Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

Ясность в рядах Чеченского Сопротивления

CHECHENPRESS, 01.01.08 г.

 

Автор: Председатель Мирного Форума Чечни Ивар Амундсен

Крайняя жестокость России по отношению к чеченскому народу и угнетение этого народа в течение последних пятнадцати лет радикализовали, как и можно было ожидать,  отдельные группы чеченского сопротивления – в религиозном, политическом и военном смысле. Вполне понятно, почему народ, неуклонно преследуемый и лишенный человеческих прав и человеческого достоинства, прибегает к крайним мерам в целях самообороны, особенно когда все разумные и дипломатические усилия оказались неспособными мобилизовать международное сообщество на очевидный моральный шаг – пойти на помощь Чечне.

Тем не менее, фундаментализм, экстремизм и терроризм не являются методами урегулирования кризиса и создания нового успешного государственного уклада.  Чеченский кризис не имеет военного решения, лишь решение политическое, и должен исходить из чеченских культурных и религиозных традиций.  Ответные меры на действия оккупантов, повторяющие их же методы, не приведут к урегулированию  конфликта, но лишь еще больше отдалят его – чего, возможно, и хотят добиться агрессоры!

Всех, кого давно беспокоят нарушения Россией прав человека в Чечне и постыдное молчание мирового сообщества, все больше тревожит радикализация чеченского военного сопротивления внутри Чечни. После убийства последнего легитимно избранного президента Чечни Аслана Масхадова в 2004 году постоянно увеличивается раскол между его преемниками и их международным дипломатическим представителем Ахмедом Закаевым, проживающим после получения политического убежища в Великобритании.

Законная Конституция  Чечни была принята в мирное время в марте 1992 года.  Глава первая конституции гласит:

"Чеченская Республика является суверенным демократическим законным государством, основанным в результате самоопределения чеченского народа. Ему принадлежит верховное право распоряжаться территорией и национальными богатствами республики, он самостоятельно определяет ее внешнюю и внутреннюю политику, принимает Конституцию и законы, действующие на ее территории. Государственный суверенитет Чеченской Республики неделим."

Вся остальная конституция представляет собой довольно современную демократическую модель, в которой четко прописаны полные равные права и обязанности и гарантии индивидуальной неприкосновенности. В обязанности президента и правительства входит защита ценностей и достоинств Конституции, так что любые фундаментальные изменения или поправки – например, системы государственного устройства – могут только приниматься чеченским народом на референдуме. Референдумы могут проводиться исключительно в мирное время.

Преемник Аслана Масхадова Абдул-Халим Садуллаев, который тоже был убит в 2006 году, делал заявления о том, что он превратит Чечню из «демократического» в «исламское» государство.  Эти довольно поразительные предложения по большей части игнорировались, так как они не имели под собой законных оснований и за ними ничего не следовало. Тем не менее, искренние друзья Чечни были очень озабочены тем, что он выбрал в вице-премьеры бравшего ответственность за многие теракты на себя Шамиля Басаева. Ситуация ухудшилась после убийства Садуллаева в июне прошлого года, когда Докку Умаров повысил Басаева в должности, назначив его вице-президентом, второй по важности фигурой в стране.    

Таким образом, произошла фундаментализация института президента и президентские дела и высказывания стали идти в разрез с ключевыми ценностями Конституции, оплотом которой они должны были быть.  Это создало новые серьезные трудности для министра иностранных дел чеченского сопротивления Ахмеда Закаева. Закаев является либералом, который полностью придерживается принципов, прописанных в Чеченской Конституции 1992 года. Когда его спрашивали, как он, с его принципами, может продолжать работать на дело президента, который имеет диаметрально противоположный взгляд на государственный уклад Чечни, он отвечал следующее:

"В самом деле, для меня это является большой дилеммой, и я ни в коей мере не принимаю и не поддерживаю их заявления. Но надо помнить о том, что идет война, и уже десять лет в Чечне не проходило легитимных выборов. Наши сегодняшние лидеры оказались у власти стечением обстоятельств: войны и убийств. Это коалиционное правительство, члены которого придерживаются самых разных взглядов. Я представляю в нем демократическую линию и хочу укрепить роль религии и культуры согласно нашим чеченским традициям. Я твердо верю, что реального и устойчивого мира можно добиться только путем посредничества и дипломатии. Если я уйду в отставку в результате наших разногласий, на мое место придут экстремисты.  Они поведут Чечню в ошибочном направлении, и я потеряю возможность оказывать влияние в это решающее для нашей республики время. Этого и добиваются русские – и именно поэтому я на это не пойду – 
пока нет другой возможности стать частью лучшего решения для нашего народа."

23 октября Ахмед Закаев опубликовал статью в «Чеченпресс», в которой он сообщал о том, что ему стало известно о видео записи президента Докку Умарова, в которой последний объявлял Северный Кавказ «исламским эмиратом». Это на деле означало бы упразднение Чеченской Республики Ичкерия – во имя которой жили и умирали чеченцы на протяжении последних 400 лет.

Когда Докку Умаров приносил президентскую присягу, то согласно статье 74 конституции ЧРИ он брал на себя следующие обязательства:

«Я торжественно клянусь в верности народу Чеченской Республики, клянусь укреплять и защищать ее суверенитет, соблюдать Конституцию и ее законы, гарантировать права и свободы ее граждан, добросовестно выполнять возложенные на меня почетные обязанности Президента Чеченской Республики».

Докку Умаров был уполномочен отвечать за Чеченскую Республику, ее народ и его конституцию. Провозглашая «Северокавказский исламский эмират», он на словах и на деле упразднял и предавал их всех.

Видео обращение Докку Умарова было обнародовано «Радио Свобода» 30 октября.  Это еще раз доказало, что обвинения Закаева не были голословными. Докку Умаров также провозгласил себя «Эмиром Кавказа» (без определения каких-либо границ) и единственной законной властью для моджахедов, которые присягали в верности ему как лидеру «джихада».  Естественным образом, он также объявил священную войну с русскими «неверными» - добавив к ним другие страны, которые он посчитал «врагами Аллаха», включая США, Великобританию и Израиль.  Далеко не лучший способ обзавестись новыми друзьями!

Совершенно ясно, что Докку Умаров совершал государственную измену и преступление против чеченского государства. Таким образом, он фактически снимал с себя обязанности президента. В чеченской конституции существует ряд статей, в которых четко прописаны последствия таких действий, в первую очередь, статья 74: «Президент может быть освобожден от занимаемой должности в случае совершения преступления." Решение в таком случае принимает парламент большинством в две трети голосов.

Речь в данном случае идет о парламенте, который состоит из оставшихся депутатов со времени свободных выборов в январе 1997 года. Его председатель Жалаудди Сараляпов своим указом 1B от 6 ноября заключил, что президент ушел в отставку. (Таким образом, в отставку ушли одновременно вице-президент и весь президентский аппарат, потому что они назначаются президентом, а не избираются парламентом).  У движения сопротивления должна быть политическая база, поэтому Сараляпов логически передал политическую власть от несуществующего президента оставшимся депутатам парламента 97 года. В результате совещания с 21 другими членами парламента, из которых 20 проголосовало за и 1 воздержался, Ахмед Закаев был назначен председателем кабинета министров. Позже Закаев представил парламенту структуру и список состава остального кабинета, который был  ими утвержден. 

В данных обстоятельствах это были довольно понятные, логичные и законные процедуры.   Закаев также заявил, что все это было результатом кампании-манипуляции, которую вели два брата – крайних исламиста – Иса Умаров и Мовлади Удугов. Позже 7 ноября Закаев также предъявил доказательства этого плана редакции «Чеченпресс» в виде копии документа, подписанного Мовлади Удуговым 4 января этого года. В чеченском обществе хорошо известны связи и влияние, которое оказывали на  Докку Умарова Мовлади Удугов и  Иса Умаров. 

План «Кавказского эмирата»  на руку лишь одной стороне – России. С ее точки зрения, он является совершенно гениальным.  Уничтожение Чечни, которое Россия так и не смогла осуществить сама, теперь будет произведено руками лидеров чеченского сопротивления. Исчезнут чеченская идентичность и культура, что является важными элементами понятия «геноцид». Сверх того, чеченский президент выступит с заявлениями, пропитанными едким религиозным экстремизмом, и напугает весь мир, объявив ему войну.

Как в таком случае поступит мир?  Он, разумеется, отвернется от Чечни.  Никто не захочет прийти на помощь такого рода фанатикам. Таким образом, Чечня будет полностью опозорена,  погрузится во мрак и будет навеки потеряна. России останется лишь спокойно наблюдать за происходящим, наконец-то выслушивая при этом выражения понимания и сочувствия со стороны международного сообщества за ее усилия в борьбе с «международным терроризмом».  В наступившем мраке она сможет продолжать свою политику угнетения Чечни, без упреков в свой адрес со стороны совестливого мира.

Для русских у этого плана есть интересный побочный эффект. В скором времени может объявить свою независимость Косово. Не совсем ясно пока, как отреагируют ЕС и США, многое будет зависеть от намерений сербов в отношении Республики Сербской в Боснии. Неизбежно прозвучат призывы к Абхазии и Южной Осетии в Грузии последовать примеру Косово. Эти две республики объявят о своем вхождении в состав России, что опять-таки негативно отзовется на США, которые теснейшим образом поддерживают Грузию. 

В качестве симметричного процесса, в Чечне при нормальных обстоятельства это должно будет привести к референдуму, самоопределению и дальнейшему провозглашению независимости. Но если Чечня просто-напросто исчезнет и растворится в каком-то экстремистском и непонятном «Кавказском эмирате», уже не будет существовать  Чеченской республики, которая захочет отделиться от России!

Почему же два единокровных брата проталкивают план, который столь очевидно разрушит Чеченскую республику – и послужит лишь на руку преступным российским интересам? Уже давно ходят слухи о связях Исы Умарова и Мовлади Удугова с Россией. Интересно отметить, что сами они хранят молчание по поводу намеков на их роль в плане уничтожения Чечни. 

Я также с интересом отметил для себя, что человек, который выступает от их лица, господин Микаэль Стурше, гражданин Финляндии, является секретарем Финско-российского Гражданского Форума. Он также курирует вебсайт «Кавказцентр» Мовлади Удугова. Несколько раз этот вебсайт запрещали за экстремистские взгляды, но сегодня Стурше приберегает его для Удугова в Хельсинки. На вебсайте «Кавказцентра» и в других СМИ  господин Стурше чрезвычайно энергично защищает план «эмирата». 0н также подвергает беспощадной критике попытки помешать разрушению Чечни через осуществление плана «эмирата». Для финна совершенно нетипично так яро настаивать на создании экстремистского исламского государства в какой-либо точке земного шара, и я прихожу к выводу, что он просто выполняет поручение российских преступных интересов.

В момент кризиса оставшиеся депутаты законного парламента Чечни повели себя достойно. Они сделали первый шаг по созданию новой идентичности и целостности чеченского руководства, которые, будем надеяться, получат признание и симпатию международного сообщества и через посредничество и дипломатию приведут к установлению справедливого и устойчивого мира для многострадального чеченского народа.