Новая,
«посленорд-остовская» идеология в Чене: возьмите меня отомстить
Мало кто сомневается, что страна стала другой после теракта
23 октября прошлого года в Москве. Идеология, дух и наши настроения
изменились. Многие, дотоле убежденные путинцы, засомневались:
а так ли уж прав, собственно, президент со своей политикой
выжженной земли на Кавказе? Часть публики, напротив, антимусульмански
радикализировалась. Кое-кто и вовсе подался в «красные бригады».
Однако что в самой Чечне? В том месте на нашей земле, где
три с половиной года идет война, остановки которой и требовали
захватчики мюзикла в обмен на жизни зрителей и артистов?..
Было бы наивным полагать, что идеологические изменения Чечни
не коснулись.
Залпа
Лично у нее, по современным чеченским меркам, вроде бы все
в порядке. Муж - жив и даже не ранен. Ну что с того, что каждую
ночь надо ждать набега «русских» и он ложится спать одетым,
чтобы не утащили неизвестно куда прямо в нижнем белье? Это
же касается всех... Так сгинул сосед справа Заурбек, окончивший
нефтяной институт, весельчак и насмешник, в последние годы
столярничавший на дому, чтобы прокормить пятерых детишек...
Ребенок? Сынок у Залпы - тоже практически здоров. Правда,
дерганый весь, нервный, очень плохой год рождения у него -
95-й, то есть и ту войну «прошел», и эту, - и Залпе постоянно
очень жалко его: никакой жизни не видел и, возможно, не увидит...
Сама? Да, конечно, нет больше у Залпы детей... Не выходит.
Ну так та же катастрофа сегодня у половины женщин вокруг,
а к гинекологу пробиться - деньги нужны, а когда они появляются…
Залпа привыкла тратить не на себя... Но - ничего особенного,
все такие...
Конечно, военные забрали двух ее двоюродных братьев, и о них
ничего не известно вот уже больше года... Но надежда все-таки
осталась: Залпа, как и остальные в семье, постоянно ищет их
следы. И правда, трупов же нет? И это уже неплохо... Родственники,
и Залпа среди них, носятся по Грозному за тайными записками
психотерапевтического содержания, периодически появляющимися
здесь и кочующими из дома в дом, из села в село, из семьи
в семью. Записки отпечатаны на машинке или, чаще, переписаны
от руки печатными буквами - и это послания «из пятигорской
тюрьмы» либо «из ростовского изолятора». На затертых пожелтевших
клочках - надежда, которая не меркнет никогда, - слова о том,
что: «знайте, мы - тут, 105 «нохчи», ждите, помните...» Проходят
пара-тройка недель - и к Залпе опять прибегает Сацита, соседка,
совсем седая в свои тридцать пять жена Заурбека, - и ее глаза
горят, и она шепчет: «Пошли, я знаю, ГДЕ...» И наутро они
идут прочитать новую записку...
Ну и что с того? Так - все... И тем не менее.
- Если бы меня только взяли! - говорит Залпа совершенно спокойно
и очень твердо. Никакого сумасшедшего блеска в глазах. - Если
бы я только узнала, что где-то что-то подобное готовится,
я бы тут же пошла проситься!
Новая, «посленорд-остовская» идеология в Чечне именно такова:
возьмите меня отомстить!
- Но за что? Лично тебе - кому мстить?
- За всех. Они же смогли. И я хочу. Только бы меня взяли!
Героини нового, «посленорд-остовского» времени в Чечне - женщины,
пришедшие с отрядом Бараева и продемонстрированные всему миру
со взрывными устройствами в районе талии. Мир ужаснулся -
Чечня восхитилась. И эти настроения очень сильны. И это тебе
уже не ваххабизм, с которым, как многие федералы думали, боролись
в первой половине второй чеченской войны.
Доборолись. Героизация самоубийства ради будущих поколений
и свободы - это когда больше ничего не остается: все, предел
терпению и унижениям. Ответ беспросветной безысходности -
того главного чувства, с которым живет каждый в нынешней Чечне.
Да, люди тут с юмором. Они смеются вопреки, они находят радости
там, где никто из нас ничего, кроме повода для депрессии,
не увидит... Но всему наступает финал: человек не стена.
Сайд-Хасан
Ему почти тридцать. Голова с проседью, глаза с вечно поселившейся
там болью, в беженцы не уходил. За плечами - Чеченский госуниверситет,
но работы по специальности быть не могло, и сейчас Сайд-Хасан
просто чинит машины в собственном дворе. Рядом - три дочки,
мал мала меньше, жена прихварывает, хотя только-только, наконец,
родила мальчика.
Два брата Сайд-Хасана воевали. Один, младший, - в первую войну,
и погиб при штурме Грозного в 1996 году. Другой, совсем младший,
- уже в эту, и тоже давно мертв. Сайд-Хасан не знает, где
точно в горах его могила, но главное, что знает людей, которые
потом, позже, когда все кончится, обязательно покажут, где
лежат кости их самого младшего.
Сам же Сайд-Хасан воевать не собирался никогда, братьев отговаривал
- но случилось то, что случилось. Первый, который погиб, очень
уж верил Кадырову, когда тот был муфтием при Дудаеве и призывал
мальчишек на джихад, и те шли и умирали...
- А второй почему пошел?
- Мы его просто не удержали. - произносит Сайд-Хасан и утыкается
взглядом под капот нашей машины. Познакомились мы случайно
- машина встала, и надо было, чтобы кто-то поблизости разобрался
в ее строптивых внутренностях. Так и разговорились, за ремонтом.
- Кадырова не переношу, - продолжает Сайд-Хасан. - Мальчишки
погибли, а он вот устроился неплохо. На их крови. Второй мой
брат ушел воевать, когда Кадыров стал главой республики. Решил
отомстить за погибшего брата. Вообразил, что Кадыров виноват.
Горячий был пацан, собрались с соседскими парнями и ушли в
горы. Одному - 16, другому - 15, нашему - почти 17 было. Говорят,
провоевали всего месяца два и погибли...
- И что дальше? Как жить? Все равно ведь не прошлым, а будущим?
Сайд-Хасан молчит. Долго молчит. Вижу, он знает, что ему делать
и как думать. Только говорить не хочет - не доверяет. Опять
заезжаем к нему через день - машина продолжает греметь, как
БТР на подъеме. И на этот раз Сайд-Хасан сам начинает разговор...
Оказывается, он не считает себя сильным человеком - это, конечно,
плохо, даже очень плохо... Но так есть. Сайд-Хасан с трудом
подыскивает слова, пытается уйти от прямых формулировок, но
все-таки наконец выдает:
- Какие ОНИ! Я восхищен ими. Вот как надо.
Это тоже о «Норд-Осте». Сайд-Хасан, как и Залпа, оказывается,
героизирует женщин - именно женщин, а не мужчин - Бараева,
например, совсем не уважает, - женщин, решившихся стать смертницами.
- Они мечтали погибнуть - ради своего народа. И погибли.
Попытки снизить пафос ни к чему не приводят.
- Они - святые, - подводит итог разговору Сайд-Хасан. - Вы
должны это понять. Для нас теперь они - святые.
Стоит понимать, откуда такое произросло. С начала войны многие
мужчины в Чечне почувствовали себя никем. Предметом для унижений,
оскорблений, травли и - главное - не способными ничего изменить
в ходе событий. Это женщины ходили на блокпосты, на рынок,
к воротам воинских частей; это они отбивали незаконно задержанных,
загораживали собою мужчин в автобусах... А в то же время большинство
мужчин сидели дома, потому что их хватали сразу, как только
они открывали рот. У большинства из мужчин в результате оказались
только два пути: либо за автомат - и в горы, чтобы хоть так,
в последний раз, да самореализоваться, либо похоронить себя
в четырех стенах, между сараем и кухней, проклиная свою слабость,
и ждать очередной «зачистки», никогда не раздеваясь, даже
на ночь.
И вот «Норд-Ост», каким он случился... Большинство посчитали,
что это и есть история самореализации. И мужчины в Чечне,
особенно молодые, стали причислять этих женщин, так похожих
на их собственных, домашних, но оказавшихся СПОСОБНЫМИ НА
ПОДВИГ ради родины, к святым. И эта точка зрения владеет умами
куда большего числа мужчин, чем можно было даже представить.
И это феномен - в Чечне женщина вряд ли имеет шансы претендовать
на святость за действия, не входящие в традиционный круг представлений
об исконных женских достоинствах - матери, хозяйки, жены,
защитницы слабых, больных, сирот и калек.
Так вот, месяцы после «Норд-Оста» показали, что поступок самоубийц
- именно этот тип поведения - перечеркнул вековое, традиционное,
укорененное и казавшееся абсолютно незыблемым. Женщина, пришедшая
убивать беззащитных, стала властительницей дум мужчин.
Не стоит от этого отмахиваться - это даже не вера в то, что
«Масхадов - наш президент, и все тут». И не думайте, что подобное
рассосется, как комариный укус, лишь прими новую конституцию
странного содержания, которую, впрочем, почти никто в Чечне
не читал, кроме тех, кто ее подписывал. И не тешьте себя иллюзиями,
что 23 марта - референдум и так называемое начало политического
процесса - что-то сможет в этом изменить. Ровным счетом ничего,
даже если его итоги окажутся предсказуемыми, то есть «за»
- 99,99 %.
Пропасть
Только мудрая политика, проводимая в Чечне, если она будет
основана на КОНКРЕТНЫХ и ПОНЯТНЫХ людям шагах к мирному урегулированию,
выводе войск и удалении с поля одиозных политических фигур
- а на это даже и намека пока нет, - только это способно ослабить
укрепление новой, «посленорд-остовской» идеологии, несущей
катастрофу.
Но что мы видим вместо «мудрой политики»? Пока только возделывание
почвы для дальнейшей героизации тех, кто героями быть не должен.
Самая распространенная картинка современной Чечни - по-прежнему
внесудебные казни тех, кого кто-то признал неблагонадежным.
Их взорванные тела, редко подлежащие опознанию, - характерная
деталь пейзажа... Селение Курчалой, 8 января. Курчалоевцы
обнаруживают разорванные в клочья останки неизвестного. Судя
по останкам, человек взорван. Опознать не удается. Останки
хоронят на курчалоевском кладбище...
...Селение Цоцан-Юрт, 18 декабря. Группа военных в масках
и белых маскхалатах врывается в дом главы сельской администрации
Имрана Хусиева (ул. Ленина, 4). Ищут хозяина, но он у соседей.
Идут туда, спрашивают: «Кто Хусиев?» Имран Ватаевич отвечает:
«Это я». Один из военнослужащих без слов стреляет ему в голову.
И отряд уходит. Гибнет пятый подряд глава села за время второй
войны...
...29 января, 3 утра, Грозный, улица Дружбы, 54. Из собственного
дома неизвестные в камуфляже, прибывшие на БТРе, похитили
23-летнего Ибрагима Хаджиева, учителя 10-й школы Старопромысловского
района - чудного парня, преподававшего астрономию, математику,
физику и учившегося в Чеченском госуниверситете. Ибрагима
нет нигде, ни следа...
...21 января, селение Алхан-Кала, из дома похищен Мусостов
Хасамбек, действовали военные в масках, приехавшие на нескольких
БТРах с номерами, замазанными грязью. Хасамбеку не дали ни
одеться, ни обуться, затолкали в БТР, увезли. Все органы власти
и силовые структуры Чечни сообщили родственникам, что такой
к ним не поступал... В тот же день в том же селе федералы
оцепили дом Мовсара Термулаева. Его жена увидела через окно,
как один из военных вытаскивает гранату, и выскочила с криком:
«В доме дети!». Тот спрятал гранату. Но военные схватили Мовсара,
избили и увезли. Вечером его выкинули в районе станицы Петропавловская,
переломанного, окровавленного, сказав ему, что ошиблись адресом...
...Ночью с 25-го на 26 января в райцентре Ачхой-Мартан, на
улице Павлова, 64, военные, прикатившие на двух «УАЗах», ворвались
в дом 32-летнего местного парикмахера Бакара Устарханова.
С одним вопросом: «Что ты так плохо остриг своего соседа?»
Бакара избили, швырнули на пол одной из машин, поставили на
него ноги, распивали так и ездили по селу до утра. Утром парикмахера
выкинули. В ту же ночь то же самое произошло и с другим ачхоймартановцем
- глухонемым инвалидом. Утром старейшины пришли к военному
коменданту Шамилю Бураеву, где им сообщили, что если население
самостоятельно будет выдавать боевиков, то подобные акции
прекратятся...
Пропасть между тайным и явным в нынешней Чечне только углубляется.
Между жизнью Чечни, демонстрируемой стране по общероссийским
каналам, и той, которая идет скрытно, подпольно и рассказы
о которой передаются только из уст в уста. Похоже, это мы
- самоубийцы, вслед за теми, кто пришел в «Норд-Ост».
Анна Политковская, обозреватель «Новой газеты»,
13.02.2003
|