Свои потери, понесенные в ходе военных действий, скрывают не только российские генералы: достаточно почитать идущую в СМИ полемику относительно реальных потерь американцев в Ираке и Афганистане. Но американские генералы, раз заявив, что с такого-то числа по такое-то они потеряли столько-то военнослужащих, уже не меняют эту цифру, во всяком случае, не приуменьшают. Потому что манипуляции со снижением уже опубликованных ранее цифр потерь способно раз и навсегда подорвать доверие общественности ко всем вообще официальным отчетам военного командования.
Но и это не все. Поскольку в США, как и во многих других странах, верховным военным руководителем является президент, то общественного доверия из-за этих фокусов с цифрами может лишиться и все правительство страны, что бывает чревато политическим кризисом. Ведь в США, в отличие от России, правительство пока еще не может просто цыкнуть на народ, чтоб он заткнулся и не мешал работать. Кроме того, американские генералы – люди достаточно серьезные, знающие не только звучание, но и смысл слова «репутация».
Однако в России, где количество генералов вот-вот сравняется с количеством рядовых, им, в общем-то, глубоко наплевать и на общественное мнение, которого в России нет, и на свою репутацию, которая у этого разжиревшего лампасного жулья всегда была одна и та же. Действительно, взгляните на физиономию генерала Шабалкина, и перед вами будет обобщенный портрет всего российского генералитета как в физическом, так и моральном плане. А потом оцените вот это его высказывание: «У нас в штабе никогда не сообщают о потерях федеральных войск. Это, если хотите, кредо, и нарушать я его не намерен» («Время новостей», 24.08.04г.).
Иногда, правда, обет молчания относительно военных потерь в Чечне генералы нарушают. Но в этих случаях те из россиян, которые все еще гордятся своей «легендарной и непобедимой» армией, могли бы сказать: «Уж лучше вы, товарищи генералы, вообще бы не разевали хохотальники, поелику позорите и себя, и нас – ваших преданных фанатов». И огорчение фанатов российской армии вполне можно понять, так как нет ничего глупее лжи, которую ничего не стоит разоблачить, сравнив то, что генералы утверждали вчера, с тем, что они утверждают сегодня. Проиллюстрируем эту мысль примерами, взятыми исключительно из российских источников.
Российское военное командование впервые опубликовало данные о потерях федеральных сил в Чечне 3-го января 2000 года. По этим данным получалось, что с начала Второй российско-чеченской войны Россия потеряла погибшими 600 и ранеными 1600 военнослужащих. Ответственный секретарь Союза комитетов солдатских матерей России Валентина Мельникова, сверив отчет генералов с информацией, собранной активистами СКСМ, заявила, что официальные данные о российских потерях в Чечне занижены как минимум в семь раз (см. «Война и права человека», вып. от 15.01.00г.). Если это так, то за неполные 4 месяца войны Россия потеряла в Чечне не менее 4200 убитыми и 11200 ранеными. И именно с этого времени началась острая полемика между российскими генералами и солдатскими матерями.
Через 12 месяцев, в январе 2001 года, СКСМ предоставил новые данные о российских потерях в Чечне: 6500 человек убитыми. На этот раз МВД и Минобороны РФ отреагировали совместно: с целью опровергнуть «абсурдные» цифры В.Мельниковой, заместитель министра внутренних дел РФ Голубев в том же январе 2001 года официально заявил, что с начала 2-й российско-чеченской войны структуры МВД потеряли в Чечне 2700 человек. В мае того же 2001 года министр Обороны РФ Иванов так же официально объявил, что Минобороны на войне в Чечне потеряло убитыми 2026 человек. Если верить этим данным, получается, что к маю 2001 года общие потери Минобороны и МВД РФ в Чечне составили 4726 человек (см. журнал «Правозащитник» за 24.07.02г.).
Таким образом, расхождение между данными СКСМ и российских генералов на этот раз составило всего 1774 погибших. Стоит добавить, что Минобороны РФ опубликовало свои данные на три месяца позже, чем МВД, поэтому общие потери этих двух ведомств на май месяц должны были быть выше за счет погибших с января по май солдат внутренних войск и различных спецподразделений милиции. Стоит также учитывать, что кроме МВД и Минобороны, которые отчитались в своих потерях, в Чечне в военных и карательных действиях задействовано еще 12 российских силовых ведомств и министерств, которые также несут потери, порой немалые. Например, пограничные войска. Эти потери тоже не учтены в общих данных.
Между тем, Минобороны по причине численного преобладания его войск, задействованных в Чечне, традиционно несет в этой войне намного больше потерь, чем МВД, и потому едва ли армейские потери могли быть почти на 700 человек меньше, чем потери милицейские и внутренних войск, выполняющих чаще всего карательные операции против мирного населения. Так, известный «знаток Чечни» Вячеслав Измайлов оценивает соотношение потерь Минобороны и МВД как 3:1. Иначе говоря, Минобороны теряет в три раза больше солдат и офицеров, чем МВД.
Но возьмем приведенные выше официальные отчеты на веру и будем считать, что на май 2001 года общие потери оккупационной группировки в Чечне составили всего лишь 4726 человек. И запомним эту цифру. Потому что в следующем, 2002 году, Кремль объявил, что с 7 августа 1999 года по 22 июля 2002 года общие российские потери в Чечне составляют 4249 человек убитыми и 12285 человек ранеными. Иными словами, по утверждению генералов, с мая 2001 года по июль 2002 года, то есть за год и один месяц войны, российские войска не только не погибали в Чечне, но и самым таинственным образом сумели «воскреснуть» почти 500 человек из тех, кто ранее погиб.
ИТАР-ТАСС 29 мая 2001 года распространил заявление помощника президента РФ С. Ястржембского, в соответствии с которым общие потери всех российских силовых ведомств в Чечне с октября 1999 года и по 15 мая 2001 года составили 3096 человек. Как мы помним, по данным заместителя министра внутренних дел РФ Голубева и министра обороны РФ Иванова общие потери российских войск в Чечне на май 2001 года составили 4726 человек. Как мы видим, предприимчивый Ястржембский одним махом воскресил 1630 человек.
Добавим, что эти цифры Ястржембский привел, «уточняя» скандальное заявление министра обороны Иванова, которого российские журналисты уличили в элементарной лжи. Дело в том, что Иванов, как мы помним, в середине мая 2001 года заявил о том, что только Минобороны с начала войны потеряло в Чечне 2026 военнослужащих, а в конце этого месяца стал утверждать, что общее число потерь в Чечне (включая и МВД РФ), составляет всего 2682 человека. Таким образом, военный министр Иванов оказался еще большим кудесником, чем Ястржембский, потому что за неполный месяц сумел оживить 2044 погибших ранее российских военнослужащих.
Кудесники, легко оживляющие целые батальоны ранее погибших солдат, оказались и в иных российских государственных ведомствах. По официальным данным, распространенным Информационным управлением президента России еще в декабре 2001 года, с 1 октября 1999 года по ноябрь 2001 года общие потери российских сил в Чечне составили 3438 человек и 11661 военнослужащих получили ранения. Если читатель не забыл, в мае того же 2001 года общие потери российских войск с начала 2-й войны оценивались в 4726 человек. Получается, что за 6 месяцев войны Информационное управление президента России воскресило 1288 погибших военнослужащих.
Однако чудеса российской статистики на этом не закончились, а только начались. Агентство NEWSru . com от 26.03.02г. со ссылкой на официальные источники в российских силовых ведомствах сообщает, что общее число всех российских потерь в Чечне убитыми с августа 1999 года по март 2002 года составляет 3220 человек. Напомню, в мае предыдущего 2001 года покойных было 4726. Как мы видим, за 10 месяцев интенсивных боев воскресло более 1,5 тысяч солдат и офицеров. Какие уж тут новые потери, если одним росчерком пера воскресли и встали в строй три полных батальона.
Дальше – больше. Официальный представитель штаба Объединенной группировки войск на Северном Кавказе 3 июня 2002 года заявил агентству «Интерфакс», что в Чечне в период с октября 1999 года по 30 мая 2002 года погибли 2410 и ранения получили 6053 российских военнослужащих ( NEWSru . com от 03.06.02г.). Если судить по этим данным, с мая 2001 года по июнь 2002 года, то есть за неполных 13 месяцев ожесточенных боев, у российского командования в Чечне воскресло уже 2316 покойников, то есть больше двух полков полной комплектации.
Сталкиваясь с подобной мистикой, трудно, конечно, сохранять ясность мышления, и все же мы просим читателя взять себя в руки и принять новую порцию российских чудес. Если мы еще помним, заместитель главы МВД РФ Голубев заявлял, что к январю 2001 года, с момента начала второй войны, его министерство потеряло в Чечне 1700 человек погибшими. А вот к марту 2002 года по официальным данным все того же МВД РФ, которые приводит «Интерфакс», число погибших в Чечне с начала войны военнослужащих этого ведомства составило ровно 889 человек (см. NEWSru . com от 26.03.02г.). За год и один месяц ожесточенных боев вместо новых потерь чародеи из МВД РФ воскресили и поставили в строй 811 своих сотрудников и военнослужащих.
После этих мистических воскрешений погибших полков и батальонов, российские генералы надолго замолчали. И только в ноябре прошлого года министр обороны РФ Иванов, отчитываясь о потерях в Чечне, сообщил, что «после окончания активной фазы контртеррористической операции на Северном Кавказе число погибших в 2001 году составило 499 военнослужащих, в 2002 и 2003 годах эта цифра сократилась до 480 и 291 соответственно. За десять месяцев 2004 года Вооруженные силы потеряли 148 человек» («Грани.ру», 20.01.05).
Что из этого сообщения следует? А следует то, что в 2001 году, по словам министра Иванова, Россия потеряла в Чечне 499 военнослужащих. Но это абсолютно невозможно. Как Россия могла потерять в 2001 году 499 военнослужащих, если в том же 2001 году, как мы видели выше, у нее воскресло несколько тысяч солдат и офицеров! Да он просто враг народа, этот министр обороны Иванов, со своими пятью сотнями погибших. Ведь он нарушает полную интригующей загадочности картину Второй российско-чеченской войны. Картину массового, как в голливудских триллерах о зомби, воскрешения погибших российских солдат и офицеров.
М. Висаитов, Чеченпресс, 21.01.05г.