Сенат Соединенных Штатов проголосовал за проект военного бюджета на будущий год. Из общей суммы в 612 миллиардов долларов 300 миллионов предусмотрены на помощь Украине - вопреки мнению президента Барака Обамы, который возражал и продолжает возражать против поставок Киеву летального оружия.
Решение сенаторов, безусловно, создает новую ситуацию, но преувеличивать его значение не следует, полагают эксперты. Так же, как складирование 200 американских танков и БМП в Польше, Венгрии, Румынии и странах Балтии, это не столько военный, сколько политический шаг, как любят выражаться журналисты, "сигнал".
И Запад, и Москва настроены на продолжение минского процесса и взаимно предостерегают друг друга от попыток изменить статус-кво, считают аналитики.
Сложная процедура
Прежде всего, от голосования в сенате до реальных поставок оружия лежит довольно длинный путь.
Палата представителей в мае приняла свой вариант военного бюджета, так что еще предстоит поработать согласительной комиссии, а затем окончательный вариант должен подписать Барак Обама.
"Хочется надеяться, что, несмотря на непростую внутриполитическую ситуацию накануне выборов, Обаме удастся выдержать свою здравомыслящую позицию", - сказал Русской службе Би-би-си заместитель директора Института США и Канады РАН Павел Золотарев.
"В Украине скептически относятся к перспективе получения военной помощи, пока Обама в Белом доме, - заявил киевский политолог Сергей Таран. - Сенаторы всегда настроены более решительно, но в таких делах окончательное слово за президентом".
Много или мало
Согласно законопроекту, непосредственно на "железо" в обязательном порядке должно быть потрачено не менее 20% предусмотренной суммы, остальные средства, очевидно, пойдут на обучение украинских военных.
По единодушному мнению экспертов, даже если решение будет принято и проведено в жизнь, оружие на 60 миллионов долларов не может существенно изменить соотношение военных сил.
"Это политический жест поддержки Киева", - уверен Павел Золотарев.
"Некоторые виды вооружений, прежде всего, противотанковые средства, даже в небольшом количестве могут укрепить боеспособность украинской армии, но, конечно, 60 миллионов - это немного", - соглашается Сергей Таран.
Дело, однако, не в конкретных размерах помощи, а в политической воле, полагает украинский эксперт.
"Если будет создан прецедент, то впоследствии может зайти речь и о других суммах. Очень важно, чтобы США в принципе согласились с тем, что санкции, к сожалению, не всегда являются достаточным инструментом сдерживания", - указывает он.
Главное во всем этом - предостережение против дальнейшей экспансии самопровозглашенных ДНР и ЛНР, считает Таран.
"США демонстрируют, что, если минские соглашения будут сорваны и снова начнется наступление, то и позиция Обамы очень быстро может измениться", - заметил он.
Чем ответит Россия?
Павел Золотарев не ждет от Кремля и Смоленской площади жесткой пропагандистской реакции.
"Пока ничего не случилось, и неизвестно, случится ли, нагнетать ситуацию было бы преждевременно, - полагает эксперт. - Не стоит муссировать вопросы, которые еще не превратились в проблему. Как и раньше, основное внимание должно уделяться выполнению минских соглашений. Позиция России на сегодняшний день такая, надеюсь, что так и продолжится".
"Другое дело, если Киев, почувствовав уверенность от американской поддержки, решит прибегнуть к силовому варианту, - добавил он. - Тогда Россия будет действовать максимально активно, чтобы защитить русскоязычное население. В какой форме, не берусь сказать. Но, например, мы знаем, что там много добровольцев, и я не исключаю, что в случае обострения конфликта их количество возрастет".
Война или мир
"Исторический опыт не внушает оптимизма, - рассуждает Золотарев. - Военная помощь США Грузии привела к тому, что Саакашвили попытался решить внутренние проблемы военным путем".
Сергей Таран отметает эти подозрения.
"Вариант силового возвращения территорий, находящихся на данный момент под контролем сепаратистов, не рассматривается, - утверждает он. - Рассматривается жесткий и решительный ответ в случае, если Россия и ее ставленники попробуют идти дальше. Вообще же, генеральной линией для Украины является реинтеграция Донбасса в рамках минского процесса: вывод иностранных военнослужащих, проведение выборов по украинским законам, восстановление контроля над границей".
"Как отдельные государства эти территории никогда не будут признаны, - добавил он. - Если Москва и сепаратисты продолжат упорствовать, они окажутся в "серой зоне" непризнания, и это, конечно, будет плохо для населения. В этом случае на Украину ляжет бремя обустройства тех граждан, которые захотят оттуда уехать".
"День простоять, да ночь продержаться"
По практически единодушной оценке экспертов-международников, Барак Обама - самый большой "голубь" на посту президента США за всю современную историю. Любой, кто сменит его, окажись это Хиллари Клинтон или кандидат-республиканец, будет гораздо жестче настроен к России, а Украине станет помогать совсем иначе.
"Не хочу заглядывать в будущее", - признался Павел Золотарев.
Российский эксперт жалеет об уходящем президенте.
"Обама, судя по всему, искренне пытался найти для США новую роль в мире в качестве не гегемона, но лидера, однако в американской политической системе глава государства существенно скован в своих возможностях", - заявил он.
Судя по словам Сергея Тарана, в Киеве считают дни до смены караула в Белом доме.
"Даже однопартийцы Обамы критикуют его позицию по предоставлению военной помощи Украине. Через полтора года в Соединенных Штатах будет новый президент, и есть все основания ожидать больших изменений. Ситуация может совсем по-другому сложиться для Украины", - надеется он.
Артем Кречетников