(15 – 21 января 2005 года)
Прошедшая неделя была переполнена важными акциями, заявлениями, обращениями и другими политическими событиями, имеющими непосредственное отношение к драматическим коллизиям продолжающейся шестой год Второй российско-чеченской войны. В данном Обзоре мы упомянем о некоторых из них, но прежде обратимся к сводкам военных действий, происходивших в минувшую неделю на территории Чечни и в сопредельных регионах Северного Кавказа.
В боевых сводках 4 раза упоминалась столица страны город Джохар, столько же Веденский и Шалинский районы, 2 раза упоминались Итум-Калинский, Ножай-Юртовский, Шатойский и Курчалойский районы и по одному разу Урус-Мартановский, Гудермесский, Ачхой-Мартановский и Надтеречный районы. Кроме того, в сводках боев и столкновений 3 раза упоминался Дагестан и 1 раз Ингушетия. Только по данным нашего агентства, в ходе боев и диверсионных операций бойцов Сопротивления, противник потерял убитыми 80 и ранеными не менее 100 бандитов. Полностью или частично из строя выведена следующая техника оккупантов: 3 единицы бронетехники, 7 грузовых автомашин (включая 2 бронированных «Урала») и 4 легковые автомобили (в том числе 1 бронированный «УАЗ»).
Антитеррористический Центр ЧРИ выступил с предупреждением, что имеются данные о подготовке российскими спецслужбами террористических акций против известных чеченских политиков Ахмеда Закаева и Мовлади Удугова. Как гласит латинская поговорка, «предупрежден – вооружен». Сведения о готовящихся российскими спецслужбами акциях доложены лично президенту ЧРИ Аслану Масхадову. Президент дал указание всем сотрудникам спецслужб ЧРИ, во взаимодействии со спецслужбами и полицейскими структурами дружественных стран, принять все меры по предотвращению готовящихся Кремлем террористических актов против представителей ЧРИ за рубежом.
Между тем сами российские спецслужбы, видимо, решили скудость сообщаемых ими общественности «чеченских» сведений компенсировать их сенсационностью. Так, начальник ЦОС ФСБ России С. Игнатченко 18 января выступил с таким заявлением о том, что «Шамиль Басаев скрывается за границей», не уточнив, правда, за границей чего именно скрывается Басаев. «Спецслужбам известно, что Басаев очень часто бывает за границей и периодически прибывает в Чечню», – сказал Игнатченко. По его словам, находящиеся на территории Северного Кавказа «арабские наемники очень тщательно охраняют Басаева и периодически прячут его за границей».
У чеченцев есть поговорка, которая в приблизительном переводе на русский гласит: «Он готов считаться хоть ослом, лишь бы его горцем не назвали». Игнатченко выставил круглыми ослами всю войсковую группировку оккупантов в Чечне, включая и пограничные части, лишь бы лишний раз увязать чеченцев с «международным терроризмом» в лице «арабских наемников». Кроме того, в ослиной компании оказался и подпольный «президент Чечни» Аллу Алханов, который очередной раз уведомил всех, что вот-вот арестует и Шамиля Басаева, и Аслана Масхадова. Ведь если Шамиль Басаев так часто и непринужденно пересекает границы Чечни, забитой под завязку войсками и чекистами, и, кроме того, пересекает границы России и прилегающих больших и малых держав, то чего стоят российские спецслужбы, связи которых с общественностью осуществляет Игнатченко? И где его собирается ловить укрывающийся за ханкальскими стенами и минными заграждениями «всенародно избранный» Алу Алханов?
Да еще арабы эти, которые, по словам Игнатченко, постоянно сопровождают Басаева в его путешествиях. Эта зацикленность российских чекистов на «арабах» кажется несколько загадочной на фоне того, что из арабов в состоянии войны находятся только иракцы, которых российский официоз уважительно именует «повстанцами» и «партизанами», и палестинцы, к политическим переговорам с которыми Кремль не устает призывать израильские власти. Со всеми остальными «арабами» у Кремля сложились теплые, доверительные и дружественные отношения, и Россия, кажется, даже в какую-то лигу вступила – то ли в «исламскую», то ли в «арабскую» (с ходу не могу вспомнить).
Так зачем же Кремлю подкладывать такую свинью своим арабским друзьям? Сказал бы Игнатченко, что с Басаевым ездят афганские талибы – глядишь, и американцам это понравилось бы, и израильтянам, которых злит медовый месяц Кремля с арабскими режимами, постоянно обличаемых в Вашингтоне и Тель-Авиве в тесных связях с «международными террористами». Тем более, что «арабы» в Чечне не более телесны, чем талибы, и такая замена персонажей не требует от Игнатченко или Шабалкина никаких усилий. Кроме того, сам «великий и ужасный» Усама Бин Ладен, персонифицировавший зловещую «Аль-Каиду», пребывает не где-нибудь, а в Афганистане.
С комментариями к арабским сказкам Игнатченко выступил в чеченских СМИ один из помощников Шамиля Басаева, амир Хасан, который заявил следующее: «Они (то есть российские чекисты. – Авт.) узнают о том, где был Шамиль, только после того, как он покидает этот район. Что касается географии перемещения Шамиля Абу-Идриса, то могу сказать следующее. За пределы Кавказа Шамиль никуда не выезжал и на лечение за границу не ездил. В течение 2004 года Шамиль несколько раз был в Кабардино-Балкарии, Ставропольском крае, Краснодарском крае, и в Ингушетии. В некоторых случаях он со своей группой натыкался на милиционеров и спецназовцев, как это было, например, в Краснодарском крае в марте 2004 года, а так же в Кабардино-Балкарии».
Однако нельзя сказать, что у российских «славных органов» совсем нет достижений на ниве борьбы с «международным терроризмом». Проведя блестящую секретную операцию по тайному подбрасыванию в девичью сумочку двухсот грамм взрывчатки, российская правоохранительная система, включая и ее судебный сектор, с триумфом осудили на 9 лет лагерей студентку лингвистического факультета Зару Муртазалиеву. Среди инкриминируемых чеченской девушке преступлений особо впечатляло обвинение ее в участии в Первой российско-чеченской войне, когда Заре было всего 10 лет.
Не меньшее впечатление произвело на аудиторию и другое обвинение, в соответствии с которым Зара прошла спецкурс по подготовке к террористической деятельности в «одном из лагерей террористов под Баку». Российских юристов при этом ничуть не смутило, что к этому обвинению была приложена справка из ФСБ РФ, опровергающая наличие на территории Азербайджана вообще, и под Баку в частности, каких бы то ни было «лагерей подготовки террористов». Однако, недаром сами российские «правоохранители» весело острят: «Был бы человек, а статья найдется». Особенно если человек этот – чеченской национальности.
Между тем, кажется, сдвинулось с «мертвой точки» дело захвата российскими и кадыровскими бандитами в заложники родственников чеченского Президента. Две организации – Международная федерация по правам человека и Международная Хельсинкская федерация – обратились к Путину с требованием освободить родственников чеченского лидера. В открытом письме правозащитников говорится, что восемь родственников бывшего чеченского лидера (в возрасте от 35 до 68 лет) были арестованы в декабре прошлого года. Таким способом Рамзан Кадыров, руководивший этим захватом, пытается вынудить Масхадова сдаться. Действия марионеточных властей являются грубым нарушением международных норм, – подчеркивают правозащитники.
В этой связи вспоминается знаменитая криминальная драма Марио Пьюзо «Крестный отец», когда даже самые отъявленные гангстеры из мафии, потопившие улицы американских городов в крови, свято соблюдали закон: не трогать членов семей своих противников, стариков, детей и женщин. Даже для жестоких бандитов это был предел, переступив который они теряли право называть себя человеческими существами. Российские оккупанты и их местные холуи давно переступили этот предел, захватывая в заложники, пытая и убивая жен, престарелых родителей и детей чеченских бойцов. Интересно, какого ответного отношения к себе со стороны моджахедов ждут эти гнусные твари?
Адлан Бено, Чеченпресс, 22.01.05г.