Летом 356 года до н. э. житель древнегреческого города Эфес по имени Герострат сжёг храм Артемиды, считавшийся одним из семи чудес света. По рассказу древнегреческого историка Феопомпа, Герострат сознался во время пытки, что поджёг храм для того, чтобы его имя помнили потомки. Эфесцы приговорили его к казни и постановили никогда не упоминать его имя. Однако сам Феопомп, рассказавший о преступлении Герострата, сохранил таким образом его имя для потомков.
Не знаю, чем руководствовался человек, обливший стоящий напротив одесской мэрии бюст Пушкина красной краской, но никак не чувством патриотизма. Дело в том, что устроенный им флэшмоб больше напоминал не акт вандализма, а попытку оставить о себе хоть какую нибудь память. Не хочу делать ему дополнительной рекламы, потому не буду упоминать его имени.
О существовании в нашем городе этого художника я впервые узнал, когда он начал разрисовывать стены одесских домов, назвая свои "художества" мудреным словом "граффити". Честно говоря, не силен в искусстве разрисовывания стен символами, но считаю подобные поступки без официального разрешения мэрии банальным хулиганством, тем более, если речь идет о Дерибасовской улице в Одессе.
В своем пространном выступлении возле облитого краской Пушкина, он назвал его "главным поэтом страны-убийцы", т.е. подтвердил право убийц, насильников и мародеров на "наследство", которое и пытаются отвоевать нынешние российские псевдо-имперцы. На самом же деле никакой связи между империей, "совком" и, прости Господи, "пидерацией" нет и близко - это три абсолютно разных государства, имеющие различные формы правления, виды собственности и даже непохожую культуру. Видимо в художественном училище, где обучался "искусству" обливания краской чужих произведений данный гражданин, на истории сильно не "затачиваются". Пришлось искать его "следы" в реальном искусстве. Увы, их оказалось немного - несколько персональных выставок в общепите (по другому кафе назвать сложно) и участие в "групповухах" в более престижных заведениях. Пожалуй, все. Меня привлекла одна оценка, данная после посещения подобной "групповухи" с участием нашего антигероя:
"Всё ужасное, что может возникнуть в разуме, воплощено в работах".
После такого анонса, не решился искать в сети его работы. Мало ли что, можно "подхватить" от просмотра подобных "шедевров".
И последнее, что можно поставить в упрек современному Герострату, оставившему свой след на бюсте работы академика Академии художеств М.А.Чижова, чьи работы «Первая любовь» и «Киевлянина, пробирающегося с уздечкой в руках через стан печенегов» находятся в Третьяковской галерее - художник, уничтожающий произведение более известного творца, пусть даже из патриотический убеждений, может считать себя разве что маляром.
Как видите, я ни слова не написал в защиту Пушкина, как поэта и не выступил против демонтажа его бюста. Ситуация такова, что данный памятник лучше убрать в запасники с улиц города, обстреливаемого нынешними соплеменниками поэта (целее будет). Что касается "человека с ведром" краски, то против него составлен админпротокол за мелкое хулиганство (ст. 173 КУоАП).
Вот только своего он несомненно добился - заставил говорить о себе почти все украинские СМИ. Кто-то делает себе имя своими художественными работами, а кто-то скандальными поступками. Как Герострат...
P.S. Стоит добавить, что иногда находятся творцы, совмещающие приятное с полезным. Например, М.А. Врубель совмещал гениальное творчество с безумными загулами и хроническим пьянством. Знаменитый "Демон" был им написан во время приступа белой горячки, а умер в больнице с поставленным Бехтеревым диагнозом: «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции».
Кто знает, может этот художник еще прославит наш город своей живописью, но для этого нужно исключить из творчества все побочные явления, в том числе и обливание краской памятников.
Сергей Стеблиненко