„А возможность эту нам время от
времени дают, видимо, чтобы
сохранить нас для каких-то
своих неведомых нужд...» - под
этим названием, 12. 07. 2016 г.
помещена статья Усмана
Юсупова, на сайте haaman. kom
Мнение по этому поводу
Усман, я полностью разделяю твою мысль, что не стоит восхвалять чеченский народ, приводя примеры сомнительного характера. Они не приносят пользу для нашего народа. В таких случаях чеченцы говорят:«Не хвали сам себя, пусть люди похвалят тебя».
Необоснованному самовосхвалению, или чернению кого-то, настоящий чеченец противостоит, говоря: «Восхваление и чернение бывает круглой и плоской. Круглое, в конечном итоге, скатывается и падает, а плоское, остаётся на плечах того, кому оно адресовано. Чего нет, оно не приклеится, сколько угодно тряси руку, но палец не оторвётся».
Далее, ты говоришь: «Однако, несмотря на «столь крепкую основу и могучий потенциал, этот самый чеченский народ, вот уже несколько веков, никак не может внутренне организоваться, не может разработать свою идеологию, не может выстроить систему, способную противостоять чуждому идеологическому воздействию».
С этим твоим высказыванием и мнением, я, категорически и в корне, не согласен, и считаю это твоей ошибкой и многих других чеченцев, которые мыслят этими категориями.
В противовес твоему вышеизложенному мнению о чеченцах, с твёрдой уверенностью, заявляю, что у чеченского народа, с древнейших времён, есть своя идеология и выстроенная система, которая может внутренне организовать чеченский народ, где доступно и доходчиво обозначены человечные законы, по которым должен жить каждый чеченец.
Эту идеологию, систему и структуру представляю, для ознакомления несведущих, приближённо, в виде скелета (См. на последней странице данного повествования).
Учитывая настоящее и прошлое чеченского народа, если мы, со знанием сути, наживим данный скелет, это есть идеология, выстроенная система и законы, которые должен и обязан соблюдать настоящий чеченец в своей повседневной жизни. С твердой уверенностью можно сказать, что это есть государственность чеченского народа.
Для подтверждение вышесказанного, из множества, ниже приведу несколько примеров:
- «Во время своей независимости чеченцы жили в отдельных общинах, управляемых через народное собрание. Сегодня они живут, как народ, который не знает классового различия. Видно, что они значительно отличаются от черкесов, у которых дворянство занимало такое высокое место. В этом и состоит значительное различие между аристократической формой республики черкесов и совершенно демократической конституцией чеченцев и племён Дагестана. Это и определило особенный характер их борьбы... У жителей Восточного Кавказа господствует отчеканенное равенство, и все имеют одинаковые права и одинаковые социальные положения. Авторитет, который они передоверяют племенным старшинам выборного совета, был ограниченным во времени и объёме...»- это есть высказывание о чеченцах французского писателя Шантре Эрнеста. ( Chantre Ernest. Recherches anthropologiques dans le Caucase. Paris, 1887. Ч. 4. C. 104. no Sanders A. Kaukasien).
2.«Рыцарство, благородство, гостеприимство, честь и свободолюбие, почтение к старшим и верность в дружбе и жертвенность для общего блага, храбрость в бою и скромность в общежитии и, только один раз, жестокая мстительность до бесчеловечности, если речь идет о вероломном враге, - вот черты кавказских горцев, о которых свидетельствуют и которыми вдохновлялись классики русской литературы для написания многих своих бессмертных творений (Пушкин, Лермонтов, Толстой)»- это есть высказывание, славного сына чеченского народа, ныне покойного Абдурахмана Автарханова (Просим Всевышнего оказать милость ему).
3.«Но была одна нация, которая совсем не поддалась психологии покорности - не одиночки, не бунтари, а вся нация целиком.Это - чеченцы.
Мы уже видели, как они относились к лагерным беглецам. Как одни они изо всей джезказганской ссылки пытались поддержать кенгирское восстание.
Я бы сказал, что изо всех спецпереселенцев единственные чеченцы проявили себя зэками по духу.
После того как их однажды предательски сдёрнули с места, они уже больше ни во что не верили. Они построили себе сакли - низкие, тёмные, жалкие, такие, что хоть пинком ноги их, кажется, разваливай. И такое же было всё их ссыльное хозяйство - на один этот день, этот месяц, этот год, без всякого скопа, запаса, дальнего умысла. Они ели, пили, молодые ещё
одевались. Проходили годы - и так же ничего у них не было, как и вначале.
Никакие чеченцы нигде не пытались угодить или понравиться начальству — но всегда горды перед ним и даже открыто враждебны. Презирая законы всеобуча и те школьные государственные науки, они не пускали в школу своих девочек, чтобы не испортить там... Женщин своих они не посылали в колхоз. И сами на колхозных полях не горбили. Больше всего они старались устраиваться шоферами: ухаживать за мотором - не унизительно... Они могли угнать скот, обворовать дом, а иногда и просто отнять силою. Местных жителей и тех ссыльных, что так легко подчинились начальству, они расценивали почти как ту породу. Они уважали только бунтарей.
И вот диво - все их боялись. Никто не мог помешать им так жить. И власть, уже тридцать лет владевшая этой страной, не могла их заставить уважать свои законы» - это есть высказывание о ссыльных чеченцах и ингушах, из наблюдений А. Солженицына в Казахстане (Архипелаг ГУЛаг. V—V1--V11. С. 420—421. Париж: Имка-Пресс).
Здесь я не могу обуздать свои чувства, не умаляя достоинство и всё положительное других народов земли, хочу сказать - Я горд, что родился чеченцем, и главное, верою в единого Бога!
Первое вышеизложенное высказывание французского писателя Шантре Эрнеста подтверждает то, что у чеченского народа есть идеология, выстроенная система и законы, по которым живёт настоящий Чеченец.
Второе высказывание Абдурахмана Автарханова, славного сына чеченцев,показывает нам, каких славных сынов и дочерей рождает
чеченская идеология, система и законы в среде народа.
И по счёту третье высказывание А. Солженицина, с твёрдой уверенностью, нам дают основание говорить о том, как наши отцы и матери, братья и сёстры, в тяжелейших и труднейших условиях жизни для себя, сохраняли свою идеологию, систему и законы, и, не смотря ни на что -выживали.Другое дело, что мы, в настоящее время, своей беспечностью и
слабостью, по объективным и субъективным причинам, не на должном уровне соблюдаем наши человечные законы, по которым жили наши доблестные и достойные отцы, матери, братья и сёстры, развалили ими выстроенную систему и недостойно относимся к идеологии нашего народа. Усман, твой и мой, а так же долг каждого настоящего Чеченца, правильно, с учётом прошлого и настоящего, наживить скелет, который
предложен и помещён на последней странице, и трудиться над тем, чтобы восстановить идеологию, систему и законы, по которым должен и обязан жить настоящий Чеченец. Если мы склоним наши головы перед коварным врагом, и будем за одно с чеченоговорящими среди нас, то мы навсегда потеряем нашу чеченскую идентичность (Нохчалла).
Вышеизложенное есть моё мнение и твёрдое убеждение. Всё дано знать только Всевышнему. У Него просим, чтобы Он наставил многострадальный чеченский народ на путь-благословляемый Им! Амин!
Хучин Ахьмад
- 07. 2016 г.