мир ему, сказал:
ما من أَيَّامٍ أعظمُ عِنْدَ اللهِ تَعَالَى
وَلاَ أَحَبُّ إلَيْهِ من الْعَمَلِ فِيهِنَّ من
هذه الأَيَّامِ الْعَشْرِ فَأَكْثِرُوا فِيهِنَّ
من التَّهْلِيلِ وَالتَّكْبِيرِ والتَّحْمِيدِ
Это означает: «Особо великие дни, возвеличенные Аллах1ом Всевышним, в которые за благие дела Аллах1 дарует больше вознаграждения – это 10 дней (месяца Зуль-Хиджжах1), поэтому в эти дни читайте больше Тах1лиль (Ля иляhа илля-ллаh) , Такбир (Аллах1у Акбар) и Тахьмид (Алхьамдулиллях1).
От некоторых жён Пророка, мир Ему:
كان النبي صلى الله عليه وسلم يصوم يوم عاشوراء و تسعا من ذي الحجة.
رواه النسائي و غيره.
Это означает: «При жизни Пророк, мир Ему и величие, постился в день Ашура и держал пост девяти первых дней месяца Зуль-Хиджжах1». Передал Ан-Насаий и др.
Передал сподвижник Пророка Ибн Аббас, что Посланник Аллах1а, мир Ему, сказал:
ما العمل في أيام أفضل في هذه العشرة؟! قالوا: ولا الجهاد؟
قال النبي:ولا الجهاد إلا رجل خرج يخاطر بنفسه و ماله فلم يرجع بشيئ
رواه البخاري.
Это означает: «Нет лучших добрых деяний, чем совершённые в первые 10 дней зуль-хиджа». кто-то из сахабов спросил: “О Посланник Аллах1а! Они даже лучше джих1ада?” Он ответил: “Даже джих1ада, кроме деяний человека, который вышел на путь Аллах1а со своим богатством и нашёл там свою смерть”». Передал Аль-Бухарий
В течение месяца Зуль-Хиджжах1 верующие отмечают несколько знаменательных дат, так, девятого числа наступает лучший день года, который называется «день ’Арафат».
Ибн Хиббан передал в своем сборнике Хадисов «Сахих» от Джабира, что Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:
أَفْضَلُ الأَيَّامِ يَوْمُ عَرَفَة
Это означает: «Лучший день – это день Арафат».
О преимуществах и величии дня Арафат передано много Хадисов. Как сказано в Хадисе, переданном имамом Муслимом в его сборнике «Сахих» от матери верующих Аишы, да будет ей больше милости Аллах1а, что Посланник Аллах1а, мир Ему, сказал:
مَا مِنْ يَوْمٍ أَكْثَرَ مِنْ أَنْ يُعْتِقَ اللهُ
فِيهِ عَبْدًا مِنَ النَّارِ مِنْ يَوْمِ عَرَفَةَ
Это означает: «Нет другого такого дня, как день Арафат, в котором Аллах1 даровал бы спасение от огня ада столь большому количеству людей».
Также в книге имама Малика «Муватта» передан Хадис, что Посланник Аллах1а, мир Ему, сказал: «Лучшее ду‘а – это молитва в день Арафат, и самое лучшее из того, что говорил я и все Пророки до меня – это слова:
لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَه
Это означает: «Нет божества, кроме Аллах1а, у Которого нет соучастника».
В этот день паломники совершают главный обряд Хаджа – стояние в долине Арафат, находящейся в окрестностях Мекки. Время пребывания на горе Арафат наступает после полудня девятого числа и продолжается до утренней зари следующего дня. Местность Арафат является местом встречи Адама и Хавы (Евы) после того, как они были спущены на землю из Рая. Тем мусульманам, которые не совершают Хадж, в этот день рекомендуется соблюдать пост-Сунну (желательный пост).
Во время стояния на горе Арафат, паломики читают там ду‘а и повторяют в один голос:
لَبَّيْكَ اللَّهُمَّ لَبَّيْكَ، لَبَّيْكَ لاَ شَرِيكَ لَكَ لَبَّيْكَ،
إِنَّ الْحَمْدَ وَالنِّعْمَةَ لَكَ وَالْمُلْكُ، لاَ شَرِيكَ لَكَ
Это означает: «О, Аллах1! Мы отозвались на Твой призыв! Мы искренне отозвались – призывая, что нет у Тебя сотоварища! Воистину, Хвала Тебе и блага только от Тебя, у Тебя власть! Нет у Тебя сотоварища!»
Также в месяц Зуль-Хиджжах1 мусульмане отмечают самый большой праздник в Исламе – Курбан-Байрам (Ид Аль-Адха) – праздник жертвоприношения, который наступает десятого числа. Утром в день праздника паломники направляются в сторону местности Мина, чтобы бросать камешки. Мудрость этого ритуала заключается в том, чтобы верующие вспомнили, как когда-то шайтан явился перед Пророком Ибрах1имом, мир Ему, чтобы искушать Его. Пророк Ибрах1им, мир Ему, в знак его унижения, бросил в него камни. Возобновляя Сунну Пророка Ибрах1има, мир Ему, последователям Пророка Мухаммада, мир Ему, было велено бросать камни в те места, где появился шайтан, для его унижения. Этот ритуал продолжается и в дни Ат-Ташрик (с одиннадцатого по тринадцатое числа месяца Зуль-Хиджжах1). Паломники бросают семь камешков в три колодца, которые находятся в местности Мина. Поэтому праздник Курбан-Байрам длится четыре дня.
Обряд Паломничества содержит в себе великую мудрость. Он имеет свои отличительные особенности, которых нет ни в одном другом ритуале. Если бы все мусульмане, понимая все преимущества и мудрость Хаджа, то поспешили бы к выполнению Паломничества, чтобы увидеть великолепие и грандиозность этого ритуала.
Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:
مَنْ حَجَّ فَلَمْ يَرْفُثْ وَلَمْ يَفْسُقْ خَرَجَ مِنْ ذُنُوبِهِ كَيَومِ وَلَدَتْهُ أُ مُّهُ
Это означает: «Кто совершит Хадж, не нарушив его половым актом и не совершит большие грехи, тот очистится от грехов и станет чистым, подобно новорожденному».
Для того, чтобы Хадж погасил и большие, и малые грехи, и чтобы человек стал чистым от грехов, как это сказано в хадисе, необходимо соблюдать условия, без которых не достичь этого прекрасного состояния чистоты.
Приведем некоторые из них:
- Чтобы у паломника было искреннее намерение получить вознаграждение только от Аллах1а.
Об этом сказано в Хадисе Пророка Мухаммада, мир ему:
إِنَّ اللَّهَ لَا يَقْبَلُ مِنَ العَمَلِ إَلَّا مَا كَانَ خَالِصًا لَهُ، وَمَا ابْتُغِيَ بِهِ وَجْهُهُ
Это означает: «Поистине Аллах1 не принимает благие дела, кроме как если они совершены искренне, ради вознаграждения только от Аллах1а и одобрения только от Аллах1а».
- Сохранение себя от совершения нечестия (фусук), то есть от больших грехов.
- Воздержаниеот половых отношений, пока мусульманин находится в состоянии ихрама.
- Также для получения вышеуказанных преимуществ от Хаджа, необходимо, чтобы средства, выделенные для выполнения Хаджа, были халяль – получены дозволенным путем в соответствии с Шариʻатом.
Теперь расскажем о рукнах (базисах) Хаджа:
- Первый из них – ихрам.
Одевание ткани белого цвета не есть целью и сутью ихрама, как об этом ошибочно думают многие люди, желающие совершить Хадж.
На самом деле рукн Хаджа «ихрам» – это намерение.
И как для Намаза необходимо намерение, так же и для Хаджа необходимо намерение.
Намерение для Хаджа – это например, сказать в сердце:
نَوَيْتُ الحَجَّ وَأَحْرَمْتُ بِهِ لِلَّهِ تَعَالَى
«Я намерился совершить Хадж и приступил к нему ради Аллах1а Всевышнего».
Или сказать в сердце следующее:
دَخَلْتُ فِي عَمَلِ الحَجِّ
«Я приступил к выполнению Хаджа».
Не является условием сказать эти слова языком, необходимо, чтобы намерение было в сердце.
Это и есть ихрам. Но при этом во время намерения (во время ихрама) мужчине необходимо, чтобы на нем не была надета такая одежда, которая охватывает тело, соединяясь шитьем. То есть не надевать рубашку и тому подобное.
- Второй рукн Хаджа – это укуф биʻарафах1 – находиться в местности Арафат, даже если на мгновение. Это должно быть в промежутке времени между зенитом солнца дня ʻАрафат (9-го Зуль-Хиджа) и до рассвета после ночи праздника (с 9-го на 10-е Зуль-Хиджа). И это необходимо делать в пределах местности, входящей в Арафат. И не допускается за пределами Арафата.
- Третий рукн Хаджа – это Таваф. Таваф – это ритуал обхода вокруг Каʻбы семь раз, который совершается после полуночи перед днем Праздника. Обход вокруг Каʻбы совершается с соблюдением определенных условий, как закрывание ʻаврата (тех частей тела, которые должны быть прикрыты во время Намаза), чистота от нечистот – наджасы, а также ритуальная чистота от большого и малого хадасов. Не является действительным Таваф без Вуду, а также недействителен Таваф у женщины в период менструации. К сожалению, некоторые женщины идут совершать Таваф в этом состоянии. Этого делать нельзя.
- Четвертый рукн Хаджа – это саʻй – быстрая ходьба между холмами Сафа и Марвах1, которое делается 7 раз. Необходимо выполнять саʻй именно в том месте, которое предназначено для этого, так как многие люди на сегодняшний день делают это совсем в другом месте – на новой территории, которую построили для расширения мечети «Аль-харам». То есть когда они идут от подножья холма Сафа в сторону холма Марвах1, отклоняются от истинного места, где нужно идти, и идут параллельно этому. Поэтому часть их ритуала быстрого хождения саʻй проходит за пределами границ, указанных в Шариʻате, из-за этого их саʻй не действительный.
Поэтому необходимо идти и в одну, и в другую сторону только по старому месту, которое пролегает строго между холмами Сафа и Марвах1. Это место в данное время находится в переходе от Марвах1 к Сафа.
- Пятый рукн Хаджа – это хальк ав таксыр: для мужчин – бритье или подстригание волос, а для женщин – подстригание волос. Но необходимо, чтобы этот ритуал был совершен только после полуночи на день Праздника (Жертвоприношения). И паломнику нельзя – харам удалять даже один волосок с тела раньше вышеуказанного времени.
- Шестой рукн Хаджа – это тартиб – соблюдение последовательности в выполнении большинства рукнов Хаджа. И необходимо, чтобы ихрам был совершен перед всеми остальными рукнами. А также необходимо, чтобы обязательный Таваф, бритьё (или подстригание) были совершены позже укуф биʻарафах1 (нахождения в местности Арафат).
В ритуале Хаджа кроме рукнов также есть ваджибы, поэтому, кто собирается отправиться в это благославенное Паломничество, тому необходимо получить необходимые знание у достоверного учителя, чтобы выполнить все условия для принятия его Ритуала и получения полного вознаграждения.
О, Аллах1! Даруй нам успех в эти благословенные дни и провести их с пользой!
Даруй тем, кто в Хадже, совершая его как положено, чтобы их Хадж был принят, а тем, кто еще не был – совершить Паломничество искренне ради Всевышнего и получить плоды этого великого ритуала!
Даруй нам быть едиными в поклонении, чтобы отношения между нами были искренними и достойными!Даруй нам быть сплоченными в соблюдении Шари‘ата, поддерживать друг друга ради Аллаhа и вместе достойно проводить такие благословенные времена, как первые 10 дней месяца Зуль-Хиджжах1! Даруй нам быть единой и крепкой общиной, чтобы мы гордились своею богобоязненностью и берегли себя от грехов. Просим Единого Творца сохранить нашу Веру до конца наших дней. А также, чтобы мы всегда были на вершине призыва к добру, справедливости и милосердию!
Государственный комитет ЧРИ по Религии и Шари'атскому праву.