Процесс регистрации кандидатов в президенты Белоруссии стартовал 5 сентября, и Александр Лукашенко чуть было не создал интригу, позже других предоставив в Центризбирком необходимые документы.
"А вдруг он передумает?" - обронили в конце прошлой недели в соцсетях, и фраза тут же стала анекдотом, заставляющим улыбнуться даже тех, кто и мысли не допускает пошутить о Лукашенко.
В поддержку Лукашенко собрано более 1,7 миллиона подписей избирателей. Центризбирком отсеял как сомнительные тысяч шесть, но никто и не спорит из-за малости: для регистрации кандидатом в президенты по закону положено 100 тысяч подписей.
По числу собранных в поддержку подписей также проходят в кандидаты на президентский пост называющий себя атаманом белорусского казачества военный пенсионер Николай Улахович, лидер белорусских либерал-демократов Сергей Гайдукевич и Татьяна Короткевич, как бы представляющая белорусскую оппозицию.
Трагично складывается политическая судьба пенсионера-предпринимателя Виктора Терещенко: участник практически всех избирательных президентских кампаний, согласно вердикту ЦИК, собрал меньше десятой части необходимых для регистрации кандидатом в президенты подписей избирателей.
Терещенко с больничной койки назвал происходящее цирком и потребовал от Центризбиркома зарегистрировать его кандидатом в президенты.
Казус Терещенко
В больницу традиционный участник избирательных президентских кампаний попал после того, как выпил в одном из престижных минских кафе морковный сок со сливками во время встречи с предполагаемыми на выборах конкурентами – "оппозиционерами", представляющими команду Татьяны Короткевич.
Терещенко много и путанно наговорил о причинах своего отравления. Политизированная часть белорусской публики жила его разоблачениями день-два, а позже, похоже, списала кандидата с президентских счетов.
Терещенко требует от ЦИК регистрации себя кандидатом в президенты, хотя глава Центризбиркома Лидия Ермошина объяснила публике, как по утвержденной методике проверялись подписи в его поддержку и почему команда Терещенко потерпела фиаско.
"Центральной комиссии, конечно, обидно, и, думаю, потенциальному претенденту на пост Президента Виктору Терещенко тоже, что его так подвели члены инициативной группы, которой он доверился и которые представили в обоснование его выдвижения не всегда достоверные подписи избирателей. Именно поэтому впервые за весь период существования упомянутого порядка проверки подписных листов в Центральную комиссию поступило предложение о нерегистрации указанного лица кандидатом в президенты в силу того, что в поддержку его выдвижения представлено менее 100 тысяч подписей", -- объяснила в видеоблоге ЦИК Ермошина.
"Вряд ли Терещенко понес бы сдавать в избирательные комиссии всю (выявленную у него – ред.) туфту. Видимо, были определенные договоренности с властями: мол, Виктор Иванович, не волнуйтесь, вы нам нужны и в этот раз, все будет нормально", - заметил политолог Валерий Карбалевич.
"Нормально" для Терещенко на этот раз не получилось.
Наблюдатели в Белоруссии говорят, что в нынешних выборах действующим президентом предусмотрен непривычный для Терещенко расклад – со спарринг-партнерами, как будто представляющими реальную угрозу Лукашенко.
Короткевич – оппозиционер или "подстава"?
Никто из аналитиков не спорит о спарринг-партнерстве почти неизменного участника выборов Сергея Гайдукевича, но оппозиционные лидеры и критики обвиняют в заведомой игре "в поддавки" активистку оппозиционной кампании "Говори правду!" Татьяну Короткевич.
Выдвижение Короткевич в президенты не поддержала ее партия – социал-демократическая "Грамада", а из поддержавшей ее гражданской кампании "Говори правду!" ушел на старте нынешней президентской гонки лидер движения – экс-кандидат в президенты (на выборах 2010 г.) поэт и признанный лидер общественного мнения Владимир Некляев.
"Я желаю Короткевич успеха", - не однажды заявлял он, раскритиковав, впрочем, действия команды Короткевич как направленные на раскол оппозиции.
"Быть в дерьме не страшно", - ответил на критику традиционной белорусской оппозиции Андрей Дмитриев, руководитель избирательного штаба Короткевич.
"У демократических сил есть кандидат, и, хотят они того или нет, но для большой части общества Татьяна Короткевич будет кандидатом демократических сил. И сегодня президентская кампания становится выбором между Лукашенко и Короткевич, потому что остальных кандидатов никто не будет воспринимать серьезно. И задача заключается в том, чтобы мобилизовать под Короткевич как можно больше людей", - заявил Дмитриев.
Руководителя избирательного штаба Короткевич, впрочем, в Белоруссии обвинили в связях с КГБ.
Оппозиции нет?
Обвинения, оправдания и резкие заявления белорусских оппозиционеров нынче слышны малому кругу вовлеченных соратников.
Оппозиция опоздала с заявлением о единстве, выступив с таковым от части критиков режима в разгар избирательной кампании – по поводу освобождения президентом Лукашенко из тюрьмы его непримиримого критика, экс-кандидата в президенты на прошлых выборах 2010 года, оппозиционного политика Николая Статкевича.
Пресс-конференцию с участием досрочно освобожденного Статкевича обозреватели в Минске назвали провальной. Николаю Статкевичу - с должным почтением к пережитому за пять лет в застенках - аналитики рекомендовали трезво оценить нынешние оппозиционные промахи и провалы.
К моменту появления запоздалого "единого" претендента в президенты от оппозиции лидеры оппозиционной Объединенной гражданской партии и партии оппозиционных коммунистов "Справедливый мир" фактически выбыли из президентской гонки: Анатолий Лебедько и Сергей Калякин заявили, что из-за пассивного и пренебрежительного отношения населения к предстоящим президентским выборам нереально собрать даже 100 тысяч подписей в поддержку какого-либо из кандидатов.
Тезис о пассивности электората "кадровые" оппозиционеры тут же предъявили "самовыдвиженке" Короткевич, вознамерившись силами общественной комиссии проверить правдивость подписей, собранных в ее поддержку.
Инициатива о проверке подписей будоражила неправительственную прессу и часть избирателей около недели - пока статусная оппозиция не заявила о невозможности сделать выводы (Короткевич, по данным оппозиционеров, предоставила на проверку только 70% от собранных подписей).
Идея оппозиционной проверки вызвала не только резкую критику Центризбиркома, воззвавшего к Избирательному кодексу, где регламентированы проверяющие структуры, но и язвительный скептицизм аналитиков, констатировавших, что оппозиции в нынешней политической кампании не остается иного, как заняться внутренними разборками.
Новая песня о Лукашенко
На улицах Минска, оторвавшись от политизированных коллег, спрашиваю о выборах и предпочтениях – и узнаю, что мало кто понимает, о каких выборах идет речь.
Предвыборные плакаты не висят (и вряд ли, судя по белорусским реалиям, появятся), по телевизору о выборах почти не говорят (период агитации наступит с 11 сентября). Вот разве что доллар растет, а зарплаты уменьшаются, – так не бывало раньше в предвыборную пору, замечают мне редкие дотошные минчане.
Никто из опрошенных не сомневается, что Лукашенко продолжит руководить страной.
Мало кто вспоминает, что в прошлые выборы была "смута" -- аресты сотен участников протеста фальсификации итогов голосования, среди которых были еще действующие на день голосования кандидаты в президенты. Сейчас, по мнению обывателей, из-за Украины должны во имя формулы "лишь бы не было войны" замолкнуть и критики, и оппозиция.
Накануне президентских выборов 2010 года ранее не известный дуэт практически дворовых музыкантов вдруг прославился песней "Саня останется с нами, все будет о'кей!".
Нынче интернет покорила другая группа – престарелые женщины из деревни Новые Милевичи поют: "И Лукашенко в мире лучше нет!"
По убеждению преданного электората и прогнозам самых критичных аналитиков, победа руководящего Белоруссией более 20 лет Лукашенко на выборах, назначенных на 11 октября, предрешена.
И анекдот "А вдруг он передумает?" уже погас к исходу нынешней субботы: в Центризбирком Белоруссии от действующего президента поданы для регистрации участником избирательного процесса соответствующие документы.
Сенсаций не будет?
Татьяна Мельничук