По просьбе нашего агентства, Андрею отвечал Саламу Талхигов. Чеченпресс, Отдел писем, 23.05.05г.
Многоуважаемая редакция!
В связи с полемикой о статье «Гитлер и Кавказ» на вашем сайте, проясните, пожалуйста, мне, русскому националисту, вопрос, арийцы ли чеченцы или нет. Подобного материала на чеченских сайтах я нигде не нашел. Стал искать по поисковикам в интернете. Выяснил, что, чеченский язык происходит от древнего хеттского. Но про хеттов везде пишут, что они родоначальники арийцев. Отсюда чисто логически следует, что чеченцы арийцы (конечно, с оговоркой, что древние чеченцы не приняли чужой язык. Но аутентичность древнего чеченского никто нигде не оспаривает). Почему тогда вы не хотите считать себя арийцами?
С искренним уважением, Андрей
E-mail:
*********
Уважаемый Андрей! Термин «арийцы», как Вы и сами знаете, неминуемо переводит беседу с научной канвы в канву идеологическую и политическую. Поэтому, надеемся, Вы не будете возражать, если мы в нашем ответе заменим этот, слишком многих раздражающий, термин на более нейтральный его синоним «европеоиды». Но прежде договоримся, что термин «европеоиды», как описательный признак, имеет два аспекта: языковой (лингвистический) и биологический (расовый). Рассмотрим вначале лингвистический аспект этой проблемы и попытаемся выяснить, кем являются чеченцы и близкородственные им ингуши (обобщенное наименование – вайнахи) по своему языку.
Если обратиться к популярной ныне в науке «ностратической» теории, разработанной еще в 60-х годах прошлого столетия советским языковедом-славистом В.М. Иллич-Свитычем, и позднее развитой его последователями С.А. Старостиным, А.Ю. Милитаревым и другими, то чеченский язык (как один из языков северокавказской семьи языков), не только не оказывается родственным индоевропейским языкам (составной части «ностратических» языков), но и относится совершенно к другой суперсемье языков – сино-кавказской. То есть, если, по мнению названных ученых, русский язык является пусть и далеким, но «родственником» арабского или турецкого языка, и имеет с ними общее происхождение, то чеченский язык эти ученые считают родственным китайскому, японскому или языку индейцев Северной Америки (группа племен на-дене). Иными словами, если верить этим ученым, Чингачгук или его сын Ункас, могут быть, с некоторыми оговорками, признаны «троюродными братьями» чеченцев.
Легко заметить, что эта теория «хромает» на обе ноги, если рассмотреть ее в биологическом (расовом) аспекте. Потому что китайцы, японцы, североамериканские индейцы и другие древние и современные народы, которые включены «ностратистами» в одну языковую суперсемью с чеченцами, являются по своему расовому типу монголоидами, тогда как северокавказцы входят в большую европеоидную расу, которую на Западе до сих пор называют, кстати, «кавказской». Как можно быть «родственниками» по языку и так сильно отличаться по своему расовому типу, как это происходит с чеченцами и китайцами? На этот вопрос у «ностратистов» нет и не может быть внятного ответа.
Разумеется, часто можно встретить представителей самых различных рас, которые говорят на одинаковых языках. Например, англосаксонцы и афроамериканцы, живущие в США, говорят на едином английском языке. Но из-за этого обстоятельства никто не берется доказывать, что англосаксонцы и афроамериканцы имеют «общее происхождение». Всем понятно (в том числе, возможно, и ученым-«ностратистам»), что афроамериканцы являются потомками привезенных из Африки в Америку рабов, которые утеряли свои родные языки и наречия и перешли на язык своих поработителей. Такая языковая ассимиляция – вещь обычная в истории, и можно привести массу аналогичных примеров.
Однако в нашем случае речь идет совершенно о другом: ведь «ностратисты» доказывают не то, что чеченцы или кабардинцы в древности бродили по Японии или Америке, где могли нахвататься слов и целых предложений из местных языков, а что «языковое родство» им присуще изначально, на уровне этногенеза, то есть, доказывают нечто похожее на то, что афроамериканцы и англосаксонцы в США имеют единое происхождение. Стоит ли удивляться тому, что многие чеченские ученые-языковеды отнеслись к разработкам «ностратистов», мягко говоря, скептически! Конечно, чеченцам чрезвычайно лестно быть «родственниками» мудрого Конфуция, доблестных самураев или отважного Чингачгука, но эта честь никак не обоснована научно.
В то же время, нельзя отрицать, что ученые-«ностратисты» нашли десятка-полтора кавказских (в том числе и чеченских) слов, напоминающих китайские или индейские слова по звучанию и смыслу. Например, чеченское «хи» («вода») и китайское «хэ» или японское «ки» в том же значении. Но если совпадения чеченских и китайских (японских, индейских и т.д.) слов исчисляются в лучшем случае десятками, то совпадения чеченских и индоевропейских слов исчисляются тысячами. Сразу уточним, что речь идет не о новейших «интернациональных» словах вроде «трамвай», «телефон» или «машина», а о так называемой «базовой лексике», то есть о древнейших понятиях, которые каждый народ «придумывает» сам и не заимствует у других народов. К ним относятся названия флоры и фауны, частей человеческого тела, сакральные понятия, термины земледелия и скотоводства, термины родства и т.д.
Блестящий чеченский ученый-лингвист Арби Вагапов, чью интенсивную работу над этимологическим словарем чеченского языка прервала очередная война, открыл целые пласты древнейших слов, одинаковых для чеченского языка и языков славянских, германских, кельтских и т.д., то есть НАУЧНО доказал, что чеченский и ингушский языки являются ИНДОЕВРОПЕЙСКИМИ. К сожалению, работы Арби Вагапова, вынужденного из-за военных действий эмигрировать на Запад, почти неизвестны в так называемой «большой науке», не в последнюю очередь из-за козней некоторых чеченских «ученых», уютно сидящих в теплом дерьме старых коммунистических «научных» доктрин, и как нельзя более подходящих под кораническое определение «ослов, нагруженных книгами».
Относительно «хеттской» теории происхождения чеченского языка, о котором Вы, Андрей, упоминаете, можно сказать, что эта проблема сложнее, чем ее преподносят опубликованные в интернете статьи. Дело в том, что совпадения чеченского и хеттского языков обусловлены очень сильным влиянием на хеттскую («неситскую») лексику хурритского языка – общепризнанного теперь в российской и западной науке предка чеченского и ингушского языков. Действительно, расшифровка хеттских клинописных текстов показывает, что цари Хеттской империи носили хурритские «тронные» имена, что мифология хурритов, в том числе и знаменитый «теогонический» эпос об Улликумми, был без всяких лингвистических транскрипций заимствован хеттами (он и стал известен ученым только благодаря хеттским текстам), и т.д.
Более того, многие достижения хурритской и затем урартской культуры именно через хеттское посредничество попали в древнюю Грецию, а оттуда распространились по древней Европе. Назовем несколько из этих культурных заимствований. Греческие мифы о последовательном свержении верховных божеств, ставшие известными благодаря поэме Гесиода «Труды и дни», является несколько видоизмененным переложением того самого хурритского эпоса «Песнь об Улликумми» (об этом, в частности, пишут венгерский востоковед Лукач и немецкий ученый Гютерброк); знаменитые «аттические шлемы» с гребнями, которые так красиво смотрятся в голливудских фильмах о древних греках или римлянах, попали в Европу из Урарту (об этом писал ведущий российский урартолог Б.Б. Пиотровский); даже древнегреческие храмы с колоннами и двускатными крышами имеют свой первичный прототип в главном храме Урарту, посвященном божеству Халди в религиозном центре этой страны – городе Ардини (Муцацир). Об этом тоже писал Б.Б. Пиотровский.
Цветное стекло, боевые колесницы и древнейший трактат по коневодству, освоение железа и железного вооружения, астрологические и медицинские справочники, древнейший буквенный алфавит из города Угарит (ошибочно называемый «финикийским»), кривые мечи (прообраз сабель), оптические линзы из горного хрусталя, с помощью которых была составлена древнейшая карта видимой части Луны – вот еще несколько «вкладов» хурритов в общемировую культуру. Все перечисленные и не названные нами из-за ограниченного формата этой статьи достижения хурритов – прямых предков чеченцев и ингушей – взяты нами из работ российских и западных ученых, так что это не наши «исторические приписки».
Теперь о расовом типе чеченцев. Чеченцы, как и ингуши, относятся к кавкасионскому расовому типу внутри большой европеоидной расы. Это утверждение нет нужды обосновывать научными ссылками, поскольку оно присутствует в каждой работе, посвященной антропологии кавказских народов. Чем примечателен этот расовый тип? В нем много примечательного, но главное заключается в том, что, благодаря трудам В.В. Бунака ( 1891-1979), одного из самых известных российских антропологов, и последующим научным разработкам (В.П. Алексеев, А.В. Шевченко и др.) было установлено, что кавкасионский антропологический тип является единственным на сегодняшний день расовым типом, сохранившим в себе физический облик древнейших на земле европеоидов (или, если угодно, «арийцев»), часто называемых в научной литературе «кроманьонцами». Опять следует подчеркнуть, что это утверждают не чеченцы, а ведущие ученые-антропологи России.
Так что, Андрей, отвечая на Ваш вопрос, мы можем с уверенностью утверждать, что по своему языку и расовому типу чеченцы, равно как и ингуши, являются не просто европеоидами, но кое в чем даже представляют собой образец этого расового типа. И если это мало кому известно в России или на Западе, то виноваты в этом, конечно, в первую очередь сами чеченские ученые, которые, во-первых, считают эти вещи малозначительными и, во-вторых, очень боятся, как бы из-за популяризации этих научных сведений их вдобавок к «исламским террористам» не причислили еще и к «фашистам».