Злые демоны России
Поэт Тютчев наверняка думал о вещах возвышенных, когда писал
свое знаменитое "умом Россию не понять". Возможно,
он просто противопоставил "православную духовность"
России рационализму Запада, хорошо ему знакомого по роду дипломатической
службы. Но не будем гадать, ибо души поэтов столь же непостижимы
для рассудка, как и Россия. Скажем только, что человеческим
творениям доступны только два пути постижения - разум или
вера. Вот и Тютчев закончил четверостишие строкой: "В
Россию можно только верить".
Согласимся однако, что существует некоторое различие между
понятиями "верить в Россию" и "верить России".
Да и что такое сама Россия? Это земля, реки, леса. Это различные
постройки, то, что принято называть искусственным ландшафтом.
Это, наконец, люди. Тогда получается, что "вера в Россию"
есть вера в землю, реки, леса, дома, дороги, заводские корпуса
и людей, обитающих в этой среде. Что значит "вера"
во все это? Что это за религия такая?
С трудом, но допускаю, что найдется человек, который с религиозным
пылом верует в комбинацию, состоящую из природных и искусственных
объектов, а также людей, связанных с ними своим местожительством.
Ведь и другой русский поэт, Есенин, писал (воспроизвожу по
памяти): "Если скажет рать святая, кинь ты Русь, живи
в раю, я скажу не надо рая, дайте родину мою".
Если родина внушает не просто любовь, а священный экстаз,
становясь объектом религиозного поклонения, то это уже патология.
Любовь к родине побуждает совершенствовать ее, очищать от
всего скверного, украшать добродетелями. Если же родина уравнивается
с божеством, поскольку в нее веруют и поклоняются ей как божеству,
то какие тут могут быть недостатки? Ведь божество по определению
совершенно, как совершенны любые его действия и проявления.
Тогда, что бы не совершалось родиной или во имя родины, это
находится вне критики, по ту сторону добра и зла.
Родина, Россия для русского человека исторически отождествлена
с российским государством. Все многочисленные жертвы, принесенные
русскими, весь океан пролитой - своей и чужой-- крови, является
гекатомбой на алтарь государства. Но когда вспомнишь, что
государство - это политическое учреждение, отстаивающее всегда
конкретные политические и экономические интересы, приходит
понимание всей чудовищности лжи, в которой обитает русский
народ. Ведь цепочка ассоциаций, объединяя понятия "Россия
- Родина - Российское государство", делает объектом религиозного
поклонения тех, кто решает, что именно Россия должна делать
в данный момент своего исторического бытия. Кто враг, а кто
друг, кого надо убивать, а кому помогать. То есть, делает
объектом поклонения Путина, Волошина, Грефа и других, чьи
фамилии сразу даже и не вспомнишь. Они определяют сегодня
"интересы государства" и, прокрутив ассоциативный
ряд в обратном направлении, утыкаешься в них - же, как в объектов
безрассудочного религиозного поклонения тех, кто "верит
в Россию". И это притом, что названные и не названные
личности едва ли тянут до уровня святых, не говоря уже о божествах.
Действительно, даже самый упертый русский патриот рассмеялся
бы, услышав словосочетание "святой Касьянов". Но
слепо "веруя в Россию" и во все, что делается "во
имя", россиянин, по сути, возносит все эти ничтожества
у руля государства на сакральный уровень божеств.
Именно по той причине, что русские "верят в Россию",
невозможно верить России. Ибо верить России, значит верить
в честность, порядочность, человеколюбие тех, кто возглавляет
российское государство. Это значит верить миллионам людей,
россиянам, которые с одинаковой бездумностью и энтузиазмом
устремляются в любом направлении, которое им указывают "кремлевские
небожители". И всегда, без единого исключения за тысячу
лет существования российского государства, каждое из этих
направлений имело своим следствием насилие, кровь, нищету
и порабощение русского народа. Если это так (а это бесспорно
так), то русским, задумавшись над своей судьбой, было бы довольно
легко определить метафизическую природу "божества",
которому они поклоняются под названием "Россия".
Идрис Маигов, специально для Чеченпресс,
24.02.03 г.
|