Джихад
в исламе и его исторические и современные аспекты
Исходя из положения, создавшегося в современном мире, вновь
актуальными становятся многие вопросы, которые в свое время
неверно были осмыслены западным миром, и результатом этого,
в определенной степени, могут быть современные политические,
культурные и даже экономические проблемы. Ошибки, допущенные
при рассмотрении теологических вопросов, не раз становились
причиной обострения интеррелигиозных проблем, не говоря уже
о провоцировании напряжения в отношениях между религиями и
разжигания непонимания, недоверия и вражды между представителями
разных религий. Когда дело касается таких проблем, неверная
оценка, рассмотрение под неверным углом зрения которых может
привести к разрушительным результатам, необходимо проявлять
особую осторожность. К числу таких проблем относятся учения
ислама о "джихаде" и "газавате", которые
европейцы, точнее, христианский Запад осмысливают как священную
войну мусульман, что существенно противоречит классическому
пониманию "джихада" в Коране.
Рукая Масуд в своем исследовании "Ислам" справедливо
замечает, что "джихад – значительнейшая, концептуальная
часть ислама, и, по существу, считается шестым устоем веры,
хотя, среди всех других аспектов ислама чаще всего именно
джихад бывает интерпретирован неверно. Большинство немусульман
считает, что джихад, в первую очередь, означает боевые действия,
единственной целью которых является насильственное обращение
в ислам других народов, но такое понимание в корне противоречит
принципам ислама, в основе которых лежит защита личностных
свобод".
В данном вопросе я полностью согласен с Рукаией Масудом и
не считаю, что его оценка необъективна или завышена.
Начнем сначала и постараемся выяснить, что означает термин
"джихад" в Коране. Известно, что арабский язык принадлежит
к семитской семье языков, для которой характерно внутренняя
флексия, т.е. явление, когда грамматические категории производятся
заменой коренных гласных. Корень обладает одним или несколькими
устойчивыми значениями, а при словообразовании языковедческая
оппозиция создается гласным звуком. Термин "джихад"
является производным от корня "джхд" (jhd), из которого
получается правильный глагол, содержащий три согласных звука
– "джахада", который означает быть приниженным,
усидчивым, "пытается что-то сделать", "усердно
сделать что-то". Кроме этого, глагол может иметь инфинитив
(масдат) "джахди" или "джихад" и, соответственно,
он примет значение "прилежно пытаться что-то делать".
Указанная основа в Коране, в основном, употребляется в такой
устойчивой синтагме, как "Джахдала сабили Аллах",
означающей прилежание на путях Аллаха (или ради Аллаха). Это
относительно грамматического, языковедческого значения термина.
В теологии же "джихад" осмысливается как "ат
тука" – основа богобоязни. Богобоязнь не существует без
"джихд" или прилежания на пути Господа, и, исходя
из этого, "джахди" является материальным, образным
проявлением "ат-тука", т.е. того, чтобы богобоязнь
не стала просто метафорой.
В этом смысле "джихад" исключает противоречие с
другими людьми, тем более с последователями другой религии
и он осмысливается как забота каждого человека о росте степени
личной ответственности с целью избежать гиену огненную ада.
Поэтому, утверждение мусульманских теологов о том, что истинный
мусульманский джихад всегда упорно настаивает на том, что
убийство именем религии – опасная ошибка и преследование именем
религии недопустимо, кажется справедливым. Ни в коем случае
нельзя заставить людей верить в то, верить во что они не желают,
и манипулировать их религиозными чувствами.
Людей, не знающих ислам, может удивить сказанное нами. К сожалению,
по сегодняшний день для западного христианского мира ислам
– агрессивная религия, которая призывает своих последователей
уничтожать следующих другим религиям. Такую точку зрения выработала
неполноценное, тенденциозное осмысление ислама европейцами,
которое изредка встречалось в последние два столетия в европейской
ориенталистике, делающей первые шаги, что в последствии было
использовано западным империализмом в качестве идеологического
обоснования своих целей. Ученые или просто заинтересованные
люди, которые считают, что ислам – агрессивная религия, акцентируют
внимание на те стихи (айи) Корана, в которых, в той или иной
форме приведен призыв к борьбе с безверием и неверными. Таких
стихов в Коране, действительно, не мало, и, естественно, при
первом, поверхностном ознакомлении они вызывают некоторое
отторжение и недоверие. Хотя при этом обязательно нужно принять
во внимание несколько довольно значительных моментов, которые
мы ниже разберем подробно.
Коран, как это вообще характерно для подобных текстов, объединяет
в себе два плана: исторический, в котором учтены реалии того
времени в тех краях, в которых был ниспослан текст и даны
директивы, соответствующие существующей реальности, и второй,
имеющий вечное значение план, когда слушателем предполагается
вечность и текст уже не ограничивается историко-географическими
реалиями. Если это священное писание будем читать без предубеждения,
беспристрастно можно безболезненно разграничить эти два плана.
Раз разговор пошел об историческом плане, вспомним в каких
условиях проходила деятельность пророка Мухаммеда, и кто были
те люди, среди которых ему было поручено проповедовать монотеистическую
веру.
Кочевники-бедуины, проживающие на Арабском полуострове, издавна
вели изолированную жизнь. Это было традиционное общество,
которое любое новшество встречало с нескрываемой агрессией
и предпочитало неуклонно следовать испытанному в веках образу
жизни, отклонение от которого считалось непростительным грехом,
и таких грешников, если они появлялись, ожидал трагический
конец. Между прочим, одной из составных частей этого образа
жизни было поклонение богам традиционного пантеона, богам
предков, которое одинаково требовалось от любого члена общества
бедуинов.
Исходя из этого не трудно понять, в каких тяжелых условиях
приходилось проповедовать пророку Мухаммеду, передавать народу
наказы Господа, тому народу, который встретил идею монотеизма
совершенно неподготовленным и противопоставил ей свой языческий
пантеон. Естественно, что агрессия, вызванная в народе тем,
что проповедовал пророк, выражалась отнюдь не только в безобидных
теологических спорах; происходили серьезные, часто кровопролитные
столкновения, которые, как известно, завершились изгнанием
пророка из родного города Мекки и его переселением вместе
с немногочисленной группой последователей в город Ясриб, который
впоследствии был назван "Мадинат ан-Наби" (сокращенно
Маддин) – городом пророка. Естественно, что отмеченные обстоятельства
находили определенное отражение в тексте Откровения. Тем самым
Господь оказывал поддержку Мухаммеду и утверждал его в справедливости
своей деятельности.
В Коране читаем: "Пусть же сражаются на пути Аллаха те,
которые покупают за ближайшую жизнь будущую! И если кто сражается
на пути Аллаха и будет убит или победит, Мы дадим ему великую
награду.
И почему вы не сражаетесь на пути Аллаха и за слабых из мужчин
и женщин и детей, которые говорят: "Господи наш! Выведи
нас из этого селения, жители которого тираны, и дай нам от
Тебя покровителя и дай нам от Тебя помощника?"
Те, которые уверовали, сражаются на пути Аллаха, а те, которые
не веруют, сражаются на пути тагута. Сражайтесь же с друзьями
сатаны: ведь козни сатаны слабы!" (Сура IV, айа 76-78).
Для того, чтобы правильно толковать вышеприведенные стихи,
обратим внимание на несколько очень значительных обстоятельств.
Нужно отметить, что в них борьба, сражение передается глаголом
"катала", точнее, третьей темой этого глагола, которая
в арабском имеет значение взаимоотношения. Во всяком случае,
в них нигде не встречается корень "jhd", о котором
говорилось выше. К тому же, даже из приведенного отрывка совершенно
ясно, что в данном случае Мухаммед противостоит своим противникам
и призывает своих последователей к борьбе с ними. Хотя и здесь
обязательно нужно учесть, что инициатива борьбы не идет от
верующих, первых мусульман, последователей Мухаммеда. Коран
сообщает: "И если они нарушают свои клятвы после договора
и поносили вашу религию, то сражайтесь с имамами неверия,
– ведь нет клятв для них, – может быть они удержатся (от преступлений)!
Разве вы не станете сражаться с людьми, которые нарушали свои
клятвы и думали об изгнании посланника? Они начали с вами
первый раз. Разве вы боитесь их? Ведь Аллаха следует больше
бояться, если вы верующие". (Сура IХ, айа 12-13).
Тут же нужно отметить, как Коран относится к вопросу личной
ответственности. Даже в отношении самого пророка Мухаммеда,
неоднократно отмечается, что ему велено передать народу послание
Аллаха. А после этого он не ответственен за их грехи или за
то, будут они веровать или нет. Аналогичное положение существует
в случае начала вражды. Мусульманин, т.е. человек, покорный
Господу, обязан доброжелательно относиться ко всем людям и
убеждать противостоящую сторону в преимуществе своей веры
собственной благожелательностью и достоинством, быть миротворцем,
поскольку само слово "ислам" происходит от корня
"саям", означающего покорность миру. Форма приветствия
у арабов "ас салам алайкум" – "мир вам".
В Коране сказано: "Не равни доброе и злое. Отклоняй же
тем, что лучше, и вот-вот, с которым у тебя вражда, точно
он горячий друг". (41:34).
Если дело дойдет до борьбы с неверными, то для прояснения
смысла этого призыва необходимо уточнить несколько очень значительных
обстоятельств. Известно, что язык текстов Откровения никогда
не является однозначным. В нем можно увидеть несколько слоев,
которые должны быть осмыслены и изучены комплексно, без чего
не сможем избежать недоразумений и просто можем делать совершенно
противоположное тому, к чему призывал тот или иной отрывок.
Поэтому, когда речь идет о борьбе с безверием или неверными,
предварительно необходимо уточнить, что представляет собой
безверие и кого можно назвать неверными. Согласно поверхностному
взгляду немусульман, в Коране термин "неверные"
подразумевает всех тех людей, кто не следует учению ислама
и исповедует другую религию. Свое отношение к этому могу выразить
одной цитатой из Корана: "Как ничтожно, как они осуждают!"
Дело в том, что согласно Корана, термины "вера"
и, соответственно, "безверие" (как антипод первого)
имеют абсолютное значение. Вера подразумевает веру в существование
единого, неделимого Бога, его признание, а безверие – категорическое
отрицание всего этого. Поэтому люди, признавшие сверхестественную
силу и дух, не могут считаться безверными. Естественно, что
здесь речь уже не идет об иудаизме и христианстве, которые
ислам не считает не только безверием, но, наоборот, считает
их в некотором смысле основой собственной теологической традиции.
Коран называет иудеев и христиан "ахлил китаб" –
людьми, обладающими святым писанием, которым, однако, предъявляет
ряд претензий (лишь теологического плана, например, то, что
они неверно осмыслили и исковеркали или изменили слово Господне),
но их веру не подвергает сомнению. Наоборот, несколько раз
подчеркнуто, что верующие всех религий в Судный день будут
судимы по его вере и благодати, и что они лучше тех мусульман,
которые на словах признают ислам, на деле же делают противоположное
его требованиям. Таких мусульман, Коран называет "мунафик"
– лицемерами и по отношению к ним придерживается непримиримой
позиции. Нужно отметить, что в этом смысле часто вызывает
недоразумение еще один термин "мушрик", обозначающий
определенную группу людей – "мушриков", которые
единому неделимому богу создают равного, т.е. идола, которого
признают наравне с истинным Богом. Поэтому при переводе этот
термин передают как "язычество", "многобожие",
"идолопоклонничество". Такое осмысление этого термина
садится как раз в рамки отмеченного выше исторического плана.
Хотя в мусульманской теологии последующих времен и, соответственно,
в европейской ориенталистике высказано соображение, что в
указанном термине подразумеваются христиане, так как кроме
единого, неделимого Бога они рассматривают еще две ипостаси
– Сына Божьего и Святой Дух. С первого взгляда такая точка
зрения кажется убедительной, тем более, что по отношению к
христианам он употребляется в форме глагола с несколькими
лицами "ашрака" или "приравняли что-то к Богу",
но как совместить это с явным расположением, с которым в Коране
упоминаются последователи христианства? В Коране можно даже
прочесть: "Самыми близкими для тебя людьми по вере являются
те, которые говорят, что являются последователями назаретянина,
потому что у них есть монахи и пастыри и они не являются лицемерами".
Во всяком случае, если будем исходить из общей стилистики
Корана, то нельзя понимать абсолютный термин "мушрак"
как относящийся к христианству. Личная форма глагола "ашрака",
о которой говорилось выше, нужно в большей степени понимать
как метафору, указывает на определенную типологическую связь
христианского символа веры с "шираком" или "многобожием".
Безверие в Коране различается по степеням. О лицемерии мы
уже говорили выше. Его самой неприемлемой формой считается
несправедливость – "зулли" – неподчинение людей
Божьим законам и Аллаху. Исходя из этого, "зулли"
– отрицание того значительнейшего признака Божьего порядка,
который регулирует правила, на которых основано общество.
Каждый человек призван бороться с ним. Борьба же с тиранией
должна быть абсолютно непримиримой. Именно это является основой
джихада. В общем, ислам не приветствует войну. Ни один истинный
последователь ислама не пожелает войны и не будет ее рассматривать
как мудрое, богоугодное дело, тем более, если целью войны
будет завоевание земли, богатства. Когда происходит это, то
мы имеем дело уже с "зулли", с тиранией, мусульмане
же уверены, что там, где властвует "зулли" или тиран,
теряется ощущение безопасности и мира даже в мирное время,
так как ограничивается свобода человека, он испытывает унижение
и угнетение. Один из крупнейших теологов и мухаддис Бухари
приводит слова пророка: "Кто идет на помощь угнетателя,
зная, что тот угнетатель, тот покидает истинный путь ислама".
Исходя из этого, становится ясно, что не всякую битву можно
считать джихадом и не всех мусульманских "боевиков",
взявшихся за оружие, можно считать муджахидом. Джихад объявляется
лишь в том случае, когда необходимо защитить веру, а не для
того, чтобы именем Бога завладеть чужим имуществом. Он объявляется,
когда наступит время освобождения от тирании, когда появится
духовный лидер, целью которого будет восстановление справедливости.
Он продолжается до тех пор, пока противник не сложит оружие,
а при боевых действиях категорически запрещается притеснение
женщин, детей и пожилых, уничтожение живой природы – растений,
животных.
Джихад не подразумевает агрессивных, амбициозных сражений,
приграничных столкновений, вражду между народами или кланами,
всякое присвоение чужого имущества, борьбу с целью насильственного
обращения людей в ислам.
При этом необходимо отметить, что джихад может быть объявлен
общепризнанным религиозным деятелем, находящимся в здравом
уме, который свободен от личных амбиций и притязаний.
Исходя из этого, я считаю, что совершенно очевидно сколь глубокое
значение имеет учение о джихаде и как важно оно для всех людей,
несмотря на их религиозную принадлежность, так как каждый
человек должен выиграть на этом свете свой джихад против несправедливости
любого вида. Выше мы говорили о вере и безверии. Наши рассуждения
по этому поводу, видимо, не будут полными, если не приведем
еще один очень значительный стих Корана. Аллах говорит Мухаммеду:
"Разве мы должны оценивать людей как верующих или неверующих,
в то время как перед Аллахом все равны и он любит каждого
человека". Когда мы говорили о многоплановости языка
Откровения, конечно, мы подразумевали и подобные случаи. Господь
предлагает человеку несколько альтернатив, а далее зависит
от человека, что он выберет. Выбор же – тема для особого разговора.
Хотя, исторически именно из-за неверного выбора сущность "джихада"
была истолкована ложно, и он был реализован именно в виде,
противоположном его сущности.
Гиоргий Лобжанидзе, теолог,
Тбилиси, Республика Грузия,
«Кавказский акцент», №22, 15.11.02 г.
|