«Еще вчера наша страна стояла на краю пропасти. Но сегодня, товарищи, она сделала большой шаг вперед!». Эта горькая шутка советских времен вспоминается в связи с тем, что произошло в Башкирии 10 – 14 декабря 2004 года. ОМОН задержал сотни жителей республики буквально ни за что, люди подверглись жестоким избиениям и пыткам, изнасилованы десятки девушек. Министерство внутренних дел республики назвало это профилактическими мероприятиями по борьбе с преступностью.
Милицейский произвол и пытки в России давно стали системой. Но башкирские события качественно отличаются от происходившего до сих пор.
Главное здесь — масштаб и организованность. Такое было бы невозможно без непосредственного руководства сверху. Это — четко спланированная и осуществленная властью массовая террористическая операция против населения, одновременно проведенная в целом городе и еще нескольких деревнях. Пока — против населения отдельного региона. До сих пор такое происходило лишь в Чечне, изредка — в соседних Ингушетии и Дагестане. Есть, правда, разница. В Башкирии никто не погиб и не пропал без вести. Пока.
Когда-то трудно было представить, что наши самолеты будут бомбить население собственной страны. Теперь бомбят жителей Чечни. Так же и сегодняшние представления о будущем могут оказаться не слишком точными.
Развернется ли война против населения, как в Чечне (а теперь, похоже, и в Башкирии), на территории всей России? Трудно сказать. Чувство безнаказанности у властей всех уровней окрепло настолько, что исключать такого поворота событий нельзя.
Для проведения массового террора нужны исполнители. К сожалению, в России таких людей хватает. Особенно любят свое дело те, кто проводил так называемые зачистки в Чеченской республике (а многие из сотрудников Башкирского ОМОНа там побывали). Некоторая часть заплечных дел мастеров погибла, что неудивительно при их «профессии». Но многие выжили и вернулись с желанием превратить всю Россию в большую Чечню. Был бы только приказ. И вот заветный приказ получен. Пока только в Башкирии.
Когда речь идет о столь массовых и тяжких преступлениях российской власти против граждан, неизбежно сравнение с тем, что творилось и творится в других несвободных странах. Так, массовые изнасилования женщин являются стандартной практикой войны и государственного террора против мирного населения. Здесь можно вспомнить Судан, бывшую Югославию, страны центральной Африки. В Ираке при Хусейне даже существовали люди, должность которых официально называлась: «Поругатель женской чести». С режимом палачей и поругателей женской чести покончили американцы. Нам же придется решать проблему самим.
Для чего власть развязала массовое насилие против мирного населения? Как всегда, цель террора — запугивание. Есть версия о том, что власти Башкирии отомстили жителям Благовещенска, проголосовавшим не за того кандидата на выборах президента республики. Но вряд ли в этом все дело. Судя по поведению верховной власти России, все идет по плану. Возможно, расчет делается на то, что запуганные граждане не выйдут на демонстрацию, не будут протестовать против политики властей, например, в социальной области. Но дело может принять и иной оборот. В Чечне массовый государственный террор привел к столь же массовому вооруженному сопротивлению со стороны тех, кто еще вчера были мирными жителями.
В Башкирии теперь тоже появятся желающие мстить. За себя, за друзей, за любимых девушек. И если акты мести произойдут, власть введет в действие отработанный в
Чечне сценарий: «Начались бандитские вылазки. Пора наводить конституционный порядок!».
Предвижу вопрос: «Может быть, верховная власть не знает, что творится на местах?». Есть довольно распространенное мнение, что, например, российский президент получает отфильтрованную официозными идеологами информацию — чуть ли не из телевизионных новостей. Очень сомнительно. У власти в России стоят люди, профессией которых является работа с информацией, и Путин — не исключение. Российская власть ведает, что творит.
Дмитрий Беломестнов, "Prima - News", 24.01.05г.