А.Закаев: Неотвратимость возмездия защищает от преступлений
CHECHENPRESS. Отдел публикаций и СМИ. 08.07.08 г.
Премьер-министр ЧРИ Ахмед Закаев дал по телефону интервью северокавказской службе Радио Свобода (Радио «Маршо») в программе, посвященной преступлениям против человечества и военным преступлениям, совершенным на территории Чечни.
Аслан Аюбов (Радио «Маршо»): После Второй мировой войны на территории Европы не было более кровопролитной и разрушительной войны, чем война в Чечне… Ахмед Закаев, Премьер-министр правительства Ичкерии, говорит, что уничтожение столицы Чечни – преступление, которое нельзя оставлять без возмездия и напоминает о других подобных преступлениях, совершенных в Чечне.
Ахмед Закаев: Беспрецедентное разрушение города Грозного, массовое убийство жителей города – это преступление, подпадающее под определение преступлений против человечества. Это то, что уже признано во всем мире и принято как неоспоримый факт
Преступление, совершенное в Самашках, получившее известность во всем мире, квалифицировано юристами, политиками и правозащитными организациями как преступление против человечества. Далее, после начала второй войны, ставшее известным всему миру преступление, совершенное в Алдах, тоже относится к преступлениям против человечества.
Сюда же можно добавить совершенное в Комсомольском, Гойском, Бамуте, селах, разрушенных до основания ударами из тяжелого оружия, несмотря на то, что там находились жители. В этом ряду и умышленные обстрелы из тяжелого вооружения и убийства жителей столицы, пытавшихся выйти из города по дорогам, объявленным оккупантами «коридорами для эвакуации». Массовое убийство людей на дороге в Толстой-Юрт, после объявления этой дороги коридором для выхода мирных жителей. Все эти злодеяния квалифицируются как преступления против человечества.
Эти и другие преступления, в том числе нарушение некоторых военных конвенций, непропорциональное применение силы, умышленное разрушение инфраструктуры – подпадают под определение геноцида и преступлений против человечества.
Кроме того, сотни и тысячи убитых и пропавших без вести людей, включая пропавших без вести после задержания и увода оккупантами – эти дела, которые насчитываются тысячами, они тоже относятся к преступлениям против человечества.
Аслан Аюбов: Проживающий в Лондене Ахмед Закаев сказал нам, что уже собраны материалы для отдельной книги, которую планируется опубликовать в будущем году на нескольких европейских языках.
Ахмед Закаев: У нас собрано много материалов по этой теме. И сегодня здесь, за рубежом, ведется обширная работа по подготовке к публикации книги на английском и на некоторых других европейских языках. Наши люди над этим работают и, в любом случае, в будущем году эта работа будет завершена, и эти книги будут выпущены. Заверяю, что к тому времени в некоторых странах уже будут заведены дела и начато судебное преследование этих людей [российских преступников – примеч. ЧП].
Аслан Аюбов : Закаев Ахмед поддерживает и считает полезными обращения граждан в Страсбургский суд для установления справедливости и защиты своих прав. Более того, чеченцы, получившие убежище на Западе, получают возможность обращаться и в суды своих государств, говорит Закаев.
Ахмед Закаев: Европейский суд по правам человека признается Россией. Несмотря на то, что решения Страсбургского суда по искам наших граждан формально сводятся только к материальной компенсации, их значение велико и на этом не заканчивается. Решения данного суда – важный шаг и часть процесса по формированию защищенности людей от подобных преступлений. Следующий этап: сейчас идет процесс, когда люди, покинувшие Чечню из-за военной агрессии России, становятся гражданами стран своего проживания. Став гражданами, получив паспорта, у них появляется право начать, опираясь на законы своей страны, судебное преследование и привлечь к ответственности виновных, находящихся на территории России.
Аслан Аюбов: Россия не в первый раз приносит в Чечню войну. Российско-чеченские отношения никогда не были простыми. Много крови пролилось на чеченской земле. Я спросил Ахмеда Закаева, что нужно сделать, чтобы прекратить это кровопролитие в будущем.
Ахмед Закаев: До сих пор, никогда за период 400-летнего противостояния, о котором ты упомянул, ни на каком этапе не было спрошено за преступления, совершенные против нашей страны и народа. Более того, совершаемые против нас агрессии и преступления для них [русских – примеч. ЧП] являются почвой, на которой рождается их военно-политическое руководство, вырастают их политики и их генералитет – если говорить о военной стороне – эти агрессии сплетены с их экономикой. Если один раз спросить с виновных в преступлениях, один раз наказать их, тогда это послужит примером для всех, оказывающихся у власти в России. Это один путь.
Второй путь: кто бы ни считал и не говорил, что сегодняшняя борьба нашего народа и его жертвы напрасны, и от них нет пользы людям и стране, это не так. В историческом измерении, несмотря на весь свой трагизм, война вывела чеченский народ на тот уровень сознания, что он сам может определять свои судьбы и свое будущее. Мы заплатили за это и продолжаем платить страшную цену, но сегодня у нас есть возможность не дать забыть совершенные против нас преступления, и привлечь к ответственности виновных в этих преступлениях.
(Перевод с чеченского языка. аудио)
|