Он надеется, что ему никогда не придется применять ядерное оружие. Очень хотелось бы надеяться. Надеяться на то, что эти его слова будут услышаны и должным образом оценены миром. В первую очередь правящими элитами ведущих стран НАТО. Потому что не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понимать: когда человек говорит "я надеюсь, что мне не придется", он хочет сказать "я не исключаю, что мне придется". И говорит он это отнюдь не для внутреннего потребления.
Когда человек говорит "сегодня применять ядерное оружие против террористов нет необходимости", он хочет сказать, что завтра такая необходимость может и возникнуть. У него может возникнуть. Необходимость применить ядерное оружие против террористов. Или против кого-то еще. Он хочет сказать, что применит ядерное оружие, когда посчитает, что ему это необходимо.
Вот вы говорите "ИГИЛ". Никто ведь не спорит с тем, что это осиное гнездо головорезов и фанатиков, несущих смерть и разрушение в страны цивилизованного мира, должно быть уничтожено. Сегодня мы надеемся сделать это при помощи бомбардировок обычными средствами. А когда завтра все убедятся, что этого недостаточно? Вы же не хотите посылать своих солдат умирать в наземной операции. Вы меня презираете за то, что я никогда не жалел и не жалею своих солдат. Так вот, я теперь тоже буду их жалеть. Как вы. И что вы мне скажете, если я избавлю вас от проблемы ИГИЛ, гарантированно уничтожив все его военно-политическое руководство при помощи всего одной ракеты с ядерной боеголовкой?
Погибнут многие тысячи людей, которые бойцами ИГИЛ не являются? Ну так большинство их этим головорезам сочувствует. И является их ресурсом. Вы же сами бомбили Гамбург, Дрезден и Токио. Чем использовавшийся вами там эффект огненного смерча, когда дотла выгорали многие квадратные километры городской застройки, гуманнее ядерного взрыва? Не слышал чтобы вы официально осудили это как военное преступление.
Вот какую игру Путин целенаправленно навязывает западному альянсу. И рассчитывает он именно на то, что его услышат и поймут. Что западные элиты прекрасно знают, что будет, если он действительно превратит в радиоактивный пепел какое-нибудь гипотетическое гнездо международного терроризма. Ядерное оружие становится оружием, которое допустимо использовать для решения оперативно-тактических задач в международных делах. Это падение всех существующих запретов и ограничений на использование силы или угрозы ее применения. Это погружение мира в кровавый хаос локальных ядерных войн.
Расчет Путина состоит в том, что устрашившийся такой перспективы западный мир скажет: только не это! Откупиться! Уступить в чем можно и в чем нельзя! Если он так хочет заседать в "мировом политбюро", давайте посадим его на самое шикарное место и воздадим ему почести, положенные Цезарю и Августу.
Вполне рациональный расчет, надо сказать. В последнее время модно говорить, что Путиным движут неизжитые детские комплексы. Что ему просто по-детски хочется пострелять из всего, что у него имеется, и он только ищет предлог. Но подобные психические патологии отнюдь не исключают рациональности. А главное - возглавляемый им режим не может конкурировать с западной цивилизацией. Он просто долго не выживет в условиях состязания по правилам, основанным на праве.
Вся политика путинского государства последовательно (и вполне рационально) направлена на разрушение действующих правил международных отношений. Вспомним, как Гитлер последовательно разрушал Версальскую систему, создавая серию прецедентов нарушения установленных ею правил. Угроза миру, исходящая от путинской России, сегодня ничуть не меньше угрозы, исходившей от гитлеровской Германии. И она несравненно больше угрозы, исходящей от ИГИЛ.
Можно сколько угодно рассуждать о том, что современная мировая система несовершенна и во многом несправедлива. Так же, как несовершенна и во многом несправедлива была Версальская система. И ее "переформатирование" точно так же необходимо и неизбежно. Вот и мировая система, в фундаменте которой лежит Атлантическая хартия Рузвельта и Черчилля 1941 года, при всех ее недостатках оказалась совершеннее Версальской. И я даже не буду напоминать, во сколько десятков миллионов жизней обошлось "переформатирование" Версальской системы. Сегодня на такие слова принято отвечать глумливой ухмылкой.
Мир Атлантической хартии оказался лучше мира Версальского потому, что победили Гитлера. Того, кто разрушал Версальскую систему. Если бы победил Гитлер, человечество было бы отброшено на много веков назад. Если нынешний мир будет "переформатирован" по чертежам путинской клептократии, человечество будет отброшено на много веков назад. Этот новый мир будет гораздо хуже и страшнее нынешнего отнюдь не благостного мира. И из него будет некуда эмигрировать.
Надежда умирает последней. Надеяться надо всегда. На то, что Запад осознает, что отступление перед откровенным ядерным шантажом Путина не спасет мир от погружения в кровавый хаос локальных ядерных конфликтов. Отступление перед ядерным шантажом лишь узаконивает ядерный шантаж. А узаконенный ядерный шантаж рано или поздно узаконивает и применение ядерного оружия. Путин уже превратил ядерное оружие из "оружия сдерживания" в "оружие продавливания". И надо иметь продуманный и подготовленный ответ на тот случай, если заигравшийся в войну переросток все-таки нажмет на кнопку.
Александр Скобов