Политика приобретает человеческое лицо

Много уже говорилось, что с 24 февраля мир уже не тот, мы изменились, человечество изменилось. Хотелось бы и мне немного высказаться на эту тему.

Все мы не раз слышали, что политика — грязное дело. И что политики — бесчеловечные, жестокие люди, которые видят только свою выгоду, а на страдания людей, даже целых народов, не особо реагируют. Не думаю, что они в этом отличаются от остальных. Все мы ищем свою выгоду, кто коммерческую, кто политическую, кто моральную. Сильно мы интересуемся, когда соседу плохо? Когда муж бьет жену или отец детей? Да даже если мы узнали о явном нарушении закона, как то драка, воровство, взяточничество? Мы считаем западло заявить об этом в правоохранительные органы. А уж если с этого имеем какую-то выгоду...

Может, в вопросах войны и геноцида существуют какие-то другие моральные ценности? Со стороны очень многих, даже своих соотечественников и единомышленников, я слышал и читал, что мир пришел к логическому и заслуженному наказанию за то, что не отреагировал в свое время на трагедию чеченского народа. Возможно. Не буду спорить с этим. Но опять-таки мы тоже не уникальны даже с этой проблемой. Мы ведь тоже не очень заморачивались, когда хуту убивали тутси в Руанде, когда Пакистан массово уничтожал людей в Бангладеше, да мало ли...? Почему мы имеем право молчать во время резни в Дарфуре, но требуем особого внимания к своей трагедии? Можно на эти и многие другие примеры приводить множество доводов и спорить, но общий принцип мы видим: не очень переживаем, пока нас конкретно не коснется трагедия.

Но все-таки мир не молчал. И в первую войну между Россией и Чечней, и во вторую люди в разных странах проявляли солидарность с нашим народом, протестовали, митинговали, писали статьи, книги, даже приезжали на Кавказ с намерением защищать чеченцев от агрессора. После многих таких фактов у меня не поворачивается язык обвинять Запад в равнодушном наблюдении за нашей трагедией. Вспомните письмо европейских интеллектуалов, деятелей культуры с требованием к Путину немедленно прекратить войну в Чечне. Я видел на митинге в центре Парижа на площади Трокадеро в 2004 году выступление великого французского актера Мишеля Пикколи с гневной речью о жертвах фильтрационных лагерей. Хотелось бы напомнить, как в 2000 году Россию лишали права голоса в ПАСЕ именно за войну в Чечне.

Конечно, всего этого было недостаточно, даже это был мизер.

Но что мы наблюдаем в настоящее время? Практически весь мир, во всяком случае весь цивилизованный мир, встал на сторону жертвы агрессии. Все авторитетные международные организации осудили нападение России на соседнее государство. Подавляющее большинство стран мира помогают Украине. Возможно, не столь активно и сильно, как следовало бы, но помогают, кто как может и как считает нужным. И правительства этих стран находят удивительное единодушие со своими жителями. И это не может не радовать. И мне не важны причины такой реакции.

Что это означает? А это значит, что политика отложила на задний план экономическую или какую-то другую выгоду, а на первое место выдвинула другие приоритеты, понятные каждому нормальному человеку. Политика стала приобретать человеческое лицо. За это, пожалуй, можно благодарить, как это ни странно, человека, олицетворяющего абсолютное зло — Владимира Путина. В действиях государственных деятелей стала преобладать элементарная мораль. Ибо любому здравомыслящему человеку и гражданину понятно, что одобрение или хоть какое-то оправдание действий убийцы-маньяка просто аморально, не говоря уже о незаконности. И такой аморальный человек не может, например, руководить Мюнхенским филармоническим оркестром или петь в итальянском театре La Scala.

Поэтому уважающие себя политики дистанцируются от сумасшедшего ядерного шантажиста. Даже те, кто до этого старался держаться России в экономических и политических приоритетах. Поэтому люди, начиная от президентов и заканчивая самыми простыми гражданами, проявляют самое человеческое сочувствие беженцам из Украины. Это не говоря уже о представителях тех народов, которые сами уже подверглись страшной агрессии со стороны Кремля: грузинов, чеченцев и других...

П.С. Особенно хотелось бы с благодарностью отметить реакцию своих русских друзей, проживающих и в России, и за ее пределами, на политику Путина. В первые же минуты после заявления президента РФ о начале военной спецоперации на Украине я увидел в соцсетях их слова: Как стыдно!

Стыдно должно быть всем, кто молчит, независимо от происхождения. Ну, а тем, кто одобряет, это слово, скорее всего, неведомо.

Идиев З.