Шорохи
в ночи
Российская официальная пропаганда вот уже около десяти лет
бьется над очень сложной задачей. С одной стороны, она пытается
представить бойцов чеченского Сопротивления наемниками, сражающимися
за деньги. С другой стороны – религиозными фанатиками. Возможно,
психиатры смогли бы дать свое объяснение этому феномену «раздвоенного
сознания», проявляющегося у российских «борцов идеологического
фронта», занимающихся чеченской тематикой. Я лично такого
объяснения не нахожу. Ведь наемник, озабоченный тем, чтобы
заработать побольше денег, по определению не может быть «религиозным
фанатиком». И наоборот: религиозный фанатик сражается за идею,
а не за денежные гонорары. Наличие этих противоположностей
в единой личности весьма проблематично даже с позиций диалектики.
Но репортеров российских СМИ, которые сообщают своей доверчивой
аудитории о том, что «чеченские камикадзе», врезающиеся на
грузовиках, нагруженных тоннами взрывчатки, в казармы оккупационных
войск и здания марионеточного «правительства», являются, мол,
религиозными экстремистами, с которыми кто-то щедро расплачивается
«саудовскими долларами». Как расплачивается? Когда? До или
после? И для чего нужны доллары там, куда рассчитывают попасть
после смерти те, кто ценой своей жизни уничтожают захватчиков?
Конечно, призывать российских политиков и журналистов писать
правду дело столь же безнадежное, как учить медведя играть
на пианино. Еще в самом начале «второй чеченской» войны кремлевские
чиновники заявили во всеуслышание, что больше не позволят
российским СМИ освещать точку зрения «противостоящей стороны».
Дело, в общем-то, понятное – идет война, а на войне принято
представлять врагов сплошь негодяями, садистами, трусами,
коварными убийцами и проч. А своих солдат – доблестными героями,
защитниками вдов и сирот. Принято думать, что такая пропаганда
«поднимает дух бойцов». Возможно, дух и впрямь воспаряет от
такой мозговой обработки, но длится это парение только до
тех пор, пока солдат не оказывается в чужой ему стране, сожженной,
превращенной в руины, где в каждом камне, каждом дереве, каждом
взгляде прохожего он ощущает энергетику ненависти к себе.
Поэтому те, кто проводит в Чечне хотя бы сутки, хорошо понимают,
почему российские солдаты по ночам уходят в глубокие бетонные
норы и открывают паническую стрельбу на любой случайный шорох.
И им, по большому счету, уже все равно, кем называют газеты
тех, кто готовится взорвать или застрелить его – наемниками
или религиозными фанатиками, бандитами или террористами. Они
понимают, что воюют с чеченцами, которые защищают свою землю.
Идрис Маигов специально для Чеченпресс, 12.02.03
г.
|