Сделать стартовой Добавить в избранное Отправить ссылку 
Зеркало 
chechenpress.info 
english russian 

 

 
 
РАЗДЕЛ: "НОВОСТИ" 
Новости за 26 февраля 2003 г.

А М Н И С Т И Я

Из всей череды аморальных и античеловечных российских акций по отношению к Чечне наиболее циничной и безнравственной за последние годы, безусловно, явилась так называемая амнистия, принятая Госдумой РФ в начале войны, 13 декабря 1999 года. Под амнистию подпадали участники чеченских вооружённых формирований, которые сложили бы оружие до 1 февраля 2000 года. Позднее этот срок был отодвинут до середины мая. "Что же тут плохого? - удивится читатель, - Люди бросили оружие, возвращались к мирному созидательному труду!?." "Да? - скажем мы наивцу, задавшему этот казалось бы риторический вопрос, - возвращались?!"
Очень наивно было бы полагать, что российская власть, вздрагивающая от ненависти при словах "чеченский боевик", намеревалась когда-либо всерьёз амнистировать сдавшихся в плен борцов за независимость Чечни. На российском верху всегда кожей чувствовали, какая мощная, непреодолимая тяга к свободе вызрела в чеченском народе за последние два века и понимали, что стабильная Чечня в составе России возможна только без чеченцев. Ну, а как приступили на практике к осуществлению геноцида, так увидели насколько потенциально опасным сразу стал каждый чеченец, способный взять в руки оружие. А тут ещё на беду российского руководства этот кавказский закон кровной мести, предписывающий ребёнку прежде имени отца знать имя его убийцы! А ещё эта вера, обещающая погибшему в бою моджахеду прямую дорогу в Рай! А ещё этот смертный приговор, вынесенный чеченцами Владимиру Путину, после которого он без сомнения сразу усвоил (не дурак ведь!), что не жить ему больше спокойно, покуда хоть один чеченский боевик ходит по земле...
В свете этого легко понять намерение российских военных (безусловно, инспирированное из Кремля) подвергнуть в своё время проверке на лояльность (а мы знаем, что это значит!) всех чеченских мужчин от 10-ти (!) до 60-ти лет (только вмешательство правозащитников не позволило наполнить фильтрационные лагеря чеченскими детьми в возрасте от 10 лет). А бесконечные зачистки, проверки, остановки на блокпостах, в результате чего военные до сих пор каждый день увозят в неизвестном направлении десятки, как правило, ни в чём не повинных мужчин, которые либо исчезают совсем, либо искалеченными объявляются в каком-нибудь "фильтре" (и начинается торговля людьми, а порой и трупами), либо неожиданно обнаруживаются где-нибудь мёртвыми со следами истязаний на теле! А опутавшая республику зловещая паутина фильтрационных лагерей, где процветают бессудные расстрелы, где тысячи, никогда не державших оружие, чеченцев методически превращаются в инвалидов только потому, что они потенциально(!), теоретически(!) могут стать боевиками! Известны случаи, когда для того, чтобы скрыть бессудные расстрелы, создав впечатление, что чеченцы погибли в бою, заключённых вывозили на места боевых действий (например, в Комсомольское) и расстреливали там!
По тем же причинам (вспомним!) при оттоке из республики беженцев, на блокпостах тормозили и возвращали обратно никогда не принимавших участия в боевых действиях мужчин. По этим же причинам сегодня российские власти взялись за мужчин, всё-таки вышедших из республики и проживающих в беженских лагерях в Ингушетии: в этих лагерях время от времени арестовываются и увозятся в неизвестном направлении молодые люди. По этим же причинам сегодня в Чечне искусственно создаются бюрократические препоны, направленные на то, чтобы удержать в республике людей, в первую очередь мужчин и удержать для того, как считает журналистка Анна Политковская, "чтобы постепенно уничтожить" ("Новая газета", 1-4 марта 2001 г., с. 5, "Бес предела"). Вероятно для этой же цели несколько месяцев назад, когда Чехия объявила о готовности принять на временное проживание 6000 чеченцев, в Чечне сразу же прекратили выдачу заграничных паспортов. Может быть, именно для этой же цели российские власти стремятся в этом году вернуть в Чечню всех беженцев, находящихся в Ингушетии (разумеется, и мужчин тоже). И, несомненно, для этой же цели российские военные одно время намеревались (как было объявлено) начать систематические зачистки в лагерях беженцев на территории Ингушетии - последнем прибежище не принимавших участие в боевых действиях чеченских мужчин.
Коварная двусмысленность была изначально заложена уже в самой формулировке закона: из Амнистии исключались те, кто "совершил тяжкие преступления", однако, данное словосочетание (излишне объяснять его важность) никак не расшифровывалось. Не было также никакого указания на то, кто же будет определять тяжесть тех или иных преступлений. Не нужно обладать большой фантазией, чтобы понять какой простор открывал этот закон для манипулирования жизнями чеченцев, добровольно сложивших оружие.
Однако на практике всё оказалось намного проще. Бойцы чеченского сопротивления (по определению российских властей - "участники бандформирований"), которые, поверив слову российского Президента, безоружными выходили к федералам, - расстреливались на месте (подобного не делали даже гитлеровцы!) В других случаях они отправлялись в фильтрационные лагеря, где подвергались зверским истязаниям, бессудным расстрелам и умирали без медицинской помощи от ран.
Автор обладает несколькими, свидетельскими показаниями участников чеченской трагедии, описывающих события полуторагодовой давности. Иинформация предоставлена Натальей Эстемировой (Назраньская приёмная Правозащитного Центра Мемориал) и Викторией Пупко ("Бостонский Комитет Против Этнических Чисток", США).
Вот некоторые отрывки этих интервью:
Боевик: После выхода из Грозного наша группа, оказалась в горах в селе Харсеной. Не хватало продовольствия, медикаментов, были случаи голодных обмороков... Решили спуститься на равнину, амнистироваться, жить мирной жизнью...
- Были случаи, когда боевики хотели сдаться, а их расстреляли?
Адам Авдаев, глава администрации Комсомольского района: - "Боевики, которые проникли к нам в село, их было очень мало, пришли, чтобы сдаться. Все они были убиты. Когда они вышли сдаваться, по ним открыли огонь. Это было с 5 по 9 марта. У нас есть списки тех, кому всё-таки удалось сдаться, но судьба их неизвестна..."
Умар (имя вымышленное): - "...Нас пустили в село сразу за МЧС, они вывозили трупы. По рассказам офицера, там были трупы, связанные колючей проволокой. Он утверждал, что это были сдавшиеся..."
Боевик: - Мы хотели сделать такой обмен. Мы отдаём русским двадцать девять окружённых спецназовцев, которые неизбежно были бы уничтожены, в том числе раненного подполковника Жукова, и тела двадцати трёх убитых десантников. Взамен русские должны были амнистировать и положить в госпиталь двенадцать наших товарищей; мы их ещё из Шатоя тащили, раненных. Они сами попросили нас войти с русскими в контакт.
Русские эти условия не выполнили. Там у нас был украинец - мусульманин, он ещё до войны приехал в Чечню, принял Ислам... Джабраил. Его на месте расстреляли. Это видели те, кто стоял в поле. Мы условия выполнили - отдали двадцать девять человек и двадцать три трупа. До сих пор неизвестна судьба тех одиннадцати ребят, которых мы отдали под честное офицерское слово..."
Гелисхан (имя вымышленное): "... Но особые издевательства терпели пленные боевики. Многие из них были ранены, их раны не обрабатывались, у многих началась гангрена, запахи из помещений были невозможные. Был случай, когда двоих из нас взяли в другой барак почистить раненых. Они увидели там страшную картину..."
Идрис (имя вымышленное): "... Первые три дня не было ни воды, ни еды, никуда не выпускали. Раны не обрабатывались никак, хотя у многих уже началась гангрена. Только на четвёртые сутки пришло начальство и с ними военный врач. Он вместе с врачом-чеченцем промывал и перевязывал раны. У меня вытащили осколок..."
Умар Ханбиев (министр здравоохранения ЧРИ, бывший узник Чернокозово, ГИА Чеченпресс, 23 Июля 2001 г.): "...По дороге начали выбрасывать из автобусов раненых. Большинство - подорвавшихся на минах, с ампутированными конечностями. Многим мы ещё не успели оказать хирургическую помощь. Их били сапогами прямо по культям рук и ног!.. Душераздирающие крики! Гримасы нечеловеческой боли!.. Меня это ввергло в шок..."
И ведь чеченцы поверили! Кому?! Вы, читатель, поверили бы российским властям? - Я бы - никогда! А вот они - поверили! И не только рядовые боевики, но и командиры, иначе бы не было приказов "спуститься с гор, амнистироваться, жить мирной жизнью"... А ведь это говорит о детской, чистой стороне чеченской души! И спускались они десятками. Шли врост, с поднятыми руками, а их расстреливали на месте или часом позже, всласть поиздевавшись! Доверчивые, рассчитывая на амнистию, добровольно сдавались в плен ранеными, а потом гнили заживо и умирали от гангрены в земляных ямах и грязных тюремных камерах, без медицинской помощи.
Наивысший пик, когда чеченцы сдавались в плен под обещанную им российским парламентом Амнистию, приходится на март 2000 г. Крупная сдача в плен произошла тогда в Комсомольском. По сведениям скончавшегося 2 июня от ран московского правозащитника Виктора Попкова (18 апреля в Чечне неизвестный в маске в упор расстрелял из автомата его машину), после ухода из селения Гелаева и Бараева "остались раненые и те, кто, по видимому, решил выйти из игры... Сдались сотни... Часть из них попала в фильтры, часть... Точно ничего не узнаешь - люди боятся говорить... Но есть основания предполагать, что большое количество сдавшихся было уничтожено там же. Отсюда огромная цифра захоронённых боевиков: только на ближайшем кладбище около 700 человек. И это не погибшие в сражениях, по свидетельству местных жителей, почти все они были расстреляны в упор, а на теле следы истязаний и надругательств..."
Известно, что около сорока вышедших амнистироваться боевиков были расстреляны в селении Чечен-Аул.
Затем явление "Хотим амнистироваться!" резко сошло на нет... А генералы, и в частности, генерал Г. Трошев, не переставали (и не перестают до сих пор! А теперь к ним присоединился и президент Путин) цинично взывать: "...Всем, кто ещё не сложил оружия: "Одумайтесь! Одумайтесь!" Лукавят и Президент, и генералы: прекрасно понимают они, что чеченцы уже давно одумались, потому и не идут (и никогда не пойдут!) больше сдаваться.
И что же, спросит читатель, практически никого так и не амнистировали? Ну почему же никого? Амнистировали! Вот отрывок из интервью с одним из таких амнистированных:
Абубакар (бывший узник Чернокозово, имя вымышленное): "...Происходит нечто такое, что не укладывается в уме! Нас, вообще не причастных ни к каким боевым действиям, забирают и под пытками заставляют подписывать какие-то непонятные нам бумаги о том, что мы - боевики. Наденут, например, на голову целлофановый мешок и душат.
А когда приезжают комиссии, нам говорят: "Они уйдут, а вы останетесь. Расстреляем!" Может и не расстреляют, конечно, но изобьют до полусмерти.
А потом нас подводят под амнистию, и получается, что мы вроде бы - боевики, воевали, и вот нас не расстреляли, помиловали, проявили милосердие... Смотрите, дескать, какие мы гуманные: вы убивали наших ребят, а мы вас помиловали...
Вместе со мной таких "боевиков" как я, из Чернокозово вышло два десятка. Всё было торжественно: генералы из Москвы, представитель Путина - Кошман, телевидение! И каждый давал нам (всё старался перед камерой) напутствие: "Тяжких преступлений на вас нет, террористические акты вы не совершали... Амнистия!! Не возвращайтесь к оружию, займитесь мирным трудом..." И ведь каждый выступавший хорошо знал, что никто из нас никакого оружия в руках не держал, что всё это - спектакль и блеф по заказу Москвы..."

Владимир КРЫЛОВСКИЙ, Нью-Йорк, США, для Kvestnik.org, 25.02.03 г.

PS:
Жертвы внесудебных казней участников российско-чеченской войны, ранее амнистированные Госдумой РФ
По информации из Чеченской Республики, в последнее время участились случаи ночных похищений, с последующим исчезновением без вести ранее амнистированных жителей Чечни, участников боевых действий.
По словам людей, специальные группы (состоящие из сотрудников российских спецподразделений и чеченцев), именуемые «эскадронами смерти», по заранее составленным спискам врываются в дома и увозят людей, которые затем бесследно исчезают. Есть сведения о том, что тела зверски замученных жертв затем подрываются зарядом тротила, чтобы невозможно было опознать останки убитых.
Участившиеся в последнее время случаи обнаружения в различных районах Чечни изуродованных тел жертв внесудебных казней и расправ, постоянные ночные облавы и «адресные зачистки», в ходе которых пропадают без вести десятки людей, вероятнее всего и являются результатами целенаправленных акций направленных на физическое истребление лиц, считающихся «неблагонадежными» и «нелояльными» к нынешним властям.

ЧКНС, ПРЕСС-РЕЛИЗ № 260, 31 января 2003 год

 

 
Наверх

Copyright © 2001 Государственное информационное Агентство "ЧЕЧЕНПРЕСС".
При полном или частичном копировании материалов сайта ссылка обязательна.
Замечания и пожелания Вебмастеру: webmaster@chechenpress.com