Записки
обозревателя X
(Чеченский дневник, часть 10. Девятая часть здесь)
9 ноября
Всё-таки мы безнадёжно материалистическая страна. Нам неведома
сила проклятия, мы не знаем, что такое «священная война»,
когда воюют ненавистью, а не злостью; народом, а не армией;
судьбой поколений, сжигаемых в окопах в одном мгновении,
а не судьбой роты; силой духа, а не силой оружия.
В России сейчас все смеются над тем, что чеченцы объявили
нам «джихад». Считают, наверное, что это штучки-дрючки;
что придёт рубаха-парень русский омоновец и матом перекроет
любой «Аллах Акбар».
Так вот, любезные, не перекроет.
Русский мат и в Афгане был. И там нам «Аллах Акбар» кричали.
И мы в ответ матерились. Теперь там русского мата нет.
Что вы, армейские суки, помешались на этом слове: «предательство».
Лебедь, видите ли, вас предал. А в Афганистане кто вас предал?
Горбачёв? Так армия в 89-ом ушла бы и без Горбачёва!
В августе 96-го кто брал Грозный? Лебедь, что ли? Так
он не допустил лишь второго штурма. Сохранил жизни. Остались
бы войска – и всё равно чеченцы не дали бы им покоя. Ушли
бы без Лебедя. Рано или поздно.
Теперь вы в третий раз наступаете на грабли. Вы не понимаете
слово «джихад». Вы не понимаете, какой вихрь, смерч образуется,
когда миллионы мусульман во всём мире проклинают Россию.
А они проклинают её! Вам не дано это понять, потому что
вы не верующие. Вы не понимаете, что на войне побеждает
дух, а не штурмовая авиация; сила молитвы, а не сила приказа.
Аллах Акбар! – вслушайтесь, это кричат небеса. Кричат
горы, ручьи, реки. Аллах Акбар; смерть России! – этот крик
разрывает перепонки российским солдатам, от него дребезжат
стёкла в лимузине Путина; от него подпрыгивает мошонка у
Жириновского.
Почему вы не слышите этот крик? Вы глухи!
…На этот раз не будет Горбачёва. Не будет Лебедя. Будет
ад.
4 декабря
Моей первой книгой был «Великий Моурави», повествующий
о героическом эпосе Грузии. Моей первой любовью были кавказские
горы, увиденные мной в 14 лет. Поим первым другом был абхаз.
Одним из любимейших фильмов моего детства была лента «Дато
Туташхия». Он демонстрировался по советскому ТВ в самом
начале 80-х годов и повествовал о благородном кавказском
разбойнике. Сейчас он – по понятным причинам – не показывается.
С каждым годом в российском обществе создаётся образ «кавказского
врага». Ещё недавно употребляющих нелепый бюрократический
термин «лицо кавказской национальности» поправляли: мол,
нет такой национальности. Теперь, я заметил, это выражение
даже не закавычивают. Его употребляют везде, даже на страницах
либеральных изданий.
От людей, казалось бы, интеллигентных, в России можно
слышать выражение «черножопые». (Их самих-то как следует
именовать: «беложопыми», что ли? И вообще, откуда такая
убеждённость в том, что сущность человека именно по заднице
определяется, а не по другому месту?)
Россия без Кавказа то же самое, что Англия без Шотландии,
Индия без Гималаев. Это её вершина, её высота, её мечта
и свобода. Может ли англичанин унижать шотландца, или житель
равнинной Индии гималайского горца? Великие поэты России
Пушкин и Лермонтов посвятили Кавказу лучшие свои стихи.
Вся русская духовная традиция – в лучших, вертикальных проявлениях
была обращена к Кавказу, к «миру горнему» (слово «горний»
в староцерковном языке значило «небесный», «неземной», «духовный»).
Вся широта русских степей и равнин, берёзовых рощ и рек
предстанет плоским миром, если лишить Россию высоты кавказских
гор. Стоит ли напоминать, что барды авторской песни посвятили
Кавказу такие стихи, которые они не посвящали самой России?
А теперь слова «горец», «кавказец» стали почти ругательными
в России. И это даже не связано с чеченской войной, но вытекает
из нового менталитета русских людей, бросившихся очищать
свои города и сёла от «чёрных».
Увы, они забыли, что и человек с белой кожей может быть
с чёрной душой.
Русь отрезает себя от «горнего мира», замыкается в убогом
националистическом мирке. Русские люди, которых всегда отличала
широта души (в лучшем смысле этого слова), надевают на себя
сегодня маску национализма. Все мы читали «Кавказский пленник»
Толстого. Помним о яме, в которой сидел русский офицер,
о страстных девичьих глазах, смотревших сверху, о дерзком
побеге с колодкой и горском великодушии. Плен, любовь, война
– всё это есть у Толстого. И вот режиссёр Бодров-старший
снимает бездарнейший фильм, названный, как и повесть Толстого,
в котором нет ничего, кроме войны. Десятки литераторов,
актёров, сценаристов трудятся над созданием такого же образа
врага. На вершине горы, там, где, может быть, пел с гитарой
Высоцкий, стоит теперь русский танк и в хрустальной тишине
бьёт по перевалам.
Хочется воскликнуть: Русь, остановись, не воюй с Кавказом.
Не иди с ненавистью в горы. Не стреляй в тишине, которая
тебе не принадлежит, не вызывай на свою голову лавин.
Велика вина самих горцев в том, что они затеяли на Кавказе.
Но несоизмерима с ней вина России, которая не понимает,
с чем она воюет.
Когда хрустальное кавказское небо упадёт на Россию, поранятся
все, кто живёт в ней. Она разобьёт свою вековую мечту, свой
горний мир, свою свободу.
Продолжение
следует
Андрей Новиков, для Чеченпресс,
19.07.04г.
|