Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

«Размышляя о сатанизме…»

Уважаемая редакция. Спасибо за внимание к моим размышлениям, к моим публицистическим опусам.

Вчера обнаружила на сайте «Кавказ-Центр» книгу Дени Баксана «След Сатаны на тайных тропах истории», прочитала только последнюю главу «Поступь Сатаны» и поразилась, до какой степени это мои собственные мысли и выводы. Только у меня это все – на простом, житейском уровне, а у Д. Баксана – на профессиональном мировоззренческом уровне.

Я, конечно же, дилетант в философии и политике, мне часто оппоненты мои говорили, что я рассуждаю «на кухонном уровне». Согласна. Но ведь и на кухне можно объективно, честно рассуждать, и на высокообразованном, профессиональном уровне можно лгать, специально фальсифицировать все, не так ли? Именно это и делают наши профессиональные работники идеологического фронта и просто обыватели, каждый лжет на своем уровне, каждый отрицает или оправдывает преступления власти.

И к выводу о Сатане я тоже пришла самостоятельно. Да, Бог есть, как бы его ни называли: Аллах или Иегова, или просто Всевышний. Бог один для всех, только к разным народам Он посылал разных посланников, мессии. Но Бог – далеко, на небе, а Сатана – близко, здесь с нами, на Земле. И ложь есть сатанизм, и оправдывание зла государственного есть сатанизм, а не патриотизм. И уродливое искажение всего, называние правды – ложью, а лжи – правдой – это ненормально, это как болезнь, нравственное, душевное уродство. Это называют «русизм».

Верно, большинство русских действительно имеют такие симптомы. Но ведь это не только русские так рассуждают, но и другие люди бывшего СССР. Казахи, например, украинцы, армяне, азербайджанцы. Вместо того чтобы относиться к чеченцам как к товарищам по несчастью, их ненавидят, клевещут на них. «Чеченцы дикие, кровожадные, они истребляют друг друга. Славяне не способны на жестокость», – это украинец говорит. «Чеченцы – все воры, разве не знаешь?», – это мнение казашки. И т.д.

Однако! – тот же Д. Баксан ищет истоки русизма – в еврейской древней культуре. Сами страдающие от расизма и геноцида, чеченцы имеют русистскую позицию по отношению к евреям! Совсем как русские. Евреи – тоже многострадальный народ. Зачем приписывать ему корни всего зла на Земле?

Я думаю, такие психологические проблемы характерны для людей из стран с тираническими режимами, враждебными и к своему народу, и к другим странам. Как власть к людям относится, так и люди моделируют этот же тип отношения между собой – на работе, в семье, в компании. Наш режим восточной деспотии делает нас похожими на иранцев, иракцев, турок. Западноевропейцы имеют другие психологические характеристики. Англичане – вообще инопланетяне, они – западноевропейцы, плюс свои специфические особенности (читайте Всеволода Овчинникова «Корни дуба», там очень хорошо описан национальный менталитет англичан).

Очень верно пишет Д. Баксан, что комплекс неполноценности порождает комплекс превосходства (это то, о чем я писала: «Раб и деспот – две стороны одной медали»). Имеют место комплексы и компенсация этих комплексов. Люди знают, что они опущены, но гордость (обостренная гордость, типичная для униженных) не позволяет признать то, что есть, и люди не колеблясь лгут. Бесстыдно лгут. Все отождествляют себя со своим национальным правительством, и это нормально, когда в нормальном количестве. То же делают наши «патриоты», но у них нет здорового чувства меры, и получается ненормальное. Потому что патология – это то же самое, что и норма, но в другом количестве. Аффективная логика – это психологическое нарушение, да. Эти люди действительно рассуждают как сумасшедшие, но они не больные. Они притворяются. И это странно, что людям не стыдно глупыми или больными притворяться. Я даже не могу сказать, что это – нравственная патология, т.к. она проявляется только на тему власти. А во всех других отношениях люди эти – нормальные, хорошие, порядочные люди.

Когда началась вторая Чеченская война, в Лондоне по ТВ показали в новостях артиллерийский обстрел Грозного. Зенитные, минометные орудия выпускали партии снарядов одну за другой, и снаряды со свистом летели на город, населенный людьми. Это было как конец света. Я стала говорить: «Какой ужас! Это прямо как штурм Берлина в 45-м!» (хотя когда я смотрела кинохронику о штурме Берлина, артподготовка, «Катюши» не вызывали у меня осуждения). На меня набросились соотечественники: «Ну и что?! А они что делают?! Дом в Москве взорвали!» – «А может, это не они? Какая же выгода чеченцам от этого взрыва?», – пыталась я рассуждать логически. Все негодовали: «Ах, вот как ты рассуждаешь! Вот ты какая! И не стыдно тебе!». Ну, тогда мы не знали еще, кто на самом деле эти взрывы делал. Но теперь-то, когда правда вышла наружу и все уже это знают, позиция у людей почему-то нисколько от этого не изменилась. Все равно люди всегда берут сторону власти.

«А что я могу изменить?» – последний аргумент моих оппонентов. Значит, если ничего не можешь изменить в реальности, то нужно создавать видимость? Зачем? Кого обмануть? Самих себя? Единственный способ утешиться – создавать иллюзии, поддерживать какую-то виртуальную реальность. Это также и защитная реакция психики: нужно приукрасить действительность, подсластить, иначе можно огорчаться, переживать, портить себе настроение и даже сойти с ума. «А зачем знать правду? Если эта правда тебя разъедает, то зачем она нужна?», – признался как-то один из патриотов, готовый защищать власть до драки.

И чем хуже реальность, тем сильнее потребность все искажать, переворачивать, лгать. Вот поэтому нашему правительству ВЫГОДНО искусственно поддерживать бедность и бесправие, потому что это и толкает людей на безнравственные искажения, ложь. Об этой связи бедности и безнравственности также пишет Д. Баксан. Хочу только уточнить, что и богатые люди у нас все равно унижены, не защищены, они тоже психологически зависимы от власти. Зависимость стимулирует инстинкт покорности, преданности. Ведь все богатые делают состояние, постоянно нарушая закон. Не потому, что они не хотят соблюдать закон, а потому что законы специально такие, чтобы их невозможно было соблюдать. Приходится постоянно обходить закон, а это – не только раздача взяток представителям власти на всех уровнях, но и хронический страх: ведь на любого и на каждого есть компромат, и каждый оказывается «на коротком поводке, на суровом ошейнике».

А в странах нормальных, хотя и бедных, такого стресса нет. Подруга-полинезийка рассказывала про жизнь на их островах Тонга: «Люди время не наблюдают. Часто готовят пир, собираются с соседями, пируют допоздна. Как только заиграет музыка – женщины встают и начинают танцевать (женщины не употребляют алкоголь). Все выращивают свое, овощи, куры, поросята. Если нужны деньги – идут на рынок продать овощи, зелень. Люди веселы, счастливы». Прямо как в мультфильме нашем «Чунга-Чанга», острова Тонга. Наше счастье постоянно, жуй кокосы, ешь бананы! Эта же полинезийка имела неосторожность назвать Россию бедной страной. Казашка наша, патриотка, встрепенулась: «Россия – бедная страна?!? Россия – богатая страна, очень богатая!». Спорить не стали. А после полинезийка сказала по поводу этого: «Я тоже из бедной страны. Ну и что же? Зачем говорить не то, что есть?».

Африканка из Малави рассказывает о своей стране. Их власть похожа на нашу. Особенно при предыдущем президенте было страшно. Тайная полиция по ночам приходила, забирала людей ни за что. Они исчезали бесследно. И лучше было не допытываться, что с ними случилось. Способных людей власть «посылала в Америку учиться». Люди звонили домой их аэропорта перед «вылетом», и после этого их никто никогда не видел и не слышал о них. Смекнув это, люди стали отказываться от «Учебы в Америке», говоря: «Нет, я не хочу в Америку, я родину люблю». Потом, когда тот президент умер и пришел другой, было много разоблачений власти, и стало более либерально (перестройка тоже!). Но и сейчас нехорошо, люди боятся критиковать власть, говорят, что все хорошо. Но это просто потому, что они боятся, а не потому, что это – вопрос их личного самолюбия, как у нас.

В заключение всем рекомендую прочитать книгу Дени Баксана «След сатаны на тайных тропах истории» – «Kavkazcenter.com», раздел «история». А всем, кто думает, что чеченцы – «дикие», а славяне «не способны на жестокость», необходимо прочитать повесть Л. Толстого «Хаджи-Мурат» о тогдашней русско-чеченской войне. Потому что сейчас происходит то же самое, только еще хуже, разрушительнее.

Ирина Смит, русская из Великобритании.

Чеченпресс, Отдел писем, 13.01.05г.