Чечня: вторая депортация
Военные выдавливают людей из горных сел под угрозой расправы.
Спускаясь на равнину, эти люди оказываются бомжами
Хроника теневой стороны контртеррористической операции: неофициальная
беженская миграция внутри республики власть не волнует. Главное
- чтобы в Ингушетии беженцы перестали мозолить глаза проверяющим
из Европы.
На узком диванчике, как на насесте, в рядок сидят взъерошенные
старики и чем больше говорят, тем чаще их слова заканчиваются
слезами. Алавди Кудусову, заслуженному работнику просвещения
с 55-летним стажем работы сельским школьным директором за
плечами, - почти 80. И он - бездомный. Его другу, сельскому
кузнецу Михамаеву Загалу с медалью "Ветеран труда"
на пиджаке, - 74. И он тоже все потерял... И не знают старики,
как им быть дальше: ни дома, ни статуса, ничего, кроме горя.
Алавди и Загалу - из селения Центорой. В Чечне есть несколько
Центороев. Так вот, Центорой этих стариков - в Ножай-Юртовском
районе, в горной его части, в крайней точке на границе с Веденским
районом. До Ножай-Юрта - 35 километров, до Ведено - 12, и
поэтому в этом Центорое действует система "двойной очистки",
когда, "зачищая", заскакивают и те военные, кто
дислоцируется в Веденском районе, и те, кто контролирует Ножай-Юртовский.
- Жить дальше было нельзя. Нас выпихнули, - объясняют старики.
Мы разговариваем очень далеко от их родных мест - в селении
Новый Центорой Грозненского сельского района. Новый Центорой
не зря так называется - он имеет прямое отношение к ножай-юртовскому.
Село возникло в 1989 году, после катастрофических оползней
в горах: многие семьи из Центороя должны были его покинуть.
Большинство со временем вернулись, но некоторые, желавшие
жить поближе к городу, остались на равнине. Поэтому именно
сюда, к родственникам, спустились центороевцы, когда военные
их выгнали из села. Как это было - в истории дедушки Алавди.
В первый раз его дом сожгли еще в первую войну - в 1995 году.
Тогда сыновья перевезли отца к себе, в Новый Центорой, и постарались
быстро восстановить хозяйство, потому что дедушка очень страдал
и никак не мог прижиться на равнине, считая тут все чужим.
Да и кто, собственно, имеет право сказать, что человека надо
насильственно лишать того места, где ему хорошо, в пользу
того, где ему плохо?
Накануне второй войны дом был восстановлен, Алавди вернулся,
завел пасеку и стал жить в окружении любимых ульев и собирая
горный мед. Когда Центорой стали бомбить, Алавди сказал сыновьям,
что никуда не уйдет от своих пчел. Однако если обстрелы все-таки
прекращались, то набеги - никогда. Военные грабили дома нещадно.
- Когда шли бои, нам было даже легче, - рассказывает Алавди.
- Прошлый, 2002 год стал самым тяжелым - военные очень нас
мучили. Залетают: "Уходите отсюда, вы тут только боевиков
кормите". И грабят.
Дом у Алавди большой, кирпичный - сыновья постарались, восстанавливая.
Надеялись, что все уже позади, войны не будет, и, желая отблагодарить
отца, давшего всем им, пятерым, высшее образование, не скупились...
Так вот, за этот хороший дом-благодарность военные к Алавди
и зачастили больше, чем к другим в Центорое. "Хаттаб
тебе его построил, старик. Почему у тебя лучший дом?.."
- С такими речами зачастили. Но Алавди все равно упорствовал,
отказываясь бежать.
10 октября 2002 года Центорой сильно обстреляли с вертолетов.
Крыша с дома Алавди слетела. Дальше пришли военные и подожгли
все, что осталось после обстрела.
- Пасеку я не уберег. Они разгромили мои ульи. Кричали, что
внутри оружие, вытаскивали вкладки с сотами и швыряли. - Старик
так горько плачет, что сыну его, Лом-Али, в доме которого
в Новом Центорое он живет, неудобно...
В октябре сыновья наконец увезли отца из родного села. Вот
и сидит он теперь на этом диванчике вместе с другими стариками,
и мечтают они с другом Загалу умереть, потому что хотят домой,
а дом уничтожен.
Как у Алавди была самая большая драгоценность - пасека, так
у Загалу - коровы. Вся жизнь старика Михамаева состояла в
этих коровах, но военные заходили в его сарай как к себе домой,
забирали ту, что им нравилась, и "в лесу кушали мою корову";
и наступил момент, когда увели последнюю, и Загалу тоже спустился
на равнину...
Старый кузнец плохо ходит. Еще хуже видит - ему не помогают
даже толстые уродливые линзы в очках. И, естественно, почти
не слышит... Ну кто сказал, что он, отработавший всю свою
жизнь на государство, начиная с войны (Загалу - участник Великой
Отечественной, был на трудовом фронте, и теперь, дожив до
глубокой старости, всегда носит удостоверение с собой - на
случай неожиданной зачистки), - кто сказал, что ветеран Михамаев
не имеет права жить там, где ему хочется?
- И у меня убили и забрали пять коров. А это единственное
пропитание моей семьи, - говорит Истамулов Али, бывший директор
бывшей начальной Центороевской школы. - Все парты в нашей
школе военные сожгли - грелись; всех наших коров расстреляли
- есть хотели. Да, я понимаю, их начальство им не создает
условий, но как нам жить?
Али - тоже новоцентороевский безработный бомж, выгнанный из
Центороя. А потому принадлежит к касте внутренних - внутричеченских,
безстатусных (никто не дает) - и потому самых бесправных мигрантов,
находящихся прямо посреди войны.
Несмотря на все отчеты Министерства образования республики
о том, что "все давно в порядке" и "мир вернулся",
невзирая на то что партия "Единая Россия", находясь
в пиаровском экстазе, не устает объявлять, что Ножай-Юртовский
район Чечни взят под ее партийное крыло и обеспечен всем необходимым,
школа Али Истамулова не работает с начала этого учебного года
(хотя во все предыдущие годы войны она еще кое-как функционировала).
Летом, как раз на фоне показательного телепартстроительства
в Ножай-Юртовском районе, школьное здание федералы уничтожили
с вертолетов, доведя его до полной некондиции, и "единороссы"
отказались восстанавливать руины...
А осенью на Центорой участились набеги военных с требованиями
убраться, чтобы им было спокойнее, - и тогда те семьи, которые
еще оставались в селе, увезли последних детей - 31 ребенка.
Теперь кто в Ингушетии, а кто в Чечне, на равнине.
- Я говорил военным, - продолжает Али, - что 198 человек из
нашего села воевали на финской войне и в Великую Отечественную.
Просил: "Зачем вы так себя ведете по отношению к нам?..".
Но все бесполезно... Село теперь пустое. Большинство домов
и сараев уничтожены. Наши знаменитые центороевские фруктовые
сады спилены, а там были яблони и груши, которым по полвека...
Все четыре сельских трансформатора взорваны, столбы выкорчеваны.
Мечеть 1918 года постройки разгромили после нашего отъезда.
Все памятники уничтожены.
Малик Алиев - четвертый на диванчике. Люди говорят, он совсем
еще не стар, но выглядит, как Алавди с Загалу. Его сломило
горе. Малик тоже не хотел уходить из Центороя - отказывался
устраиваться в палатке в Ингушетии или скитаться по чужим
углам. Считал, это стыдно для мужчины: признать, что ты бездомный.
Согласитесь, Малик - вроде бы именно тот человек, которого
наше государство должно носить на руках: он никому не мешал
делать большую политику, пока шла вторая чеченская война,
не сидел в беженском лагере, смущая иностранных посетителей,
ни у кого не просил бесплатного хлеба и пособий; он остался
в своем доме, никого не трогал и ждал, что никто не тронет
и его.
И сын Магомед остался с ним. Вместе они смотрели за стадом
в 14 голов и тем кормили семью.
- Кому это мешало? - спрашивает Малик, качая опущенной головой,
как делают мужчины на похоронах.
6 августа 2002 года военные забрали 25-летнего Магомеда -
будто бы проверка паспорта. Хотя таких проверок каждый, живший
в селе, прошел сотни за войну, и паспорта превратились в труху
из-за этих проверок. Вечером того дня военные, человек двадцать,
вернулись в дом Алиевых.
- Я стал просить: "Отдайте сына", - рассказывает
Малик. - А они: "Старик, сколько твоему сыну?".
Я ответил: "Двадцать пять". А они: "Значит,
твоего сына расстреляют". Я: "Но за что?".
Они: "У нас такой приказ - всех "ваших" от
двадцати пяти расстреливать. Чтобы к боевикам не уходили".
Вот и расстреляли в тот же день.
7 августа военные отдали тело Магомеда главе администрации
Центороя Рахману Манаеву. Свидетельство о смерти написать
запретили. А когда Малик стал кричать им что-то в горе - и
вовсе объявили, что это "не они".
Джалавди Мударов, тоже теперь беженец из Центороя в Новый
Центорой, а ранее "зачищенный", несколько часов
просидел в одном автозаке с Магомедом - так что это именно
"они". В этот автозак, на окраину селения Баз-Гордали,
военные свозили всех "зачищенных", будто в свой
штаб. Потом Магомеда куда-то вывели, и позже Джалавди видел
из окошка, как его труп лежал рядом с автозаком. Сам же Джалавди
спасся чудом, и отлично это понимает. Поэтому о том, как и
кто его пытал, молчит.
- После того как мы его вытащили оттуда, - рассказывают старики,
- месяц лежал пластом. Пять ребер сломаны, кровью долго плевал.
Ожоги везде: на ногах, у сердца, под ушами. Туда провода подсоединяли,
чтобы пытать током. Вторая война идет долго, и мы знаем, что
это пятна от электропытки. "Ваши" совсем как шакалы
стали: просятся на ночь - им холодно, мы это понимаем и пускаем,
а днем потом они же приходят и "зачищают"... Жалко
Россию, приехали нас убивать и у нас же кормятся. Пока "ваши"
не уйдут совсем, нам возвращаться и восстанавливать село нельзя.
В начале войны никто из нас этого не требовал. Теперь мы говорим:
"Уходите совсем".
Это было последнее слово бездомных центороевских стариков.
В их селе сейчас остались только три человека, сказавших просто:
"Убейте на месте, но не двинемся". Это инвалид,
лежачий больной, его жена, которая ухаживает за ним, и еще
один парень, который решил сторожить свой трактор.
Вторая чеченская война стала для Центороя приговором. Если,
когда шла первая, здесь было около 300 дворов, то есть жило
большое горное село. В начале второй еще оставалось 138 семей.
Поздней осенью 2002 года насчитывалось 30. Теперь - три человека.
- А где же все остальные, кроме вас, сейчас?
- Большинство, конечно, здесь, мы перевезли в Новый Центорой,
- отвечает Лом-Али Кудусов, сын Алавди. - Дали кров, пищу.
Но наши старики все равно не понимают, почему они не имеют
права доживать у себя дома.
- Это вторая депортация, - говорит Алавди и вытирает слезы.
И нет аргументов, чтобы его успокоить.
Остается добавить, что судьба ножай-юртовского Центороя -
типична для сегодняшней Чечни. Горные села опустели. Особенно
в Веденском, Итум-Калинском и Ножай-Юртовском районах. Только
в последнем под натиском военных, создающих тут по своему
усмотрению мертвую зону, вымерли селения Белгатой, Курчали,
Шуани, Гардали, Гансолчу. Сохранены же фактически только те,
где постоянно стоят войска, - Энгеной, Беной, Дарго.
Контртеррористическая операция обернулась для многих жителей
горной части Чечни бесправным беженством без конца: выгнав
из домов, власть не берет на себя даже малейшей толики заботы.
Ни "гуманитарки", ни мест в пунктах временного размещения
им не предлагается.
Попытка выяснить точку зрения на эту геополитическую катастрофу,
например, у главы Ножай-Юртовского района Иситы Гайербековой
не приводит к успеху. Она не хочет ничего объяснять по существу,
уверяя, что "это не бегство, а обычное дело - старики
уехали к своим детям на зиму"...
И это тоже типично - так называемая новая чеченская (или кадыровская)
власть живет своей жизнью, а народ - своей. Более того, главы
районов, выселяемых военными, не спешат трубить "SOS"
еще и потому, что политически им это совершенно невыгодно.
Во-первых, могут потерять работу, когда поднимется публичный
шум, что они - главы без людей, при постоянно сокращающемся
населении. Во-вторых, "гуманитарку" сразу же сократят.
Таким образом, в Чечне продолжается все то же, что и было.
Есть контртеррористическая операция для официального употребления
- она ладно скроена и вся на благо человека: ремонтируют школы,
фонари осветили улицы, газ пришел в горные села, а Кадыров,
судя по телекартинке, печется о правах граждан не покладая
рук и готов защищать их прямо-таки с оружием в руках.
А за спиной такой "контртеррористической операции"
мыкает горе другая - война как она есть, для ежедневного пользования
живущих в ней людей, с непрекращающимися ни на сутки похищениями,
пытками, внесудебными казнями, новыми потоками беженцев, число
которых не становится меньше от того, что про них не передают
по радио.
Эти миры и реальности не соприкасаются в Чечне никогда.
Анна Политковская, Новая Газета, № 7, 30.01.03
г.
|