Отвечая на вопросы американского телеведущего Такера Карлсона о судьбе журналиста Wall Street Journal Эвана Гершковича, обвиняемого в России в шпионаже, Владимир Путин заговорил о «патриоте», который «ликвидировал» человека в Европе. Судя по всему, это россиянин Вадим Красиков, осужденный за убийство бывшего чеченского полевого командира Зелимхана Хангошвили в Берлине. Фамилию Красикова уже называли в контексте возможного обмена Гершковича, но неофициально. Теперь именно о таком варианте обмена заявил Путин.
Вопреки скептическим прогнозам, Карлсон проявил настойчивость, спрашивая Путин о Гершковиче. Он шесть раз произнес вопросы и ответные реплики о журналисте, последней из которой было: «Надеюсь, что вы его выпустите».
Отвечая на третий подряд вопрос о Гершковиче, Путин неожиданно начал рассуждать, предположительно, о Красикове, хотя и не назвал не то что его фамилию, но даже страну, где тот отбывает пожизненный срок.
«Послушайте, вот я вам скажу: сидит в одной стране, стране-союзнике Соединенных Штатов, человек, который из патриотических соображений ликвидировал в одной из европейских столиц бандита. Во время событий на Кавказе знаете, что он [бандит] делал? Не хочется говорить, но тем не менее скажу: он выкладывал наших солдат, взятых в плен, на дорогу, а потом машиной проезжал по их головам. Что это за человек и человек ли это? Но нашёлся патриот, который ликвидировал его в одной из европейских столиц», — сказал Путин.
«Сделал он это по собственной инициативе или нет — это другой вопрос», — добавил российский президент. Таким образом, он не исключил, что «патриот» мог выполнять чье-то задание.
Представитель Кремля Дмитрий Песков отказался отвечать на вопрос, имел ли в виду Путин пожизненно осужденного Красикова, говоря о возможности обмена Гершковича. «Я оставляю без ответа», — сказал он журналистам.
15 декабря 2021 года суд в Берлине приговорил 56-летнего россиянина Вадима Красикова к пожизненному заключению за убийство бывшего чеченского полевого командира, гражданина Грузии Зелимхана Хангошвили, совершенное в Берлине.
Как писало издание Spiegel, Красиков приехал в Германию с поддельным паспортом на имя Владимира Соколова, а ранее служил в спецназе ФСБ «Вымпел».
По версии немецкого следствия, 23 августа 2019 года в одном из берлинских парков Красиков подъехал к Хангошвили на велосипеде и трижды выстрелил в него из пистолета Glock 26 с глушителем. Хангошвили погиб, Красикова задержали.
Путин уже говорил об этом деле в декабре того же 2019 года, называя жертву «абсолютно кровавым убийцей» и утверждая, что тот участвовал в организации взрывов в московском метро. «У вас бандиты гуляют по Берлину!» — говорил российский президент на пресс-конференции, отвечая на вопрос Spiegel.
Хангошвили был этническим чеченцем, уроженцем Панкисского ущелья в Грузии, командиром взвода во время второй войны в Чечне, позже служил в грузинской армии. По данным издания Berliner Kurier, Хангошвили также работал в антитеррористическом департаменте МВД Грузии до того, как переехал в Германию.
МИД России называл домыслами сообщения СМИ о связи подозреваемого в убийстве гражданина Грузии россиянина с российскими спецслужбами.
В июне 2020 Федеральная прокуратура Германии заявила, что убийство было совершено по распоряжению «государственных служб в центральном правительстве Российской Федерации». Российское посольство называло обвинения беспочвенными и голословными.
По версии немецкой прокуратуры, Красиков принял заказ от правительства на убийство в надежде на финансовое вознаграждение или из-за желания убить политического оппонента.
То, что Путин снова заговорил о нем в контексте обмена, не совсем новость. Еще в сентябре о том, что Кремль предлагает обменять Гершковича на убийцу Хангошвили, писали коллеги журналиста в статье в Wall Street Journal.
Ссылаясь на источники в правительствах западных стран, издание сообщало о закулисных переговорах, которые Москва якобы ведет с Западом, пытаясь вернуть в Россию Красикова — предположительно, секретного агента российских спецслужб.
Среди заключенных, которых Москва готова обменять на Красикова, фигурируют имена Гершковича и политика Алексея Навального, утверждало Wall Street Journal.
По версии издания, в 2021 году незадолго до вынесения приговора Красикову Путин якобы попросил секретаря Совбеза России Николая Патрушева «изучить возможность обмена заключенными для освобождения Красикова».
По мнению Wall Street Journal, такое отношение к осужденному в Германии россиянину свидетельствует о том, как «высоко ценил Красикова Путин, бывший офицер КГБ, позже возглавивший Федеральную службу безопасности».
Что касается отношения Путина к Гершковичу, то он его уже высказывал, отвечая на вопрос американской журналистки Валери Хопкинс из New York Times. Она спрашивала о возможном обмене в декабре прошлого года на ежегодной пресс-конференции президента России.
«У нас на этот счет контакты есть с американскими партнерами, и диалог идет на этот счет — он непростой. Сейчас не буду вдаваться в детали, но в целом мне кажется, что мы говорим на понятном друг для друга языке. Надеюсь, что мы найдем решение», — сказал тогда Путин.
Возможно, рассказ о «патриоте» в двухчасовом интервью Карлсону можно считать частью диалога об обмене журналиста Гершковича.