Итоговые размышления русского демократа Европы о чеченцах и Алексее Навальном

Почему лично я взялся проводить Чеченский День? Я отвечаю этак исподволь, издалека на этот вопрос: видать что-то меня тронуло, зацепило в книгах, написанных русскими о Чечне..Есть, например, такой автор Рунов Валентин Александрович, он написал научно-популярную книгу в серии Локальные Войны России «Испытание Чеченской Войной». Там много военной терминологии, автор - профессиональный военный. Там есть глава : Боевое применение артиллерии. А есть глава: Применение авиации. Напомню, что в результате этих «искусных» действий российских военных по усмирению Чечни только несовершеннолетних погибло около 30000 человек. Чеченские беженцы, которых в Европе не менее 200000 человек, убежали именно от этого..Так вот что меня тронуло: автор пишет с возмущением, что входившие в Чечню колонны бронетехники никак не могли соблюдать установленные командованием сроки и вовремя выйти на огневые рубежи - им препятствовали мирные жители. Автор возмущается, что «военным не давали работать какие то тетки, и бабки с детьми, ложившиеся под колёса».. Автор не стыдится за замысел военного руководства России убить с применением артиллерии и авиации в мирное время, как можно больше людей, своих людей, которых они считают россиянами, но взбунтовавшимися россиянами. Автор возмущается самоотверженными действиями безоружных мирных жителей, посмевших мешать проезду вооруженных до зубов русских солдат. Вот эта звериная логика, когда военных России их политическое руководство превращает в профессиональных убийц, без стыда и совести, эта логика многое объясняет и в действиях России в Сирии, и в Украине. И мы, русскоязычные европейцы, русскоязычные жители Германии, читая такие «научно-популярные книги» изданные в 2018 году, рассчитанные на широкий круг лучше многих европейцев понимаем, что путинскую Россию надо не просто опасаться, а изо всех сил останавливать. Вот так же бесстрашно, иногда даже самоотверженно, как это делали в чеченскую войну мирные жители Чечни , ложась на дорогу перед танками. Именно для этого мы и делали Чеченский День, чтобы напомнить , чтобы все нас услышали. И огромное спасибо устроителю Лагеря Демократии Дмитрию Баграшу, который предоставил нам для Чеченского дня свою бесстрашную, креативную и самоотверженную площадку - обладающую не только шикарными декорациями - Бранденбургские Ворота и Рейхстаг в прямой видимости, но и шикарно размещённую в дигитальном пространстве . YouTube канал Unkremlin, передаёт в режиме стрим все мероприятия Лагеря Демократии, и благодаря владению современными технологиями Чеченский День теперь полностью записан и висит в Youtube, доступен для просмотра всеми желающими.

Почему удалось провести небывалый по широте охвата, по репрезентативности Чеченский День? Как так получилось, что в одном месте встретились: Креативность,
Технологичность,
Реализуемость,
Мужественность,
Самоотверженность?
Непосредственные Организаторы Чеченского Дня - 4 мужчин - я сейчас прикинул - вместе у нас 16 человек детей - просто хотя бы из-за многодетности привыкли брать на себя повышенную ответственность.
Когда мы сделали это - Русскоязычные еврейские и чеченские беженцы сидели за одним ночным ( Рамадан) столом в Берлине, травили анекдоты и вспоминали, как в лучших институтах России им было показано на дверь. Как евреям , так и чеченцам было указано на их «нежелательность» в институтах, готовивших кадры для советской «элиты». Пришлось стать элитой несоветской.)
Наши недруги и сейчас старательно пытаются вбить клинья между нами - специальные люди из России указывают на беларусский ТГ- канал Nexta как на пример пропаганды, аналогичный RT. И если промолчать - типа, мы же чеченцы, или мы - евреи, нас это не касается - завтра те же люди сравнят Nexta уже с геббельсовской пропагандой и промолчать - оказывается стать на их сторону.
Во время Чеченского Дня нам здорово помогали наши ребята - волонтеры Лагеря Демократии из Украины, и Беларуси. Именно, пример Беларуси и технологичности их протеста, роли беларусской диаспоры в протесте, точное артикулирование целей, понятных для мирового гражданского общества, присоединение культурной и технологической элиты Беларуси к протесту, отсутствие агрессии и призывов к ней в публичном пространстве - разбудил саму возможность солидарности таких разных и раньше недружных общин, как чеченская и русскоязычная. Ещё в прошлом году нельзя себе было представить, чтобы чеченцы могли солидаризироваться с лозунгами Навального. С украинцами, желавшими всех напастей на голову Путина и России-агрессора - да, а вот с российской повесткой - нет.
И ещё - красиво пустить на сцену диаспору удалось пока только беларусам. Незабываемая разница - ноябрь месяц, и Тихановская, и Навальный в Берлине, но в то время, когда Тихановская явно встречается с активистами диаспоры на согласованном, всем известном месте встречи, Навального тайно везут к трапу самолета, чтобы никто не опознал его - ни свои, ни враги.
Что нас ожидает в будущем? Согласна ли Германия стать частью европейского «Ноевого Ковчега» для выдавливаемых из своих стран-диктатур беларусских и российских активистов – демократов? Десятки тысяч беларусов уже получили польские гуманитарные визы. Будет здорово, если Германия также подключится к этому процессу построения европейского «Ноевого Ковчега» для оппозиционеров-демократов из сатанеющих диктатур и Беларуси, и России. И тогда, возможно, мы сможем заодно помочь хоть какому-то числу беженцев, чеченцев-демократов, уже живущих в Германии и давно ожидающих хоть какого определенного статуса. Им ведь точно некуда возвращаться. Ну уж не в современную Чечню так точно.
Почему не получается толком активизировать диаспору у россиян? Удивительно, но российские оппозиционеры демократы не спешат опереться на свою на русскоязычную диаспору на западе, взаимодействие лидеров российской оппозиции с поддерживающей их диаспорой минимально. Приведу пример из театра, в театре правильно раскладывается ответственность: Даже самая маленькая роль все равно лежит в зоне ответственности режиссёра за цельность единого замысла, за артикулирование целей. От лидеров, от «режиссеров протеста» всеми участвующими ожидается артикулирование целей, синхронизация действий . И если ее нет, если на участии диаспоры никто из лидеров не настаивает: значит - места на сцене ей нет. Значит надо быть частью Европейского гражданского общества, к которому во-первых относятся русскоязычные европейцы и беженцы, чеченцы-демократы, живущие в Европе. Есть ли будущее у чеченского гражданского общества на территории Европы? Да, но только как у здоровой части европейского гражданского общества. Есть ли будущее у российского гражданского общества за пределами России? Да, но только как у здоровой части европейского гражданского общества тоже! Особенности чеченцев в том, что по традиции артикулирование целей, виденье цельного замысла - (ответственность режиссёров) за старшими, за старшим поколением. Но сейчас (особенно во время пандемии) огромное значение приобрело новое дигитальное пространство (мессенджеры, соц.сети), в котором у старшего поколения нет никакого опыта, нет традиции. И сразу же наметился конфликт между традиционным способом коллективного принятия важнейших решений и новыми технологиями. Блогеры стали более влиятельными, чем старейшины. И к этому надо привыкнуть. Именно в этот момент мы задумали и провели Чеченский День. На мой взгляд, это была попытка создать совместное пространство где смогли вместе работать и чеченцы, и россияне, и европейцы. Подчеркну, что каждый шаг нашего замысла и его реализации мы, русскоязычные европейцы (две немецкие общественные организации и одна бельгийская), согласовывали с нашими чеченскими партнерами из Совета Старейшин и Правительства ЧРИ в изгнании. Мы всячески хотели избежать уже привычного сценария, когда «говорят о чеченцах, но ...без самих чеченцев». Сейчас только что это случилось
на Берлинале 2021, где приз немецкой публики получил фильм о геях, убежавших из Чечни.
Ответ на мой вопрос, заданный в начале - все получилось потому, что нам удалось действовать сплоченно, плечом к плечу, как в бою. Это очень важный навык, отсутствующий в расслабленной, мирной Европе, и это то, чему можно постоянно учиться у чеченцев - готовности действовать сплоченно, как в бою.

Руководитель NGO Северогерманский Координационный  Совет  русскоязычных сограждан (NDKRUS e.V) (Гамбург) 

Владимир Папков

(https://www.bvre.de)