Сделать стартовой Добавить в избранное Отправить ссылку 
Зеркало 
chechenpress.info 
english russian 

 

 
 
РАЗДЕЛ: "НОВОСТИ" 
Новости за 10 февраля 2003 г.

Фрэнк Джадд: референдум перечеркнет мои усилия

В Чечне ведется жесточайшая и кровавая гражданская война

Я вернулся из Чечни совсем недавно. Поэтому я опираюсь прежде всего на собственные наблюдения. Ограничения на свободу передвижения и получение информации, а также чрезвычайно жесткие меры безопасности - серьезная помеха для референдума, который бессмыслен, если не является свободным волеизъявлением народа. Я, конечно, благодарен российским спецслужбам, неизменно окружавшим меня плотным кольцом охраны. Но именно это не давало мне возможности говорить с кем-либо за пределами этого плотного кольца, внутрь которого не допускались рядовые чеченцы. Вот чем оборачиваются в Чечне жесткие меры безопасности. Их следствие - информационная блокада.
И все-таки я посетил два лагеря беженцев в Ингушетии, говорил с людьми. И не смог найти там ни одного человека, кто был бы знаком с текстом конституции, которую предполагается принять в ближайшее время. Не говорю о том, что никто из жителей лагерей никогда не участвовал в ее обсуждении. Это в мирной Ингушетии. Надо ли объяснять, что в самой Чечне ситуация еще хуже.
Я бы напомнил и о другом. Принятие конституции обычно представляет собой своего рода формализацию начатого ранее политического диалога. Тогда в обществе возникает значительное большинство, убежденное в необходимости политических преобразований с помощью конституции. На мой взгляд, абсурдно вначале создавать конституцию, а затем пытаться наладить политический диалог. Меня уверяют, что нужно принять конституцию Чечни, а затем уже вносить в нее поправки, изменять ее по мере необходимости, возникающей в ходе последующего политического диалога. Я очень внимательно изучил предлагаемый проект конституции. Она, конечно, профессионально написана и производит благоприятное впечатление. Однако из нее же явствует, что изменять ее могут лишь люди, избранные на ее основе, то есть те, кто сейчас полностью ее одобряет.
В Чечне ведется жесточайшая и кровавая гражданская война. И более всего меня беспокоит то, что референдуму не предшествовала попытка привлечь к политическому диалогу ту часть сопротивления, которая воюет, искренне полагая, что борется за независимость своего народа. Отказываясь от такого диалога, российские власти толкают этих людей в объятия экстремистов.
В течение трех лет я занимаюсь проблемами Чечни. К этому меня побуждает прежде всего сочувствие, которое я испытываю к переживаниям российских и чеченских матерей, чьи сыновья гибнут в этой бойне. Возможно, я ошибаюсь - многие твердят мне об этом, - но я убежден, что мир не будет достигнут в результате задуманного референдума. Я полагаю, что это лишь ухудшит ситуацию.
Всей своей деятельностью на посту представителя ПАСЕ по Чечне и сопредседателя рабочей группы Госдума-ПАСЕ я стремился по мере сил стимулировать политический диалог в Чечне. Проведение референдума в условиях войны перечеркивает эти мои усилия и обессмысливает мою деятельность. Слишком глубокая пропасть возникает между мной и моими российскими коллегами. И если затея с референдумом будет реализована, я намерен уйти в отставку. Впрочем, это не означает, что проблема Чечни перестанет для меня существовать.
Я сожалею, что мой коллега Дмитрий Рогозин решил уйти с поста сопредседателя нашей рабочей группы. Он и его жена были друзьями моей семьи. Мы встречались семьями в Москве и Лондоне в неформальной обстановке. Видимо, его отставка вызвана чрезмерной занятостью в других сферах. Это было заметно по его работе. Начиная с ноября прошлого года я неоднократно писал ему, что нерусские члены нашей группы хотели бы обсудить назревшие проблемы, однако он так и не смог найти для этого время. Часто не мог он участвовать и в поездках по Чечне. Я осознаю, конечно, и давление, которое на него оказывалось. Несколько дней назад все нерусские члены нашей группы встретились в неформальной обстановке, и все мы крайне сожалели, что Дмитрий и наши российские коллеги не смогли или не захотели к нам присоединиться. И хотя мои российские коллеги месяцами игнорировали работу нашей рабочей группы, она все же оставалась важным форумом для обсуждения многих проблем Чечни.

Фрэнк ДЖАДД, представитель ПАСЕ по Чечне, «Московские новости», №4, 08.02.03 г.

 
Наверх

Copyright © 2001 Государственное информационное Агентство "ЧЕЧЕНПРЕСС".
При полном или частичном копировании материалов сайта ссылка обязательна.
Замечания и пожелания Вебмастеру: webmaster@chechenpress.com