Современная история: хорошо забытое старое
Лариса Володимерова, для CHECHENPRESS, 26.10.2007г.
Во времена битвы при реке Валерик и дуэли Лермонтова, очевидцы-русские официально именовали чеченцев «хищниками». Чеченский быт и традиции каждый русский знает из классики; современники соблюдали понятия чести и старались писать объективно. Ни тех русских, служивших царю и Отечеству, ни их представлений о долге и совести нет. Но осталась проблема взаимодействия народов, поднимаемая вновь и вновь. Мне давно хотелось затронуть ее на примере книги «Чечения – битва за свободу», которую каждому думающему человеку можно рекомендовать как настольную. Её автором является бывший Президент Чеченской Республики Ичкерия, друг Джохара Дудаева Зелимхан Яндарбиев. В его труде рассматривается и вопрос объединения Кавказа, стоящий сейчас на повестке.
Яндарбиев не мог быть согласен с российской политикой. Его острое, прицельное слово, его стихи и выступления за свободу Чечни были как нож в сердце руководству фашистской России. За что З. Яндарбиева и убили российские международные террористы.
Почему ФСБ заинтересована в создании Халифата на территории Чечении и Кавказа? Отчего преступно – и к чему приводит сотрудничество ультрарелигиозных элементов с тоталитарным российским режимом? Почему не всем выгодно замечать стремление ФСБ объединить Движение Сопротивления с Аль-Каедой, – и развязывание третьей чеченской войны, – и все то, о чем еще в 1992 году Шамиль Басаев внятно сказал: «Россия была заинтересована в перерастании абхазо-грузинского конфликта в войну, чтобы поставить на колени обе стороны» («Сегодня», 1 февраля 1994 г.)?
Отлистаем назад историю. В предисловии книги сказано, что хронологические рамки событийной части изложения ограничены 27 октября 1991 года – днём избрания первого Президента и Парламента Чеченской Республики: здесь начинается новая история чеченского народа и Кавказа. Писатель и политик из Абхазии Даур Зантария так писал о роли чеченцев в общекавказской борьбе:
«С тех пор, как на горизонте Кавказа появились русские штыки, Кавказ дважды предпринимал попытку объединиться в один кулак. В первый раз это был Имамат, во второй раз — Горская республика. Оба раза, что весьма характерно, возглавили движения чеченцы. В первый раз – Шейх Мансур, во второй раз – Тапа Чермоев. Оба раза, естественно, чеченский народ взял на себя лидерство и основной удар... Во-первых, Чечения занимает центральное место на Кавказе, и связь между единокровными адыгскими и дагестанскими народами осуществлялась именно через неё. Во-вторых, чеченцы приняли Ислам добровольно и религиозное чувство, как стимул самосознания, выражено у них наиболее сильно.
В первом и во втором случаях было известное героическое сопротивление, были страшные жертвы, но дело было проиграно. Тому есть разные причины в первом (Имамат) и во втором (Горская республика) случаях, и тому есть общая причина. Начну с первого. Имамы сумели организовать сопротивление, но не сумели оформить межгосударственные дипломатические отношения ни с одной из влиятельных держав. Я не говорю уже о союзе. Таким образом, сочувствие к борьбе Кавказа не выходило за пределы гуманитарных сфер, не стало ни разу камнем преткновения в спорах этих держав, и мирные договоры, где решалась судьба Кавказа, проходили без участия и ведома Кавказа. Чермоев действовал в другое время. Он, как раз таки, начал с союза и международных договоров, но он при этом не смог (точнее не успел) обеспечить межнациональное согласие, которого к этому времени не было, как следствие полувековой уже несвободы. И потому его государство оказалось открытым для племенного сепаратизма и не защитило себя от интервенции.
Это различные в обоих случаях причины, а общая причина довольно деликатна. Если бы и в истории Имамата, и в истории Горской республики миссия объединения разобщённой на племена кавказской нации велась бы чеченцами с таким же энтузиазмом, как война на собственной территории, если бы оба эти фактора воспринимались одинаково важными, результаты могли быть иными. Хочется верить, что чеченский народ будет на данном этапе действовать сразу в двух направлениях. У кавказских народов не только общие достоинства, но и общие недостатки, один из которых: мы плохо учимся у истории. 26.5.1991».
Возможно ли, позволив Путину и ФСБ объявить Чечню Эмиратом, оформить изначально необходимые «межгосударственные дипломатические отношения» (и тем более «союз») хоть с одной из влиятельных цивилизованных держав мира, как писал о том Д.Зантария?
На то время ни одна из автономных республик СССР так и не приняла декларацию о государственном суверенитете, подобную чеченскому варианту. Лидерство Чечении было налицо. Это выразил в своём письме один из руководителей национально-освободительного движения Дагестана Д. Халидов: «Поздравляю вас всех с принятием Декларации о суверенитете республики. Считаю, что Вы показываете всем остальным кавказцам пример того, как должно быть». И все же пути Джохара Дудаева никогда не были простыми, и к весне 1991 года ощущалась явная разлаженность механизма общекавказской борьбы за независимость, что вызывало очень серьёзную тревогу у соратников, особенно абхазцев.
Прислушаемся к З. Яндарбиеву: «Но стало очевидным и другое: некоторые из наших кавказских соратников ещё цеплялись за иллюзорные надежды на Россию. Что, к величайшему сожалению, не изжито даже сегодня и всемерно стимулируется «великим» северным соседом, не брезгующим ничем, даже такими открытыми формами преступлений международного характера, как разжигание военных конфликтов между народами, за которые мы платим абхазской, ингушской, осетинской, кабардинской, черкесской, грузинской, чеченской кровью. Кровью и жизнями лучших сынов Кавказа…».
Яндарбиев размышлял о Конфедерации Народов Кавказа, как мощной общественно-политической силе, объединяющей в себе политические движения около двадцати народов, прошедших закалку не только в политических битвах, но и в кровопролитных боях во имя кавказского единства (что он считал самым главным). Закладывали основу тогда, в августе 1989 года, представители семи народов. Первый Устав Ассамблеи горских народов Кавказа начинался словами: «Мы, горские народы Кавказа: абазины, абхазы, адыгейцы, ингуши, кабардинцы, черкесы, чеченцы, сознавая свою этническую общность, историческое и духовное единство, многовековое братство, подтверждённое совместной борьбой на всех героических и трагических этапах нашей истории...».
Нельзя строить Завтра, не зная своей истории. В книге «Чечения – битва за свободу», о которой я напомнила, чтобы еще раз привлечь к ней сегодня внимание, З. Яндарбиев рассматривал политические ошибки с тем, чтобы не повторить их. Он многое ясно провидел. Так, 13 декабря 1993 года, комментируя в беседе с журналистами итоги парламентских выборов в России, Яндарбиев заявил: «Триумф ЛДПР свидетельствует о том, что Россия не сумела пересилить инерцию имперского мышления». - Приход к власти В.Жириновского и Г.Зюганова, по мнению З. Яндарбиева, означал, что демократическая модель не прижилась на российской почве.
Прогрессивные мыслители и политические деятели оставили много свидетельств, к которым нам нужно прислушаться. По крохам мы собираем их рекомендации в старых изданиях и в интернете. Так, в одной из статей Абдулла Дудуев зафиксировал взгляды и рассуждения Г.Старовойтовой о Чечне, ее переговоры с Д.Дудаевым, ее мысли об инаугурации А.Масхадова... Легко «предвидеть» постфактум, и совсем другое – анализировать не наступившее Завтра. О мирном договоре, подписанном президентами Ельциным и Масхадовым 12 мая 1997 года в Кремле, Старовойтова говорила: «Я думаю, это важный договор. Там признается реальность многовековой распри между двумя нашими народами, ну, точнее, не народами, а войны между чеченским народом и российской империей. По сути, признан там и факт нескольких попыток геноцида чеченцев: именно так мы называем и последнюю войну, и сталинскую депортацию, и итоги кавказской войны. Выступая за рубежом, в частности, в Америке, я именно так это оценивала – не что иное, как геноцид. И я надеюсь, что в этой жизни еще увижу возмездие за него: справедливость должна восторжествовать».
Последующее нам известно... За будущую справедливость отдали жизни А. Политковская, А.Литвиненко, множество журналистов, политиков, заключенных концлагерей, наводнивших Россию.
Галина Старовойтова еще надеялась на здравый смысл и порядочность... Вальтер Литвиненко, лишившись иллюзий и придя к жестким выводам, обращается к продолжателю Ельцина - Путину: «Я знаю, ты жалеешь, что убил моего сына, и не потому, что тебе его жалко, а потому, что это убийство поставило под угрозу твои карьерные планы. Но тебе все равно придется ответить за все свои преступления. Сейчас ты прячешь свою трусливую шкуру в ущерб моей Родине России... Это ты с рудиментом звериной ненависти к инакомыслию, злобствуешь на Англию, потому, что твое плебейское сознание раба никак не в состоянии сообразить, что есть такое понятие как гуманизм и сострадание. Английское правосудие приперло тебя к стенке и ты, как крыса, пытаешься изловчиться и укусить».
Старовойтова еще искренне верила: «Тому же Б.Ельцину нужно покаяться. Простить за то, что стольких людей убили, конечно, невозможно, у матерей погибли дети... Но все же если бы наши власти признали свою ошибку, это был бы еще один спасительный шаг. Я знаю, как благороден и великодушен кавказский народ, народы Закавказья, как там сильны ещё традиции чести, достоинства. Стало бы гораздо легче вести все переговоры».
Эта позиция все так же правомерна сегодня. Уничтожен Путиным Ельцин, и нынешнего главаря, видимо, ждет та же участь, – но перед русским народом открыт вопрос покаяния. В память о всех замученных при молчаливом рабском согласии. В память о недавно прошедшей годовщине гибели А. Политковской и о наступающей – А. Литвиненко. В честь наших политзаключенных, ежесекундно и многолетне томящихся в пыточных камерах.
Г. Старовойтова так писала об инаугурации А.Масхадова: «Между прочим, никто из глав мусульманских государств не прибыл на инаугурацию. Потому что все они опасаются испортить отношения с Россией, сделав такой жест. Они не дадут денег иначе, чем в форме благотворительности, и не в таких масштабах, чтобы чеченская экономика смогла возродиться. Этот долг лежит на России. Мне очень трудно говорить о Чечне… У меня… даже наворачиваются слезы, хотя меня очень трудно заставить расплакаться. Это наша общая трагедия! Я желаю чеченцам, несмотря на всё, что было пережито, найти в себе силы, не ожесточиться, не озлобиться, а продолжать исповедовать те добро и честь, которые присущи этому народу. Я желаю матерям Чечни родить побольше новых мальчиков и девочек. Чтобы выросло новое поколение чеченцев, не знающее этой войны, не питающее недоверия к другим народам».
Никто из глав мусульманских стран не поддержал по сути Чечению. Они продали единоверцев за российскую чечевичную похлебку, как сегодня это делают и другие правители Запада.
Я все время мысленно возвращаюсь к открытому письму Б.Березовского Путину, особенно в части 2 - Необходимость силового перехвата власти. Напомню читателям: «Необходимо освободиться от иллюзий и назвать вещи своими именами:
- путинский режим приобрел основные черты авторитарного, и Кремль до последнего будет биться за сохранение власти. Поэтому никакие свободные выборы при существующем режиме невозможны;
- только силовой перехват власти позволит восстановить конституционный строй и обеспечить строительство эффективного, конкурентоспособного государства.
Геноцид и военные преступления на Северном Кавказе, взрывы жилых домов осенью 1999 года, штурм театрального центра на Дубровке, штурм школы в Беслане, массовые убийства собственных граждан, преследование независимых политиков и журналистов, передел собственности путем шантажа, государственного рэкета и взятия заложников, разрушение принципа разделения властей, разрушение федерализма и реставрация унитарного государственного устройства – важные, но далеко не исчерпывающие примеры утраты легитимности режима твоего имени.
Последние события в самой России и чудовищный теракт в Лондоне с использованием радиоактивного оружия – полония-210, – следы которого ведут прямо в Кремль, подвели черту под этим этапом, окончательно делигитимизировали режим в глазах ответственных членов общества, и конституировали начало второго этапа – силовое давление на властные институты и перехват рычагов управления государством.
Мы с тобой уже 8 лет в одной связке. Только не как скалолазы (хотя вершина покруче Эвереста), а как кабинки фуникулера. (Кстати, не забудь о Сочи, когда будешь мотать 3-ий и 4-ый срока). Одна идет вниз, другая – вверх. Потом наоборот. Догадайся с одного раза, куда ты сейчас...?».
На многие вопросы давно уже есть ответы. По этому принципу я объединила в статье цитаты из книг и писем. Пусть читатель еще раз подумает: целесообразно ли сворачивать демократические, правовые достижения, оплаченные жизнями тысяч убитых чеченцев, и покорным стадом плестись на российские выборы, куда вас зовут экстремисты? Разве нет путей к объединению Кавказа – без деспотии России? Разве нельзя соблюдать традиции предков, быть глубоко верующим человеком – и оставаться свободным?
Мой дом – моя крепость. Мир нашему дому!
|