Грузинское руководство иногда вспоминает Чечню. Когда грузинское руководство вспоминает Чечню, можно быть уверенным в том, что это просветление памяти у официального Тбилиси стимулировано какой-нибудь очередной гнусностью России в Абхазии или Юго-Осетии. Позиция официального Тбилиси в разных ситуациях облекается в разные словесные формулировки, но суть заявлений всегда одна: «Мы не позволяем себе делать в Чечне то, что Россия делает в Абхазии и/или Южной Осетии».
Вот и спикер парламента Грузии Нино Бурджанадзе на брифинге в Тбилиси 19 января заявила, что «Россия грубо вмешивается во внутренние дела страны и помогает абхазским и осетинским сепаратистам». «Несмотря на то, что официальная власть России, с одной стороны, делает заявления о защите территориальной целостности Грузии, она же помогает и способствует сепаратистским режимам в Абхазии и Южной Осетии».
По словам Нино Бурджанадзе, то, что происходило в Абхазии во время президентских выборов, есть ни что иное, как грубое вмешательство России во внутренние дела Грузии. В качестве иллюстрации она привела «пребывание в Абхазии, то есть в Грузии, до выборов и во время них вице-спикера Госдумы и заместителя генерального прокурора России». «Президент РФ говорит, что они находились там как официальные лица, но у них не было на этого разрешения Грузии. Я спрашиваю: какая была бы реакция у президента и руководителя Госдумы России, если бы вице-спикер парламента Грузии и заместитель генпрокурора находились бы без соответствующего разрешения в Чечне или на любой другой российской территории?», – задала г-жа Бурджанадзе риторический вопрос.
Далее развивая эту мысль, г-жа Бурджанадзе заявила, что, по ее мнению, с находящимся в Абхазии Сергеем Бабуриным следовало поступить так же, как российские спецслужбы поступили с грузинскими журналистами, задержанными в Беслане под предлогом, что у них были не в порядке документы. «Россия пользуется тем, что юрисдикция Грузии на Абхазию не распространяется, и чувствует себя там, как рыба в воде», – посетовала г-жа Бурджанадзе. В этой связи мне почему-то вспомнились недавние слова российского президента: «Мы не проявили понимания сложности и опасности процессов, происходящих в своей собственной стране и в мире. Во всяком случае, не смогли на них адекватно среагировать. Проявили слабость. А слабых – бьют. Одни – хотят оторвать от нас кусок «пожирнее», другие – им помогают».
Справедливость требует отметить, что мысль о том, что «слабых бьют», является символом веры и фундаментальным политическим кредо не одного только российского руководства. Весь мир живет и действует по этой формуле, впервые гласно и публично высказанной лидером германского рейха Адольфом Гитлером. Можно сказать, что эта мысль, эта формула является центральным стержнем программной книги Адольфа Гитлера «Моя борьба». Вспомним: Гитлер сетовал, что именно слабость Германии привела к тому, что от любимого фатерлянда враги оторвали жирные куски: Эльзас и Лотарингию, Силезию, земли восточной Пруссии.
Мысль Гитлера была ничуть не хуже чем у Путина: надо стать сильными, надо создать сильную армию, и мы вернем себе отобранные у нас жирные куски. На политическом языке 20-х и 30-х годов прошлого века это звучало как призыв пересмотреть «грабительские условия Версальского мирного договора». Гитлер на руках ликующего народа пришел к власти. Договор был пересмотрен, сильный Гитлер побил всех слабых, а потом сильные побили Гитлера и повесили в Нюрнберге все его окружение. Все эти эволюции стоили миру около 60 миллионов погибших, вся Европа лежала в руинах. Но формула «слабых бьют» блестяще оправдала себя.
Так вот, возвращаясь к сетованиям г-жи Бурджанадзе, согласимся, что они безосновательны. Россия в военном отношении несравненно сильнее Грузии. Разве это не так? Так. Следовательно, Грузия слабее России. А слабых, как совершенно точно заметил российский президент, бьют. Сильные отбирают у слабых «куски пожирнее». Например, отбирают Абхазию и Южную Осетию. Поэтому г-жа Бурджанадзе и г-н Саакашвили могут сколько угодно часто укорять Путина: «вот Грузия же не лезет в Чечню, а что же вы лезете в Абхазию и Южную Осетию!», на эти укоры Путин уже дал четкий и недвусмысленный ответ: «Слабых бьют».
Сила, как и слабость, бывает разная. Бывает сила мускулов, а бывает и сила правды. К примеру, если спросить у грузинских официальных лиц, есть ли хоть какая-то сила правды в действиях Путина в Абхазии и Южной Осетии, они однозначно ответят: нет, никакой силы правды в действиях Путина в названных республиках нет. Они скажут: в этих действиях есть только сила мускулов. Но раз у Грузии пока, к сожалению, нет такой же силы мускулов, как у России, то грузинским лидерам, по простой логике вещей, стоило бы опереться хотя бы на силу правды. Потому что совершенно непрезентабельно в современном мире выглядит сторона, у которой нет ни силы мускулов, ни силы правды.
Но вот тут-то и начинаются сложности. Сила правды грузинских политических лидеров была бы в том, что они признали бы: чеченцы – такой же древний и самобытный народ Кавказа, как и грузины. Во всяком случае, предки чеченцев в грузинских летописях упоминаются одновременно с предками картвелов, мегрелов, сванов. Упоминаются как дети единого для всех коренных кавказцев предка Таргамоса. И имеют право на национальную независимость не меньше грузин, если воспринимать в качестве платы за свободу пролитую за нее кровь. Ведь естественное право на национальный суверенитет принадлежит всем народам, а не только отдельным среди них. В противном случае нарушается справедливость, оказывается попранной правда. И чеченцы сражаются за эту справедливость, за эту правду.
Но если такая правда слишком тяжела, чтобы ее выдержала паутина политических и дипломатических хитросплетений, то можно бы принять и ее «облегченный» вариант. Например, не выдавать российским палачам на растерзание чеченцев, пришедших на грузинскую землю в поисках убежища в тяжелый час. Тем более, что такое вероломство не приносит грузинским политикам никакой пользы, а только вред. Ведь эти тайные и гласные выдачи чеченцев только еще больше доказывают слабость Грузии перед Россией. А слабых, как мы помним, бьют. Умный не будет поминутно демонстрировать свою слабость перед беспринципным силачом, потому что каждый выданный России чеченец – это дополнительный стимул для наращивания Кремлем агрессии против Грузии. Это, как говорил один писатель, очень просто понять, если немного подумать над этим.
Адлан Бено, Чеченпресс, 20.01.05г.