Бисмиллях1ир-Рахьманир-Рахьим,
Аль-хьамду лиллях1и Раббиль-'Алямин,
Вас-саляту вас-саляму 'аля Саййидина Мухаммад
Дорогие братья и сестры по Вере!
Начинается священный месяц Рамадан, в котором каждому мусульманину (мукалляфу) предписано соблюдение обязательного Поста.
Соблюдение Поста месяца Рамадан было повелено Аллах1ом со второго года хиджры. Сам Пророк Мухаммад, мир Ему, соблюдал его в течение девяти лет, вплоть до своей смерти. Обязанность соблюдения Поста Рамадана входит в необходимые религиозные знания. Человек, нарушающий Пост Рамадана без уважительных по Религии причин, но признающий его обязанность, является грешником, но остается мусульманином, и он обязан возместить пропущенные дни Поста уже в качестве долга. Тот же, кто отрицает обязанность соблюдения Поста Рамадана, отступает от веры, за исключением тех, кто принял Ислам недавно, или же вырос в местности, далекой от Исламских ученых и не знал об этой обязанности. Соблюдение Поста - это согласно Шари'ату - отказ от всякого разговенья, начиная от утренней зари (начало времени Ас-Субх) и до полного захода солнца (начало времени Аль-Магриб), с обязательным, заранее подготовленным намерением в сердце.
Наблюдение начала месяца Рамадан вечером накануне тридцатого числа Ша'бана является обязательным, так как обязанность Поста вменяется в одном из двух случаев:
- Видение молодого месяца начала месяца Рамадан после захода Солнца 29 числа Ша'бана;
- Завершение месяца Ша'бана тридцатым числом, в соответствии со словами Пророка Мухаммада, мир Ему:
«Держите Пост, когда увидите молодой месяц (Рамадан), а если не смогли его увидеть, то высчитайте завершение месяца Ша'бан тридцатым днем, и прекращайте его (Пост), когда увидите молодой месяц Шавваль».
Передали имамы Аль-Бухарий, Муслим и другие.
Тот, кто увидел начало месяца Рамадан, должен соблюдать Пост. Тот, кто не видел сам, но узнал об этом от пользующегося доверием, свободного от рабства мусульманина, о котором известно, что он не обманщик, обязан соблюдать Пост Рамадана. Абу-Дауд рассказывал, что сын Умара (II Халифа), да благословит их Аллах1, сообщил Пророку Мухаммаду, мир Ему, что он видел начало месяца Рамадан, после чего сам Пророк соблюдал Пост и приказал соблюдать его другим верующим.
Уже сегодня, мы должны себя подготавливать столь значимому событию в жизни мусульман, духовно, морально и физически, так как соблюдение Поста в благословенный месяц Рамадан является великим соблюдением. Аллах1 Всевышний наделил этот месяц особым высоким назначением. Об этом сказано в Священном Хадисе-Кудсий , переданном имамом Аль-Бухарий: Сказал Аллах1 Всевышний:
«Каждая милостыня или благодеяние мусульманина, равное десяти, может достичь семиста и засчитывается в его пользу, кроме Поста, в соблюдении которого Аллах1 обещал особые вознаграждения».
Верующим за их благодеяния в месяц Рамадан обещаны особые вознаграждения.
ПРЕДПИСАНИЕ ПОСТА
Существуют два следующих предписания:
1. Намерение
Его место в сердце постящегося. Ему необязательно говорить о своем намерении вслух. Оно должно возникнуть в его сердце с вечера, с заходом солнца, и до рассвета дня Поста, в любое время этого периода. И так для каждого дня Рамадана нужно отдельное намерение, даже если он выполняет долг за нарушенный им Пост. Если он после захода солнца и до того как приступить к разговенью, имел намерение соблюдать Пост следующего дня Рамадана, этого для него вполне достаточно. В нийяте следует определить, является ли это служение Постом Рамадана или назром, или искуплением - если даже причина искупления не была определена. По мазхабу имама Шафи'ий, одного намерения в начале месяца на целый месяц недостаточно. Согласно другим мазхабам - достаточно. Ученые посчитали, что полным намерением в Рамадане является следующее:
«Я намерился держать Пост завтрашнего дня Рамадана этого года в соответствии с верой и искренне ради Аллах1а».
Если человек делает намерение держать Пост на целый месяц, то ему следует сделать намерение в первую ночь Рамадана:
«Я намерился соблюдать тридцатидневный Пост месяца Рамадан этого года».
Женщина, у которой вечером прекратилась менструация или период послеродового выделения, может сделать намерение о соблюдении Поста следующего дня Рамадана, даже если она еще не выполнила аль-гусуль.
Принятие пищи и воды, а также половые отношения после намерения, не нарушают его, если все это происходило до начала рассвета.
Тот, кто ночью лег спать, не сделав намерения, и встал после рассвета, обязан отказаться от всех видов разговенья, но этот день остается за ним как долг. Если соблюдать необязательный Пост в соответствии с Сунной, то намерение может быть принято и позже этого времени, до времени зенита, но при этом необходимо, чтобы до намерения человек абсолютно ничего не ел и не пил.
2. Отказ от любых разговений
Разговеньями являются:
- Принятие пищи и питья, а также всего, что имеет объем (даже незначительный) и может попасть в организм через любое открытое отверстие - рот, нос (например, курение), а также то, что может войти в тело человека через передний и задний проход в период от рассвета до захода солнца. Если человек, забыв, что он соблюдает Пост, пил воду или ел (даже в больших количествах), но сделал это не сознательно, то его Пост не нарушается.
Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:
«Кто при соблюдении Поста, забыв о нем, ел или пил, пусть продолжит свой Пост; Аллах1 одарил его едой и питьем». Передал Аль-Бухарий.
Вызывание человеком у себя рвоты при помощи пальца или какого-либо предмета (даже если при этом ничего не попало обратно внутрь), нарушает его Пост. Если же рвота произошла независимо от воли человека (и при этом он ничего не проглотил), его Пост не нарушается. Однако в этом случае он обязан очистить рот от нечистой слюны.
Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:
«Кого во время Поста вырвало не по его воле, то его Пост сохраняется, и за ним нет долга, а тот, кто вызвал у себя рвоту, обязан исполнить долг». Передал Аль-Хаким.
Совершение полового акта, а также выделение спермы при оргазме является причиной нарушения Поста. В случае если семяизвержение произошло вследствие наблюдения (в том числе за чем-либо запретным), а также в результате мысленного самовозбуждения, Пост не нарушается.
ВРЕМЯ СОБЛЮДЕНИЯ ПОСТА
Временем Поста считается период от утренней зари до полного захода солнца и поэтому знать о начале и конце дня необходимо каждому совершеннолетнему и разумному человеку, соблюдающему Пост. При этом недостаточно полагаться на календарь или на определение времени расчетным методом, так как в этом случае не всегда достигается абсолютная точность. Рассвет: белая полоса, появляющаяся на горизонте с востока. Сначала мы видим бледно-розовый слабый свет, который приблизительно через полчаса становится более ярким - красным. Нийят должен быть в сердце еще до начала появления рассвета.
Заход: когда солнце полностью скрывается за горизонтом. Кто принимает пищу после рассвета, считая при этом, что он еще не наступил, нарушает свой Пост и обязан отказаться от любых разговений. Этот день остается за ним как долг, за него он должен соблюдать Пост после месяца Рамадан. Если человек старался определить время рассвета, но ошибся и при этом ел, или подумал, что солнце зашло, и принимал пищу раньше, а только потом узнал, что оно не зашло, то он не считается грешником из-за этого, но обязан возместить соблюдение Поста за этот день. Это - его долг. Если же человек сознательно, по своей воле, нарушил Пост без уважительных причин и ел раньше, чем зашло солнце, он становится грешником и Пост этого дня ему не засчитывается.
Сказал Аллах1 Всевышний:(Сура 2 Аль-Бакара, Аят 187), что все обязаны соблюдать Пост и держать его до полного захода солнца.
УСЛОВИЯ СОБЛЮДЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПОСТА
Пост Рамадана обязан соблюдать каждый разумный, совершеннолетний мусульманин, если ему позволяет его состояние здоровья. Пост не принимается от неверующего и от вероотступника. Пост не принимается от женщины в период менструации или послеродового очищения: соблюдение Поста в эти периоды является грехом. В этих случаях Пост остается за ней в качестве долга.
Дети (мальчики и девочки) не обязаны соблюдать Пост, но попечители должны приказать им поститься при достижении ими семилетнего возраста. Если же дети после десяти лет не держат Пост, но в состоянии его держать, их попечители должны прибегнуть к физическому воздействию. Пост же не станет долгом для детей, если они его не соблюдали. Душевнобольные не обязаны соблюдать Пост, и они не остаются в долгу.
Больной, в случае ухудшения здоровья при соблюдении Поста, не обязан его соблюдать. Также не обязан его держать, кто находится в длительном путешествии. Пост остается для них (больного и путешественника) как долг. Однако, если человек, будучи больным или находясь в путешествии, соблюдал Пост, то Пост от него принимается. Но если здоровью больного наносится ущерб, то ему нельзя поститься, и Пост остается за ним как долг.
Если человек, находящийся в путешествии, не желает соблюдать Пост, то он должен выехать с места пребывания до рассвета.
Люди преклонного, которые опасаются за состояние своего здоровья, ухудшение которого может привести к смерти, не обязаны соблюдать Пост.
Просим Аллах1а, чтобы он дал нам соблюдение Поста в месяц Рамадан с чистой Верой и Богобоязненностью, Амин!
Что нарушает Пост?
Обязанность соблюдения Поста Рамадана входит в необходимые религиозные знания.
Человек, нарушающий Пост Рамадана без уважительных (с религиозной точки зрения) причин, но признающий его обязанность, является грешником, но остается мусульманином, и он обязан возместить пропущенные дни Поста уже в качестве долга.
Тот же, кто отрицает обязанность соблюдения Поста Рамадана, отступает от веры, за исключением тех, кто принял Ислам недавно, или же вырос в местности, далекой от Исламских ученых и не знал об этой обязанности.
Следует обратить внимание, если человек, забыв, что он соблюдает Пост, пил воду или ел (даже в больших количествах), но сделал это не сознательно, то его Пост не нарушается.
Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:
«Кто при соблюдении Поста, забыв о нем, ел или пил, пусть продолжит свой Пост; Аллаx1 дарил ему еду и питье». Передал Аль-Бухарий.
Некоторые из причин, при которых нарушается Пост:
- если съесть хотя бы мизерное количество пищи с кунжутное семечко или еще меньше сознательно и без насилия с чьей-либо стороны, зная при этом, что это запрещено. А также, если выпить, хотя бы каплю воды или лекарства.
Замечание: пост не нарушается при попадании в рот дорожной пыли, мельчайших частичек при просеивании муки или чего-то подобного. Не воспрещается пробовать пищу, если при этом ее не проглатывать.
- если при интенсивном полоскании рта или при вдохе вода попадает внутрь, то Пост нарушается. Также Пост нарушается, если слюну, появившуюся на губах, вновь проглотить. Если же слюна осталась под языком и была проглочена, Пост не нарушается. Пост также не нарушается, если собрать слюну во рту, а затем проглотить ее (если она чистая).
Что касается мокроты, то:
а) если проглотить мокроту с внешней стороны рта, то Пост нарушается;
б) если проглотить мокроту из носоглотки (ниже выхода арабской буквы X), то Пост не нарушается.
Согласно имаму Абу Ханифа, в обоих случаях Пост не нарушается.
- если проглотить после рассвета нечистую слюну, измененную дымом сигареты, выкуренной до начала времени первого Намаза (то есть до рассвета), то Пост нарушается.
- если у человека произошла рвота, независимо от его воли и после этого он проглотил слюну до того как очистил рот, его Пост нарушается.
- если дым от сигареты курящего рядом человека попадает в дыхательные пути другого, то Пост последнего не нарушается.
- что касается курящего, то его Пост нарушается, так как мелкие частички, выделяющиеся при курении, попадают вовнутрь. При вдыхании запаха духов или воскуряемых благовоний (например: дым от бахур - ароматических палочек) Пост не нарушается.
- использование клизмы через передний или задний проход также нарушает Пост. Капли в нос или в уши в том случае, если лекарство попадает внутрь, также нарушают Пост (некоторые теологи считают, что использование капель в уши не нарушает Пост). Применение глазных капель не считается нарушением Поста, равно как и инъекции подкожно или внутривенно.
- если постящийся потерял сознание, а затем снова пришел в себя, то его Пост не нарушается при условии, что он находился в бессознательном состоянии не в течение целого дня. Если же он пребывал в бессознательном состоянии от рассвета и до захода солнца (целый день), то его Пост не принимается.
- Пост человека, находящегося в припадке безумия, даже если оно длится мгновение, нарушается.
- Если у женщины в день Поста начинается период послеродового очищения или менструация (даже если незадолго перед заходом солнца), Пост не принимается и считается нарушенным.
- Если у постящегося во сне происходит непроизвольное семяизвержение, его пост не нарушается. Если же последнее произошло в результате онанизма или при половом акте, то его Пост нарушается.
- Человек, сознательно совершающий половой акт в дневное время месяца Рамадан, зная при этом, что сейчас Пост, считается нарушившим его, даже если в данном случае у него не происходило семяизвержения. Если он забыл, что держит Пост, его пост не считается нарушенным, и в этом случае за ним нет долга. Кто проснулся утром после семяизвержения в результате полового акта, совершенного ночью и т.п., то он держит Пост и совершает гусуль для Намаза.
'Аиша - жена Пророка Мухаммада, мир Ему, рассказывала, что когда наступал рассвет и Пророк, мир Ему, был в состоянии джунуб[1] , Он купался и держал Пост ( Аль-Бухарий).
Некоторые обстоятельства, при которых также нарушается Пост:
- попадание в куфр; не имеет значения, было это произнесено или сделано в шутку или всерьез по его воле, так как не принимается служение от неверующего.
- запрещено целовать жену страстными поцелуями (т.е. вызывающие выделение спермы), и при этом Пост считается нарушенным, если произошло семяизвержение.
- Запрещаются также, хотя и не нарушают поста, следующие действия: наблюдение за запретным, обман, клевета, злословие. Все перечисленное, как уже было сказано, не нарушает Пост, хотя некоторые из этого, например, клевета, аннулирует саваб[2] Поста.
ОБЯЗАННОСТЬ ТЕХ, КТО СОЗНАТЕЛЬНО НАРУШАЕТ ПОСТ РАМАДАНА
Они подразделяются на несколько категорий:
Те, кто обязан соблюдать Пост только в качестве долга:
- кто нарушал его из-за болезни;
- кто находился в длительном путешествии, не держа Пост при этом;
- женщины в период менструации или послеродового очищения;
- не постившиеся сознательно, без уважительных причин;
- беременные или кормящие грудью, если они не постились, опасаясь за состояние своего здоровья.
Люди, относящиеся к каждой из перечисленных выше категорий, соблюдают за каждый день Поста только один день.
- Те, кто обязан соблюдать пост в качестве долга и сверх того вносить пожертвование:
беременные и кормящие грудью в случае, если они боялись за здоровье своего ребенка. Пожертвование состоит в том, что они должны за каждый день нарушенного Поста месяца Рамадан приносить подаяние в размере одного мудда[3] в виде пищи, употребляемой обычно в данной местности. По имаму Абу Ханифа, за каждый день Поста следует кормить бедного, нуждающегося так, чтобы ему хватило пищи на обед и на ужин, или чем-то возмещать его пропитание.
- те, кто запоздал рассчитаться с долгом за нарушенный Рамадан до времени наступления следующего Рамадана. В этом случае, кроме соблюдения Поста в качестве долга, предусматривается пожертвование в размере одного мудда теми продуктами, которые употребляют в пищу чаще всего в данной местности.
- Те, кто за нарушение Поста обязан делать пожертвование:
- старики, которым не под силу соблюдать Пост. За каждый день они должны делать пожертвование в размере одного мудда пищи;
- неизлечимо больные. Согласно мазх1абу имама Шафи'ий, их пожертвование должно равняться одному мудду пшеницы или чего-то другого, что употребляют в пищу в данной местности. Согласно имаму Абу Ханифа, пожертвование должно быть достаточным на обед и на ужин.
- Те, кто за нарушение Поста обязан соблюдать его в качестве долга и сверх того делать искупление
Это тот, кто сознательно совершил половой акт днем по своей воле, помня при этом, что он держит Пост Рамадана этого дня, даже если при этом не произошло семяизвержения.
Искуплением считается следующее:
а) освобождение верующего раба, а если не удается сделать это, то:
б) следует держать Пост два месяца подряд, кроме дня долга. При этом нельзя нарушать Пост ни на один день в течение двух месяцев. Если произошло нарушение Поста из-за болезни, то следует повторить Пост заново, а если человек не в состоянии выполнить этого, то ему следует:
в) кормить шестьдесят бедняков, каждому из которых отдавая пожертвования в размерах мудд.
Если человек не смог выполнить и это условие, то искупление остается за ним как долг, и ничем другим его нельзя заменить.
Просим Аллах1а, чтобы он дал нам соблюдение Поста в месяц Рамадан с чистой Верой и Богобоязненностью, Амин!
Государственный Комитет ЧРИ по Религии и Шари'атскому Праву