Величайшее достижение Запада – права человека и высокий уровень материальной жизни. Все это, однако, странным образом сочетается с двойным стандартом.
Двойной стандарт активно практикуется в западной цивилизации: это стало неофициальной нормой поведения не только политиков, но уже и обычных западных людей.
Замечу, что это что-то непредставимое для нашего человека. Это если бы вам оказали медицинскую помощь, а потом выставили бы на улицу умирать от холода. Или дали бы много пищи, но ни капли воды. «Пейте хоть из лужи», – сказали бы вам.
Запад предоставляет глобальные коммуникации, – такие, как международный телефон, Интернет, поездки, возможность учиться за границей. Однако… Вот что странно: этот же Запад ограничивает реальное пользование всеми этими системами. Мне дается телефон в Париже и говорят, что я могу туда позвонить. Но я не могу туда позвонить, в том-то все и дело. Тогда зачем все это мне дается? «А это ваши проблемы», – отвечают мне. Но, извините, это же подлость: дать человеку телефон французской правозащитной организации, зная прекрасно, что этот человек по причине своей бедности не станет звонить в этот Париж.
Я не знаю, с чем это сравнить: повесить перед больным человеком пищу, зная, что он не сможет встать и дотянуться до нее. Я полагаю, могли бы найтись структуры на Западе, которые организовали бы для российских людей бесплатные или хотя бы льготные звонки в иностранные правозащитные организации. Ну, хотя бы именно в эти организации. Но ничего подобного – Запад дает нам информацию о себе, но ему плевать на то, дозвонимся мы в Париж или нет. Формально он дает нам право поступить в университет, но кто там учиться из россиян, в этих университетах? И так во всем.
Приведу другой пример. Мы каждый вечер смотрим по два-три фильма, посвященных западной жизни. Мы видим, как общаются западные люди. Видим их стандарты жизни и свободы. Зачем это смотреть? У нас ведь все совсем другое. Если мы начнем общаться у себя так, как общаются в западной жизни, то нас сочтут клиническими сумасшедшими. Если мы почувствуем себя слишком свободными – то нас упрячут в тюрьму. Зачем это смотреть?!
Мы живем в соседстве с Западом словно в перепаде давления: там у них одна жизнь, у нас – совершенно другая. Поэтому транслировать нормы, которым существует там, на жизнь, которая есть здесь, невозможно. Это сначала ведет к раздражению, а потом к агрессии.
Мы ненавидим Запад за то, что он создал перед нами виртуальный мир прав, которые никогда не соблюдаются; возможностей, которые очень трудно достичь; свобод, которые ничего значат. Мы сидим перед Западом, словно в клетке, и видим, какая там жизнь. Закройте клетку, говорим мы. Для чего вы издеваетесь над нами? Для чего даете номера телефонов правозащитных организаций, по которым мы все равно никогда не сможет дозвониться?
Западный двойной стандарт – это бич западной цивилизации. Я думаю, это объективно приведет Запад и к ограничению прав его собственных жителей, и к складыванию кастового общества в нем самом. Если в Америке повсеместно практикуется неуважение к беднякам-мигрантам, то где гарантия, что там не сложится аналогичное неуважение к собственным беднякам? Если мигранту говорят, что он не платит в американскую казну налоги и поэтому не может рассчитывать на здравоохранение, то где гарантия, что то же самое не случится завтра и с американскими бедными – они ведь тоже не платят. Они-то как раз заплатят дороже всего за этот элитизм!
Объективно двойной стандарт, сложившийся в западном обществе, ведет к его саморазрушению: он перечеркивает все его свободы, достигнутые за время гуманистических революций. Ибо не может быть прав человека там, где люди подразделяются на различные категории.
Замечу, что Запад столкнулся с тем, что он сам еще не понимает. Он все чаще, по мере своего распространения, будет применять двойной стандарт жизни и прав личности, и столкнется с растущим раздражением к себе. Я бы использовал здесь образ – одновременное нагревание и охлаждение. Поскольку западная цивилизация геополитически распространяется все больше, то она создает зоны тепла. Но именно потому, что она распространяется, она вынуждена все чаще использовать и двойной стандарт на колонизируемые зоны, подвергшиеся вестернизации. На обогретых людей выливается холодный душ, чтобы они знали свое место. Мы знаем, что в метеорологии такие нагревания-охлаждения рождают бурю. Но какую бурю они родят в сердцах людей, впервые столкнувшихся с западной цивилизацией и понявших, что это не для них?!
Замечу, что для русского человека все обстоит наоборот. У нас нет прав человека, но зато их нет для всех. Это русская особенность. На Западе высокие права, но не для всех. Вот и выбирайте, что лучше. Должен сказать, что при всей моей ненависти к русской жизни, я признаю, что русское мышление отличается все же большей прямолинейность, если не честностью. Хотя подобные проблемы есть и у нас: двойной стандарт в Москве, для бедных богатых, для элиты и обычных жителей. Но на Западе это приняло совершенно чудовищные формы. Там специально разминают человека, а потом бьют со всей силы по почкам: знай, мол, тварь свое место. В немецкой столовой русской девушке бросили сосиску прямо на пол и сказали: ешь там, русская с…! Ну, как такое понимать?
Я помню в Эстонии дикий случай. Во время Конвента За Европейское Ядерное Разоружение, одна часть которого проходила в Хельсинки, а вторая в Таллинне, я, приехав в эстонскую столицу, встретил надругательство местных чиновников в отношении меня. Не так степлер взял, не так прошел, не туда зашел. И все причина в том, что я говорил по-русски. Я провел эксперимент. Затесался в толпу англичан и стал говорить на очень плохом английском. Эстонцы вытянулись передо мной по струнке! Вот это да!
Я думаю, происходящее в Прибалтике – это только логика западных двойных стандартов, доведенная до предела. Обвинять в этом следует не Прибалтику, а Запад как таковой. И, прежде всего, англичан, потому что это они создали практику двойных стандартов и распространили ее по всему миру.
Распространение прав человека по всему и одновременное применение двойных стандартов поставит цивилизацию перед нравственным саморазрушением, а сотни миллионов приобщившихся к ней – перед острым разочарованием в ней. В конце концов, я думаю, это может привести к воспроизведению в западных условиях известного советского анекдота: «Я имею право?» - «Имеете». - «Я могу?» - «Нет, не можете».
Только напрасно вы, сэры и мистеры, думаете, что я не могу. Знаете, что такое терроризм? Это когда у человека нет прав, а он все равно может. С этим вы скоро и встретитесь по всему миру, на который взираете с высокомерием «господ по праву рождения».
Андрей Новиков, независимый аналитик, для Чеченпресс, 06.01.04г.