Потомки
Энея
История
Еще начиная с 20-х годов прошлого столетия ученые- лингвисты
упорно связывали этрусский язык с кавказскими языками. У истоков
этой гипотезы стоял знаменитый итальянский языковед Альфредо
Тромбетти. Новый материал по расшифровке этрусских надписей
позволил современным ученым не только подкрепить давнюю гипотезу
новыми доказательствами, но и конкретизировать ее. Так, современные
лингвисты-новаторы С.А.Старостин, С.Л.Николаев и В.Э.Орел
совместно с авторитетным востоковедом В.В. Ивановым пришли
к выводу что этруски есть не кто иные, как хурриты.
С 14 по 16 сентября 1987 года в г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ)
проходила Всесоюзная научная конференция по теме «Кавказ и
цивилизация Древнего Востока». На этой конференции прозвучал
совестный доклад В.Э. Орла и С.А. Старостина "О принадлежности
этрусского языка к восточно-кавказской языковой семье".
Около 50 этрусских слов (а всего расшифровано их немногим
больше) имели убедительные схождения как в хуррито-урартским
и вайнахском языках. Признаться, доклад был принят с некоторым
недоверием к его выводам, так как трудно было объяснить связь
этрусского языка с хуррито-урартским и вайнахским языком исторически.
Появлялись вопросы, на которые в докладе не было ответов:
Когда и в каком регионе этруски отделились от хуррито-урарто-нахской
общности? Как согласовать с выводами докладчиков то обстоятельство,
что этруски жили в Италии, а хуррито-урарто-нахи – в Передней
и Малой Азии и на Кавказе?
Для тех из читателей, кто любит обстоятельность, приведем
одну цитату из тезисов доклада В.Э. Орла и С.А. Старостина,
опубликованных в 1989 году в г. Орджоникидзе. "Как историческая
фонетика этрусского языка, так и предлагаемые этимологии (т.е.
расшифровка смысла слов.– Авт.) обнаруживают существенные
черты сходства с фонетикой и лексическим составом другой ветви
восточнокавказской семьи – хуррито-урартской" (cм. "Кавказ
и цивилизации Древнего Востока", Орджоникидзе, 1989,
с.106).
В 1988 году в Москве вышел в свет сборник статей под названием
"Древний Восток. Этнокультурные связи". Одно из
центральных мест в этом сборнике занимает статья В. В. Иванова
"Древневосточные связи этрусского языка". Статью
замыкает вывод о том, что "этрусский был результатом
развития одного из хурритских диалектов" (с.216). В другом
месте (с.215)
В. В.Иванов обращает внимание на то, что в целом ряде случаев
"этрусское отражение близко к нахскому". Итак, языковеды
пришли к вполне однозначному выводу о тесном родстве этрусского
языка с хуррито-урартским и вайнахским. Появилась новая проблема
- как объяснить это родство исторически? Но, оказывается,
историки уже давно пытались обосновать связи этрусков с Малой
Азией, и в данной статье мы хотим ознакомить читателей с некоторыми
результатами этих исследований.
Сами этруски не оставили почти никаких свидетельств о своем
происхождении. Однако многие античные авторы (Геродот, Гелланик
Лесбосский, Фукидид, Дионисий Галикарнасский и др.) писали
о том, что этруски в свое время переселились в Италию из Малой
Азии. Знаменитый римский поэт Публий Вергилий в поэме "Энеида
"впервые определенно связал этрусков с Троей, известной
всем по "Илиаде" Гомера. Вергилий писал, что после
сожжения греками Трои один из сыновей троянского царя Приама
– Эней, с остатками своих соплеменников, на кораблях пересек
Средиземное море и, высадившись в Италии, положил начало великой
славе римлян. Если вспомнить, что Рим был основан этрусками
и представители этого народа долгое время были римскими царями,
то поэму Вергилия можно воспринимать как историческое свидетельство.
С изгнанием последнего царя-этруска Тарквиния Гордого, Рим
превращается в республику и перестает быть" просто этрусским
городом", каким описывали его Тит Ливий, Дионис Галикарнасский,
Плутарх и другие греко-римские авторы.
После многолетних изысканий и анализа огромного количества
исторических источников, болгарский ученый В. Георгиев убедительно
доказал, что этруски действительно являлись переселенцами
из разрушенной в 1240 году до н. э. греками Трои (см. Вестник
древней истории, М. 1952, N4, с. 133 и сл.). Ныне точка зрения
о происхождении этрусков, принадлежащая В. Георгиеву, является
общепризнанной, что свидетельствует об отсутствии весомых
аргументов против этой теории. Вероятно, Вергилий знал какие-то
древние, не дошедшие до нас источники, которые позволили ему
связать древнейших римлян-этрусков с Троей.
Троя…. Едва ли найдется образованный человек, который не читал
бы об этом древнем городе, чье название в "Илиаде"
и "Одиссее" обессмертил Гомер. "Крепкостенный",
"пышнозастроенный", "широкоулочный" –
вот лишь немногие из эпитетов, которыми Гомер наделил этот
город. Известно, что греки 10 лет безуспешно осаждали Трою
и уже решили вернуться на родину, но царь Итаки, "хитроумный
Одиссей", придумал деревянного коня, в чьем чреве были
спрятаны воины; троянцы втащили этот злополучный "дар"
через стены в город, а ночью спрятанные внутри коня воины
вышли наружу, перебили стражу, открыли ворота и "священный
Илион" пал, захваченный врасплох свирепыми врагами…С
тех пор в древнем мире сохранилась поговорка: "Бойся
данайцев, дары приносящих".
Мы привыкли называть город, о котором идет речь, Троей, но
на самом деле он носил несколько иное название. Хеттские источники
XIV -XIII вв. до н. э. (анналы царя Тудхалии IV) передают
название Трои как Таруиша (см. О. Р. Герни, "Хетты",
М. 1987, с 52-53.). Город этот, основанный в середине III–
го тысячелетия до н. э., уже в XXII в. до н.э. был завоеван
хурритами, вторгнувшимися в Малую Азию с востока, с Армянского
нагорья. К середине II -го тысячелетия до н. э. под власть
хурритов попала почти вся Малая Азия. Это доказывается тем,
что здесь повсеместно появляются города и области с хурритскими
названиями, хеттские цари носят хурритские имена, официально
письменность хеттов переходит на хурритский язык и хурритские
боги становятся главными богами хеттов (об этом пишут - Г.А.Меликишвили,
Г.Г.Гютерброк, В.Г.Ардзинба, Й.Лукач и др. ученые). Цари хурритской
державы Митанни (по - хурритски Маитене, т.е." страна";
сравните с вайнахским меттане, метта-"место", "страна")
считали Хеттское и Ассирийское царства своими вассальными
областями и только в XIII веке до н. э. хеттам и ассирийцам
удалось освободиться от владычества хурритов. Но в этом же
столетии им пришлось столкнуться с вновь образовавшимся хурритским
царством Диаухи ? преемником Митанни.
Название Таруиша, несомненно, связана с хуррито-урартским
словом таршуа -"человек". Племя троянцев (таруиша)
называлось так по общепринятой древнейшей традиции, когда
племя обозначало себя просто "люди", "народ".
Самоназвания с основой "люди", "мужчины",
"народ" до сих пор носит множество народов практически
на всех континентов (см. работу М.В. Крюкова "Люди",
"Настоящие люди". – Этническое ономастика. М. 1984
год.). Хурритские племена, конечно, не являлись исключением
из этого распространенного правила. Поэтому название троянцев
(таруиша ) и хурритское слово таршуа ("люди") вполне
согласуются между собой. Слово таршуа имеет еще один смысл
в хурритском и урартском – "мощный". Это слово сохранилось
в вайнахском в "усеченном" виде ?таро ( "мощь",
"возможность", "дееспособность"). Троя
действительно являлась мощным городом-крепостью, так что и
второй смысл слово таршуа не противоречит реальности.
Пора сказать, что этруски в восточных текстах назывались таршиш.
Таруиша – таршуа – таршиш – все эти слова созвучны между собой
и восходят к хурритскому термину таршуа – "люди",
"народ". Что касается названия "Троя",
"этруски", "тирренцы", то они известны
нам из греко- латинской передачи и не являются первоначальными,
адекватными исконному звучанию.
Этруски переселились из Малой Азии в Италию не сразу после
падения Трои. До этого они доставили немало хлопот Египту,
которому пришлось вести ожесточенные войны с "народами
моря", среди которых первым назван народ "таршиш".
После этих войн, примерно с 1200 г. до н.э., этруски обнаруживаются
на острове Сардиния (этрусские цари назывались сардами; вспомним
тронные имена урартских царей - Сардури). Между 800 и 700
гг. до н. э. этруски перебираются в Среднюю Италию и строят
там первые 12 городов. С этих пор они становятся мощным народом
воинов, торговцев и мореходов. Какое-то время флот этрусков
контролировал все Средиземное море и их колонии доходили до
Атлантического океана (самый западный город, основанный этрусками
в Испании, носил название Тарсис, или Таршиш - о значении
этого слова мы уже говорили).
Римляне никогда и не пытались скрыть, что своей культурой,
письменностью, гражданским устройством и многим другим они
обязаны этрускам. Во многие европейские языки (через латинское
посредство) попали такие этрусские слова как арена (этр. арн,
хуррит.-урарт. айре, вайнахск. аре ?"простор", "ровное
место"); мэр (лат. мар, этр. мари, хурр.-ур. мари, вайнахск.
мар-"знатный, свободный человек", "мужчина"
- см. еще вайнахск. маршо ?"свобода", "независимость");
Сатурн (этр. сатре-"неблагоприятное божество", хурр.-ур.
сидарни ?"заклятие, проклятие", вайнахск. сардам
?"проклятие") и т. д. В названной статье В. В. Иванова
приводится еще немало примеров таких заимствований.
Этруски много столетий подряд не теряли связей со своей древней
прародиной. Известно, что они регулярно снаряжали экспедиции
в Малую Азию, где для своих религиозных обрядов покупали урартийские
бронзовые ритуальные котлы. Именно через этрусков греки и
римляне заимствовали урартийское вооружение (шлемы с гребнями,
получившие впоследствии название "аттических", набедренные
повязки, укрепленные бронзовыми полосами и т.д.) и вид храмов
с колоннами – древнейший храм подобного типа был построен
впервые в хуррито – урартском религиозном центре – городе
Ардини (ср. чеч. аьрда, инг.эрда – "храм", "священный",
"божественный"). Кстати, одно из названий "священной"
Трои – Ардей. Более подробно обо всем этом можно узнать из
книг академика Б. Б. Пиотровского "Ванское царство (Урарту)"
и "Искусство Урарту (VIII – VI вв. до н. э.)".
Можем ли мы говорить о прямых связях вайнахов с этрусками?
Очевидно, нет, хотя у Вергилия мы и находим намек на кавказское
происхождение родоначальника этрусков Энея. Карфагенская царица
Дидона, разгневанная намерением Энея покинуть ее, обращает
к нему такие слова: " Нет, не богини ты сын, и род твой
не от Дардана, кручи Кавказа тебя, вероломный, на свет породили"
("Энеида", кн.IV, стих 366). В то время, когда этруски
строили в Италии свои города, предки вайнахов вели тяжелые
войны с отрядами скифов на Северном Кавказе (об этом красочно
повествуют грузинские и армянские летописи, в которые вошли
древнейшие исторические предания этих народов). Но связь между
вайнахами и этрусками все же существует. Она заключается в
том, что оба эти народа, находясь на разных краях яфетического
мира, имели одну общую прародину – там, где находилась древняя
и еще во многом загадочная хурритская цивилизация – в Передней
и Малой Азии.
Хасан Бакаев, историк, газета "Чеченец",
№10(15), декабрь 1997г.
|