Материалы Конференции, посвященной 70-летию депортации чечено-ингушского народа в Центральную Азию

Конференция 19-94-2014 Просмотров: 9619

Материалы Конференции, посвященной 70-летию депортации Чеченского и Ингушского народов в Центральную Азию

Содержание материалов:

I.Постановление Кабинета Министров ЧРИ № 003 от 15.02.2014 – стр. 1;

II.Программа проведения Дня Скорби в Брюсселе, Бельгия, 22-23 февраля 2014 г. – стр. 2;

III.Доклад Председателя Кабинета Министров ЧРИ А.Закаева «”Покорить или истребить” – нет ни одного поколения чеченцев, которое за последние три столетия не испытало бы на себе эту неизменную российскую политику» – стр. 3;

IV. Доклад историка Х.Бакаева «Депортация: “потерянные” в дороге вайнахи» – стр. 10;

V.Доклад Президента  Международного интеграционного Фонда «Аренца»  Сайд-Мохьмада Хачукаева – стр. 15;

VI. ДокладЗаместителя главы МИД ЧРИ А.Саиевой «Выдавливание Чеченцев с исторической Родины вследствие продолжающейся российской агрессии против Чеченской Республики Ичкерия» – стр. 20;

VII.Обращение к парламентам стран мира - стр.24.

___________________________________________________________
Во имя Аллаха Милостивого, Милующего!

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

15.02.2014
№ 003

В ознаменование 70-летия депортации чеченцев и ингушей в Центральную Азию, явившуюся актом геноцида в отношении вайнахского народа, руководствуясь ст.78, 80, 81 Конституции ЧРИ, Кабинет Министров ЧРИ

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить предложенный Государственным Комитетом ЧРИ по геральдике и нумизматике проект памятного знака, посвященного 70-летию депортации вайнахов в Центральную Азию;

2. Председателю Государственного Комитета ЧРИ по геральдике и нумизматике С.Расулову обеспечить изготовление памятного знака по утвержденному Кабинетом Министров ЧРИ образцу;

3.Министру экономики и финансов Правительства ЧРИ M.Муртузалиеву изыскать средства для финансового обеспечения изготовления указанного памятного знака;

4.Контроль за исполнением данного Постановления возложить на Государственного Министра ЧРИ А.Артаханова.

5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Председатель Кабинета Министров ЧРИ                  
А.Закаев
___________________________________________________________________


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ СКОРБИ
БЕЛЬГИЯ, БРЮССЕЛЬ
21-23 февраля, 2014
ПРОГРАММА

1. Конференция "70-летие депортации вайнахов в Центральную Азию"
2.Учредительное заседание Национального Собрания (Вайнехан гулам)
3.Митинг, посвященный международному Дню Скорби (Мeхкaн тезет)
4.Поминальные мероприятия (сагIа даккхар)

                                                 Пятница, 21 февраля 2014

15.00-15.30 Регистрация делегатов Национального Собрания и гостей.
17.30-19.00 Предложения по работемероприятия и принятие заявок на выступление.

                                                 Суббота, 22 февраля 2014
10.00-12.30 Первая сессия

10.00-10.10 Открытие форума.Исполняется гимн Чеченского государства.
Приветственное слово заместителя главы МИД ЧРИАминат Саиевой.
Песню «Хаybаh» на слова Апти Бисултанова исполняетАдаман Бирлант.
10.10-10.20 Председатель КМ ЧРИ А.Закаев. Доклад - «"Покорить или истребить" – нет ни одного поколения чеченцев, которое за последние три столетия не испытало бы на себе эту неизменную российскую политику».
10.20-10.35 Историк Хасан Бакаев.Доклад - «Депортация: “потерянные” в дороге вайнахи».
10.50-11.05 Президент фонда «Аренца» С-М. Хачукаев. Доклад – «Положение чеченских беженцев, находящихся в эмиграции и проблемы сохранения национальной идентичности (языка, культуры и традиций) в условиях эмиграции».
10.35-10.50 заместитель главы МИД ЧРИ Аминат Саиева.Доклад – «Выдавливание Чеченцев с исторической Родины вследствие продолжающейся российской агрессии против ЧРИ».
11.05-11.20 Выступления
11.20-11.30 Перерыв для кофе

11.30-12.30 Дискуссия, обсуждение проекта Обращения к национальным парламентам независимых государств с ходатайством о признании депортации вайнахских народов (23.02.1944.) актом геноцида.

12.30-14.00Обед

14.00-16.30 Вторая сессия

14.00-14.10 Президент фонда «Аренца»  С-М.Хачукаев. О необходимости создания Координационного Совета Национального Собрания, действующего на постоянной основе, из числа представителей старшего поколения чеченцев.
14.10-14.20 Ахмад Докудаев.
14.20-14.30 Адрахман Ибрагимов.
14.30-14.40 Данилбек Асхабов.
14.40-15.10 Дискуссия, обсуждение и утверждение положения о Национальном Собрании (Вайнехангулам).

15.10-15.30. Перерыв для кофе

15.30-16.00 Выдвижение кандидатов в Координационный Совет Национального Собрания и голосование.
16.00-16.30 Избрание действующего руководства Координационного Совета
Свободная дискуссия по итогам сессии.
16.30-16.35 Закрытие форума.Исполняется гимн Чеченского государства.(До1а)

                                          Воскресенье, 23февраля 2014

11.00-13.00 Проведение митинга, посвященного «Дню Скорби» - 70-летия тотальной депортации Вайнахов с исторической родины 23 Февраля 1944 года.
15.00-20.00 Cаг1а даккхар.
Свободная дискуссия по итогам прошедших мероприятий.

Председатель инициативной группы
Шамсудди Сайд Мохьмад

__________________________________________________________________





Доклад Председателя Кабинета Министров ЧРИ Ахмеда Закаева




 

Дорогие соотечественники! Уважаемые друзья! Поводом для нашей встречи и проведения этих мероприятий послужили трагические события, произошедшие ровно 70 лет назад.

В разгар Второй мировой войны, 23 февраля 1944 г.по решению советского правительства весь вайнахский народ (чеченцы и ингуши) был депортирован в Центральную Азию. Депортация проводилась с применением самых варварских мер и поэтому в результате этой чудовищной акции от голода, холода, болезней и пуль карателей погибли сотни тысяч людей. Каждый вайнах и поныне воспринимает эту трагедию как свою личную боль, потому что нет в Чечне и Ингушетии семьи, которая не потеряла бы в эти годы своих родных и близких. Эта боль и понесенные вайнахским народом горестные потери никогда не станут для чеченцев и ингушей отвлеченной «историей».Никто и ничто не сможет стереть эту катастрофу из народной памяти. А две ожесточенные войны, пережитые чеченцами в наше время, а также продолжающаяся на Кавказе партизанская борьба и ответный террор российских карателей сплели прошлое и настоящее вайнахов в единый трагический клубок.

В российской историографии выселение народов Северного Кавказа называют «сталинской депортацией»; да и сами жертвы, не задумываясь над смыслом этих слов, тоже так обозначают эту акцию геноцида. А смысл этого определения заключается в том, чтобы внушить всему мировому сообществу и самим жертвам геноцида мысль о персональной ответственности Сталина, тем самым снимая ответственность с российского государства  за это преступление.

Однако ознакомление с историческими документами свидетельствует о том, что политика геноцида в отношении чеченцев является давней неизменной политикой Российского государства, какие бы социально-политические формы оно не приобретало. Так, проект демократической конституции, составленный одним из лидеров и главных идеологов русских декабристов Павлом Пестелем и утвержденный его соратниками в 1823 году, показывает, что идея депортации кавказских народов была вполне сформировавшейся доктриной российской государственной политики еще в начале XIX века. Вот что предлагали декабристы-либералы в проекте своей конституции отношении кавказцев, в том числе и чеченцев:

«Разделить все Кавказские народы на два разряда: мирные и буйные. Первых оставить в их жилищах и дать им российское правление и устройство, а вторых силой переселить во внутренность России, раздробив их малыми количествами по всем русским волостям, и завести в кавказской земле русские селения и сим русским перераздать земли, отнятые у прежних буйных жителей, дабы сим способом изгладить на Кавказе даже все признаки прежних его обитателей и обратить сей край в спокойную и благоустроенную область русскую».

Как мы видим, автором проекта депортации кавказских народов с последующим заселением «освободившихся» земель русскими колонистами являлся не кровавый диктатор Иосиф Сталин, а либерал и демократ Павел Пестель. Нужно отметить, что император Николай I, повесивший Павла Пестеля в числе пяти главных инициаторов декабристского восстания, в своем отношении к кавказцам был весьма близок к казненному им демократу. Об этом можно судить по знаменитому рескрипту, направленному Николаем I наместнику на Кавказе генералу Паскевичу:

«Кончив, таким образом, одно славное дело (войну с Турцией), предстоит вам другое, в моих глазах столь же славное, а в рассуждении прямых польз гораздо важнее – усмирение навсегда горских народов или истребление непокорных».

В ходе продолжавшейся 60 лет Кавказской войне XIXвека эта установка российского императора нашла почти полную свою реализацию: более половины чеченцев погибла в ходе войны, затем десятки тысяч вайнахов были вынуждены переселиться на Ближний Восток. Слово «почти» здесь уместно потому, что главной своей задачи на Кавказе – «усмирения навсегда горских народов» – завоевателям достичь не удалось: в Чечне одно за другим последовали ожесточенные крупномасштабные восстания против русских колонизаторов.

Объявив коммунистическую власть и тиранию Сталинa преступными, Россия в 1991 году продекларировала свою приверженность демократическим ценностям и правам человека, включая и право народов на самоопределение. Однако первая же война, которую начала новая демократическая Россия в 1994 году, была традиционно направлена против чеченского народа и преследовала цель подавить стремление чеченского народа к национальному освобождению. И помимо прямого уничтожения сотен тысяч чеченцев посредством бомбежек, ракетных и артиллерийских обстрелов и карательных акций, для правителей России снова актуальной стала депортация чеченского народа с его исторической родины. Об этом свидетельствует секретный приказ Павла Грачева, министра обороны РФ и руководителя группы министров России, ведомства которых были задействованы в наведении «конституционного порядка» в Чечне в декабре 1994 года. Этот приказ красноречиво свидетельствует о преемственности политики Российского государства по отношению к чеченцам:

«Т. т. Егорову Н. Д., Ерину В. Ф., Степашину С. В.
На основании секретного Указа Президента РФ «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики» ведется подготовка по вводу в Чеченскую Республику одной дивизии Внутренних Войск и двух дивизий Министерства Обороны.
В связи с ожидающимся массовым, но неорганизованным сопротивлением принято решение воспользоваться этим обстоятельством и осуществить МАССОВУЮ ДЕПОРТАЦИЮ местного населения под видом его организованного вывода из зоны боевых действий в другие районы Российской Федерации, которые будут определены особо…
Министр Обороны Российской Федерации
и Руководитель ГРУППЫ генерал армии
ГРАЧЕВ П. С.»

В России менялись цари, генсеки и президенты, менялось политическое устройство; монархия сменилась большевизмом, на смену последнему пришла демократия, однако главная установка России в отношении чеченцев – «покорить или истребить» – не менялась никогда. Длительная Кавказская война XVIII-XIX веков привела к гибели более половины чеченского народа. Ненависть коммунистов к непокорным чеченцам стоила нашему народу, по разным оценкам, до 70 процентов погибшими от репрессий, голода и холода во время перевозки в неотапливаемых вагонах для скота в лютые февральские морозы 1944 года. А нынешние войны привели к физическому истреблению до 250 тысяч чеченцев, в том числе 40 тысяч детей до 12 лет. Более 300 тысяч чеченцев, спасая свои семьи от уничтожения, рассеялись по всему миру. «Покорить или истребить» – нет ни одного поколения чеченцев, которое за последние три столетия не испытало бы на себе эту неизменную российскую политику.

Тем не менее, мир меняется. В феврале 2004 года, в 60-ую годовщину депортации вайнахов, Европарламент признал это преступление актом геноцида. Сегодня, через 70 лет после этой трагедии, мы снова должны напомнить о ней и себе, и всему миру, чтобы все, кто ввергает страны и народы в кровавые катастрофы, знали, что их преступления не будут забыты и прощены.

Председатель Правительства ЧРИ                
    Ахмед Закаев, 23.02.2014 г.  

Nohchiin mattah

Marsabaella boedush Dynienan yuqara Shoolagha t’om bolush 1944-chu sheran fevral bettan 23-gha diinax Soveetan jeedalan sacamca nohchii, ghalghay mahkah baehna Yuqqerchu Asie bahiitar. Uggara qiza amalsh gaytarca mahkardaahar baxnex khoettinchu cu inzarie xoolex macalna a, shieluonna a, camgarshna a, djaendargeh a maseh bjee ezar adam delira. Hoora a way neehan staga shen chura degabaala sanna t’eloocu i booham, hunda aelcha ya Nohchiichox, ya Ghalghaychox a cu sherashkax gaergara stag walanza yisana husam yoocun deela. I lazam, waynahana hilla jawzhamie buohamiin istori, iza cqaa’a doerzur dac nohchashna a, ghalghashna a cxa-macahleerachu tueranga. Dynient’ex stag wac, ya huma a dac qooman iesiera i buoham djabayya nicq qhoochar bolush. Tqa way zamanax nohchii qoomuo layna qiza shi t’uom, ishta tahana a Kavkaazex sacanza  obargasha yesh yolu doexaluo a, rossiyan tajzarhuosha yesh yolu terror a cu derrigenuo cxa qiza uerig bina wawsheh dihkina khillarg a, khylushderg a.

 

Rossiyan istoriografex kawkaazan qaemnash mahkah daahar «Stalins yina deportaci» olii bilgaldo; cu deshnashna oyla a ca yesh i tajzar laynachara a-m olu izza ocu huhaaduodar (genociidan) akceh. Tqa i ishta bilgaldaran maejna du, dynenna a, tajzar laynacharna shayna a

ocu zulamna behkie nissa dxa cxa Stalin wu aella oyla khiliita la’ar, cynca Rossiya pachxalqhant’iera zhoepalla dxadoqqhush.

 

Amma istoorin dokumentash tellicha caara toeshalla do nohchii huhaaduoran jaalashuo iza Rossiyan shira khiicalushyoocu poliitika hilar, mylha soci’aalan-poliitikiin kiepie iza yirzicha a.

Ishta, oersiin dekabristiin koerta ide’oolog a, baeccha a wolchu Paavel Pestels hottiana yolu, tqa cuenan naaquostasha 1823 sharax t’ech’aghyina yolu demokratiin konstituucin proyektuo goytu, kavkaazan qaemnash mahkahdaaharan ideya Rossiya pachxalqan poliitikan hoettina yaella doktrina hilar 19-gha oemar buolabellachu kheenax duena. Hara du-qha liberal-dekabristash shay konstituuciin proyektex kavkaazahuoshna a, carna yuqax nohchashna a kiechdina khillarg:

«Massuo a Kavkaazan qaemnash shina deeqie dieqa dieza : maasharie bersh a, dewnie bersh a. Doexxarleeranash shay husmashkax bitina, carna t’e rossiyan jeedal, kuegalla a hottadan dieza, tqa shoolaghnarsh nycqala Rossiyan choexarchu mehkashka djaqhalhuo bieza, kegiira daaquoshka bieqa a bieqna massuo a oersiin k’uoshtashkahula, wa kavkaazhuoyn lattanashkax oersiin yartash yahka, cu oerseshna lattanash doeqush, xalhaleera dewnie baaharhuoshkara sxadaehna dolu, cu kiepara Kavkaazan xalhaleerachu baaharhuoyn massuo a bilgaluonash dxaxaqharxaama i yist maersha a, tabina a oersiin mahkie yerzuosh.»

 

Wayna ma-garra, kavkaazan qaemnash mahkahdaaharan proyektan avtor, cul t’aexa ceeran lattanash oerseshna dxalur dolush, c’ii jewdan wolu diktaator Iosif Stalin wac, melho liberal, demokrat wolu Paavel Pestel wu. Ishta bilgaldaqqha dieza, dekabrex ghattam kechbina phi’ana yuqax Paawel Pestel irah olliitina wolu imperator Nikolay I-nig, shien kawkaazahuoshca yoluchu yuqamettigca sha weytinachu demokraatana gerga hilar. I taypa mah hadaboyla du Nikolay

I-chuo  Kavkaazana t’ehottawinachu inarla Paskeeviche daxiitina dewzachu kiehatca (reskriptaca):

«Cu kiepara siilaxdolu cxa ghullaqh (turkuoshca t’uom) derzuorca, dan doohush du xuna qhinarg, san dagax i sanna siilax dolu, amma sxaboolu paydanashca dysticha culla a duqqha

xashtien dolu – lamanan qaemnash guttarenna a qardina sawcuor ya khallak bar qardaynarsh.»

 

19-chu oemarex 60 sharax bahbellachu t’amt’ex rossiyan imperataruo yyxarlaecnarg derrige bohurg sanna qhoochushhylush cheqhdeelira: ah saw nohchii qam t’amuo khallak dira, masiita ezar way nah Gergarchu Malhbaaliera mehkashka djaqhalha biizira. «Derrige boohurg sanna» olu way, hunda aelcha Kavkaaziera shayn koerta jaalashuo - «lamanan qaemnash guttarenna a qardina sawcuor» - carga qhoochushyancayella deera: Nohchiichox t’aexi-xalhii masshtab yolu ghattamash khylara oerseshna doexala.

 

Kommunistiin jeedal a, Stalini tiranii a zulamie qhayqhina, 1991-chu sharax Rossiyas sha adamii baquonqshnii, demokraatii bahhashna t’e a tewzhana yu aella qhayqhiira, qaemniin djaqasta baquo cxana chu a loocush. Amma kerla demokratiin Rossiyas 1994 sharax buoluosshex buoliina t’uom, shen jaadat ca duohuosh nohchiin qoomana doexala bara, cynan marshuonie la’am xasha jaalashuo yolush. Nissa dja yaqqhii toepash, rakietash, bombanash tuoharca a, tajzaran akcesh yarca a bjeenashkax ezarnash nohchii khallak baral a sawnah Rossiyan kuegalhuoshna yuha a maejnie khiitira nohchiin qam shayn shirachu daymahkara mahkah daqqha. I taypa jaalashuo khilaran toeshalla do 1994 sheran dekabrex Nohchiichox «konstituuciin nizam» hottuo mettaha yaehna ministerstviin kuegalhuoyn toobanan xalha hottina Rossiyan Federacin t’eman ministar wolchu Paavel Grachevan qaylaha omaruo a.

Ocu omaruo duqha dika goytu Rossiyex mylha jeedal hoetticha a cynan nohchiin xoqex politika khiicalush ca khilar:

«N.D. Egoorovna, V.F. Erina, S.V. Stepaashina.

RF prezidentan «Nohchiin Respublikan lattit’ex konstituuciin jeedal a, nizam a mettahottuoran meropriyateh» bohuchu qaylaha ukazan t’etewzhina kiecham besh bu Nohchiin Respublikana

chuyiga Choexarchu Eskariin cxa divizi, Eskaran Ministerstvan shi divizi.

 

Kholqash nizamdoocu doexaluo ya tam bu aella sacam khilla cu xooleh payda aecca buhara nah kiechambina t’amana k’elxaraboohu kiep a hottiina MASSANASHKAX MAHKAHBAAHAR Rossiyan Federaacin qhiyolu k’uoshtashka, shesh bilgalyehna khirayolu qastiina...  

Rossiyan Federaacin T’eman Ministar

wa TOOBAN kuegalhuo eskaran inarla.

 

Grachev  P.S.»

 

Rossiyax khiicabella pacchaxash, genseekash prezidentash a, khiicabella poliitikan huottam a;

monarkhi bolsheviikash khiicar, ceeran mettie demokraatii e’ar, amma Rossiyan nohchii xoqex koerta t’etawzham – «qarban, ya khallakban» - cqaa’a khiicabella bac. 

 

18 – 19-gha oemarshkax behha laettinchu Kavkaazan t’amuo nohchiin ah saw qam hallak dina.

Qarcaluchu nohchashka kommunistiin bolu cabiezamah, cxacca xeesapashca, hoora 100-nah 70 hallak khilla repressesh yarna, 1944-chu sheran fevral bettan lyra chiilangax yohyeshyoocu daehnii lieluochu vagonashkax djabygash nowqax shieluonna a, macalna a. Hincaleerachu t’emashkax 250 ezar nohchii hallak khilla, caareh 12 share dalanza 40 ezar beerash a dolush. Doezalsh t’amah k’elxara bohush 300 bje ezar nohchii dynienat’ehula baerzhina. «Qarban, ya hallakban» - t’aexxarchu qha’a bje sharax nohchiin cxa’a chqor dac shiena t’ex rossiyan i khiicamboocu politika yawzaza.

 

Hettie a dynie khiicalush du. 2004 –chu sheran fevralex, way nah mahkahabaehna 60 sho qhoochush, Yevroparlaamentuo i zulam way neehan huhaaduoran (genociidan) akt leerina.

Tahana i buoham khilla 70 sho daellachul t’aexa, way yuha a dagada’iita dieza iza wayna a, dynenna a, qaemnash a, pachxalqhash a c’ii jeena t’emashka ieguocharna massarna a kha’iitarxaama ceeran zulamash dicdiira doocii a, dytara doocii a.

 

Nohchiin RespubIika Ichkeeriin Pravitelstvan Xalhara Axmad Zakayev, 23.02.2014 г.


 

Депортация: «потерянные» в дороге вайнахи

Насильственное переселение народа на чужбину преследует совершенно очевидную цель: оторвать его от дающей ему силу родной земли, оборвать питающие его дух и стойкость корни, обречь на вымирание или ассимиляцию. Именно так мы воспринимаем депортацию вайнахов, проведенную сталинскими карателями 23 февраля 1944 года с жестокостью, невиданной даже для кровавого большевистского режима.

Спросим себя: удалось ли коммунистической Российской империи сломить этой акцией дух вайнахов? Ответ на этот вопрос мы находим у Александра Солженицына в его документальной книге «Архипелаг ГУЛАГ». Перечислив депортированные в Центральную Азию народы, и дав каждому из них краткие характеристики, А.Солженицын отмечает:  «Но была одна нация, которая совсем не поддалась психологии покорности – не одиночки, не бунтари, а вся нация целиком. Это – чеченцы».

По свидетельству А.Солженицына, вайнахи упорно не желали примириться с судьбой, принять ее как неизбежность. Он писал:

«Я бы сказал, что изо всех спецпереселенцев единственные чеченцы проявили себя зэками по духу. После того как их однажды предательски сдернули с места, они уже больше ни во что не верили. Они построили себе сакли – низкие, темные, жалкие, такие, что хоть пинком ноги их, кажется, разваливай. И такое же было все их ссыльное хозяйство – на один этот день, этот месяц, этот год, безо всякого скопа, запаса, дальнего умысла. Они ели, пили, молодые еще и одевались. Проходили годы – и так же ничего у них не было, как и в начале. Никакие чеченцы нигде не пытались угодить или понравиться начальству – но всегда горды перед ним и даже открыто враждебны».

Следует отметить, что в 1949 году – через пять лет после депортации – вайнахам в числе других кавказских «спецпереселенцев» было запрещено покидать районы комендантских участков, где они были прописаны. Запрет касался всех лиц, достигших 16-летнего возраста, а его нарушение каралось сроком заключения до 25 лет. Иначе говоря, коммунистическая верхушка придумала для депортированных кавказских народов какой-то гибрид резервации и трудового концлагеря, выход за пределы которого карался 25-летним тюремным заключением.

Кстати, когда просят определить разницу между германским нацизмом и российским коммунизмом, обычно отвечают, что нацисты уничтожали людей по национальному признаку, а коммунисты – по социальному. Но это крайне ошибочное мнение, потому что коммунисты подвергали людей жестоким репрессиям и уничтожению не только по социальному, но и по национальному признаку. Так, на совести коммунистической Москвы более десятка народов, входивших в коммунистическую империю, частично уничтоженных и частично заключенных в трудовые концлагеря по месту депортации. Поэтому в лице коммунизма мы имеем дело с «двойным нацизмом»; так сказать с «нацизмом в квадрате».

Теперь немного о цифрах. Эти цифры взяты нами из документальной книги М. Н.Ф. Бугая и А.М. Гонова «Кавказ: народы в эшелонах (20-60-годы)» (Изд-во «Инсан», М., 1998 г.). Авторы отмечают, что подготовительные мероприятия по выселению вайнахов были начаты в январе-феврале 1943 года – сразу же после освобождения Кавказа от германских войск. Важнейшей частью этих мероприятий явился тщательный статистический учет количества чеченцев и ингушей. С учетом численности вайнахов, в конце января 1944 года была подана заявка на 14 200 вагонов и 1000 платформ, необходимых для транспортировки в Центральную Азию депортируемых чеченцев и ингушей. Это количество вагонов и платформ предполагалось разделить на 159 эшелонов.

Легко подсчитать, что на каждый состав приходилось по 89 вагонов и 6 платформ. Каждый эшелон сопровождали 35 конвоиров, занимавших один вагон. Напомним, что из перечисленных 159 эшелонов последним в Центральную Азию последовал бесконвойный состав, в котором в сравнительно комфортных условиях везли республиканскую партийную и хозяйственную верхушку, чекистов, представителей лояльного к советской власти духовенства и членов их семей. Исключив из общего количества вагонов с депортируемыми 158 вагонов, занятых конвоирами, и последний «номенклатурный» эшелон, мы получаем в остатке 14041 вагон, в которых, по официальным данным, было перевезено из Чечено-Ингушетии в Центральную Азию 478 479 вайнахов (387 229 чеченцев и 91 250 ингушей). Получается, что в каждом вагоне везли всего по 34 человека.

Однако такое количество ссыльных на один вагон решительно не совпадает с принятыми в СССР того времени нормативами перевозки по железной дороге. Для того, чтобы узнать эти нормативы,снова обратимся к известной работе Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Автор отмечает: «В тех малых телячьих товарных вагонах, в которых полагается перевозить восемь лошадей или тридцать два солдата или сорок заключенных, ссылаемых… везли по пятьдесят и больше» («Архипелаг ГУЛАГ», журн. «Новый мир», №11, стр. 168).

Понятно, что в условиях военного времени, когда военная инфраструктура СССР испытывала острую нехватку в вагонах и ж\д локомотивах, и железнодорожное хозяйство, по официальным сведениям, работало с двойными нагрузками, НКВД никак не мог выпросить у руководства страны дополнительные тысячи вагонов, чтобы устроить «спецпереселенцам», объявленным «пособниками фашистов», комфортные условия и размещать их, в нарушении инструкций, по 34 человека в вагоне. Никто, конечно, не заподозрит сталинские карательные органы, которые в процессе депортации тысячами расстреливали вайнахов, взрывали, топили в горных озерах и сжигали их живьем, в желании обеспечить дорожный комфорт «врагам народа». Вдобавок к этому, нужно учитывать элементарное чувство самосохранения у функционеров НКВД: если бы они оторвали от военного хозяйства тысячи дефицитнейших вагонов и локомотивов сверх нормативного количества, их бы ожидала самая суровая расплата по законам военного времени.

Кроме того, имеются свидетельства самих вайнахов об условиях, в которых их перевозили. Приведем одно из таких свидетельств: «В переполненных до предела “телячьих вагонах” без света и воды, почти месяц следовали мы к неизвестному месту назначения. Пошел гулять тиф. Лечения никакого, шла война… Во время коротких стоянок, на глухих безлюдных разъездах возле поезда в черном от паровозной копоти снегу хоронили умерших» (Из воспоминаний Х. Арапиева).

Как мы можем судить из этого и тысяч других воспоминаний жертв депортации, их перевозили «в переполненных до предела» вагонах. Поэтому в каждом из этих вагонов никак не могло быть меньше положенных по инструкции 50 спецпереселенцев, а на самом деле по многим свидетельствам вайнахов, переживших депортацию, им приходилось тесниться в вагонах по 80 и больше человек.

Теперь, исходя из количества затребованных карательными структурами вагонов для перевозки вайнахов, мы можем судить, сколько на самом деле насчитывалось чеченцев и ингушей на момент депортации. Чтобы избежать обвинений в преувеличениях, будем исходить из нормативного минимума – 50 человек ссыльных на один вагон. Умножаем 14041 вагон на 50 и получаем более 702 тысяч. И это то минимальное количество депортированных вайнахов, которые были отправлены из Чечено-Ингушетии в Центральную Азию.

Теперь вспомним количество вайнахов, прибывших, в соответствии с официальной отчетностью, из Чечено-Ингушетии в Центральную Азию – 478 479 (387 229 чеченцев и 91 250 ингушей). Отнимаем это количество от 702 тысяч и получаем 223 500 «потерянных» в дороге вайнахов. Именно таково – по самым минимальным оценкам – количество погибших во время перевозки вайнахов. Причинами этой массовой гибели стали холод, голод, эпидемия тифа при полном отсутствии медицинской помощи и репрессии.

Сохранились свидетельства очевидцев о том, в каком ужасающем состоянии прибыли вайнахи на конечный путь. Российский юрист, профессор международного права, бывший судья Конституционного суда РФ, один из основателей общества «Мемориал», участник Московской Хельсинкской группыЭрнест Аметистов вспоминал: «Одно из самых страшных воспоминаний моего детства – то, что я видел в 1944 году, это был конец депортации чеченцев. Я видел, как привезли их в вагонах, – и половину выгружали уже трупами. Живых выбросили на 40-градусный мороз».

Из прибывших (по официальной отчетности) в марте 1944 года Центральную Азию 478 479 вайнахов, через 12 лет, в 1956 году, оставалось в живых 395 тысяч. Получается убыль в 83 тысячи 479 человек. Однако, если мы примем во внимание количество родившихся в депортации детей, эти потери оказываются гораздо выше. Известно, что с 1945 по 1950 гг. в вайнахских семьях родилось более 40 тысяч детей. Причем, динамика рождаемости у вайнахов год от года неуклонно повышалась:

-- в 1945 г. у вайнахов родилось 1800 детей;
-- в 1946 г. – ок. 4000;
-- в 1947 г. – ок. 5800;
-- в 1948 г. – ок 8300;
-- в 1949 г. – ок. 9100;
-- в 1950 г. – ок 12000;

Итого, за первые 6 лет депортации с 1945 по 1950 гг. в вайнахских семьях родилось 41 тысяча детей. Сведений о рождаемости после 1950 и до 1956 гг. обнаружить не удалось. Однако, учитывая неуклонно повышающуюся динамику рождаемости, мы смело можем считать, что всего в годы депортации родилось не менее 150 тысяч вайнахских детей. Но даже с учетом этих 150 тысяч детей количество вайнахов на момент возвращения домой было на 83 тысячи 479 человек меньше, чем их прибыло в марте 1944 года в Центральную Азию. С учетом родившихся в депортации детей, в Центральной Азии с 1944 по 1956 гг. То есть за 12 лет, умерло по разным причинам не менее 230 тысяч вайнахов. Единственное объяснение этой чудовищной смертности мы нашли в книге чеченского историка Лемы Усманова «Непокоренная Чечня» (М.1997 г., стр. 84-85):

«После того, как основной этап чеченского изгнания был завершен, началась охота за теми, кому посчастливилось избежать этой скорбной участи. Особенное распространение получила практика разбрасывания в горах “случайно забытых” продуктов питания. Отравленные продукты были широко апробированы и в местах депортации чеченцев.

Этот аспект русских преступлений стал предметом дискуссии на конференции “Международное право и Чеченская Республика” (Польша, Краков, 8-11 декабря 1995 г.). Один из ее участников, Иван Билас, профессор, депутат Парламента Украины, привел сведения из Русского архива (фонд 9478, дело № 1375, 1949 год), показывающие, что чеченцев в годы депортации “подкармливали” отравленными продуктами питания. В документах они названы “пищевыми сюрпризами”. Так, например, для отравления 1 кг муки рекомендовано добавлять 1 г белого мышьяка, а на 1 кг соли – 10 г. Другой яд – мышьяково-натриевая соль – предназначался для сахарного песка (на 1 кг – 10 г) и воды (на 1 л – 1 г). Этот “сюрприз” рекомендован для использования на местах, в частности, при отваривании любимых чеченцами галушек. Для масел же, оказывается, очень “хорош” был гексоген. На той же Краковской конференции другой ее участник Рышард Бочан, депутат Совета г. Кракова, привёл свидетельства польских депортантов-очевидцев загадочного массового (тысячами) вымирания “на вид здоровых и крепких чеченцев”».

Суммируя все выявленные нами факты и цифры, мы можем сказать, что в процессе перевозки в Центральную Азию и за 12 лет пребывания в ссылке вайнахи потеряли – по самым минимальным оценкам – 450 тысяч человек. Повторяю: это самые заниженные данные, хотя в реальности, вне всяких сомнений, количество погибших вайнахов гораздо выше представленной цифры. И это без учеты тех тысяч вайнахов, которые были жестоко уничтожены карателями в процессе выселения непосредственно на территории самой Чечено-Ингушетии.

Хасан Бакаев, историк.
_________________________________________________________________


 
Доклад  

Президента  Международного интеграционного Фонда «Аренца»  Сайд-Мохьмада Хачукаева.

Уважаемые господа! Друзья, товарищи, здесь собрались представителя народа, который в  самом конце двадцатого и начале двадцать первого века положил в могилу сотни тысяч своих сыновей и дочерей,  чтобы узнать, что   же правит миром: скрытая сила, или открыто декларируемый закон! Мы всего-навсего хотим лишь уточнить – по каким правилам нам предлагают жить далее. И поделиться с вами тем, как мы видим наше будущее здесь, в Европе.

Мы не азиаты, мы не африканцы, не народы далекого севера! И теперь, когда вы сами воочию убедились, что мы гораздо лучше, чем вам про нас рассказывали, и то, что мы – одни из вас, вы такие же кавказцы, как и мы: исповедующие Европейскую цивилизацию, родившуюся на Кавказе, разделяющие морально-нравственные ценности с другими народами, находящимися в Европе! Мы гордимся тем, что принадлежим той части планеты, которая в цивилизационном плане показывает всему миру образцы социальной справедливости и мироустройства.

Но, как это не парадоксально,  сегодня и здесь, хотите ли вы этого или нет,  мы  являемся убедительным доказательством попрания всех мыслимых и немыслимых Международных законов, придуманных  и декларируемых  Мировой Цивилизацией в вашем лице! Мы – находящиеся здесь, большая часть жертвы от двух русско-чеченских войн, чеченского народа, который, буквально,  жесточайшим образом разорван  на несколько частей на глазах у всего Мира.  Нет нужды, чтобы перечислять какие законы, в отношении нас, Россия нарушила, какие конвенции она обошла,  глобальный  Мир интернета захлёбывается в этих доказательствах, скорее здесь применима чеченская пословица: спросили у верблюда, отчего у тебя спина кривая? Верблюд спросил, а что у меня прямое?  Мы устали взывать к  организациям  с громкими аббревиатурами, на деле ничего из себя не представляющими, когда дело касается чеченского вопроса,  кроме как  сотрясателей  воздуха с  хорошими окладами – я имею виду ООН, ЕВРАПАРЛАМЕНТ и ПРОЧИЕ.  Той общественности, тех профсоюзных движений,  да и тех общественно-политических деятелей Европы, которые некогда,  в двадцатых годах прошлого столетия,  в знак солидарности с российскими народами, против которых  был  развязан большевиками Красный террор, выразили мощнейший протест, мы сегодня не видим. Мир идёт по кругу своей истории,  он отказался от планетарной созидальности, которая звучала в речах политиков в  начале семидесятых, и скатывается к религиозным войнам! Что ж, наверное, это нужно обезьяне, которая сидит на заборе и наблюдает за боем тигров!

Мы – чеченский народ,  сегодня находимся в таком состоянии, когда даже поиск правды и справедливости, сегодня  для нас представляется слишком дорогим удовольствием, мы не хотим соперничать с евреями в плане достижения паритета, выиграв войну за справедливое отношение к своему народу, наши запросы поскромнее! Сегодня на первый план, вышли другие задачи, мы вынуждены констатировать, что возникла реальная угроза существованию  нашему языку, традициям и обычаям-всему тому, что  оставляет нас быть  чеченским  народом. Мы  сегодня стоим, перед  реальной угрозой ассимиляции. Мы, с этой высокой трибуны хотим заявить: « Нет ассимиляции, да интеграции!» Горькие плоды такого явления, как ассимиляция, мы имеем возможность наблюдать, сравнив диаспору  в странах Ближнего Востока  назовём  её Шамилёвской волной, и Франции-1920г-назовём  её Чермоевской волной, так вот,   от Чермоевской,  за какие - то пятьдесят лет, не осталось ни одного представителя, который мог бы  говорить на своём родном языке!  Когда в Турции, Иордании, и Сирии,  ушедшие туда, в течении 150- лет сумели  сохранить  свой  язык, традиции, а также многое из того, что было увезено ими со своей исторической Родины. Мы боимся участи Чермоевской эмиграции, это было бы ужасной трагедией для нашего народа!  Однако, сегодня мы наблюдаем все предпосылки такого конца: наши дети  начали забывать  родной  язык, нашим девушкам и парням негде встречаться, теряются традиции, забываются обычаи! Это  не только результат не прекращающейся войны русских с чеченцами!  Мы склоны подозревать большее,  а не есть ли  это результат совместного –русско- европейского продолжения  войны, развязанной русскими на уничтожение нашего народа, но уже другими средствами? Мы здесь уже пятнадцатый год!  У нас очень плохо обстоят дела с культурными центрами,  у нас нет мест, где бы мы могли отпраздновать свои праздники, у нас нет места где мы могли бы услышать проповедь на родном языке!  У нас нет места, где мы могли бы по своему обычаю проводить усопшего в последний путь, как нет места, где мы могли  устроить торжества по случаю праздника!   По сравнению с теми же турками, мы можно сказать ещё и не приехали, а находимся в промежуточном состоянии!  Неужели мы должны объяснять Европейцам, чем отличается интеграция от ассимиляции!?  А если это громко звучит, так на что похоже это больше, если не ассимиляция. Администрации  некоторых районов   Австрии, ничуть не скрывают своей озабоченности,  что чеченцы плохо ассимилируются....

  Мы не можем указывать ни одно стране, как ей вести себя с нами, но объяснить непонимающим ситуацию, я думаю будет не лишним. Мы не хотим видеть себя в выступающими в роли приехавших улучшить демографическую ситуацию европейских стран, мы спасемся от войны и репрессий! И именно, на таких основаниях нам предоставлены документы позволяющие находиться здесь.  Мы, все! Ждём возможности вернуться на Родину!  Сложившееся сегодня положение, это рядовое явление для любого народа оказавшегося в данной ситуации, тем более, нашего, у которого в  истории это уже пятый исход со своей исторической Родины!  Конечно же, был этап, когда нас можно было обвинить в инертности, не знания языков, законов и т.д. Можно сослаться на то, что, дескать,  смотрите, как турки вписались в европейскую жизнь! Мы не турки,  и за нами не стоит мощнейшее в  Передней  Азии ядерная держава, которая спросит за каждый чих в сторону её сограждан, мы обездоленный, выдохшийся в двух страшнейших войнах - народ! Мы приехали сюда не в поисках лучшей доли, не за колбасой, как это говорится, а чтоб спасти своих детей и свой народ от уничтожения!  В других случаях, чеченец никогда не покинет свою Родину, и ещё, не менее важное-прошу всех запомнить - Мы не беженцы-мы отступившие...! Придёт время и мы вернёмся на свою Родину!  Но вот вопрос, кем мы вернёмся, с каким сердцем?!  Сегодня, здесь,  волею судьбы, вынужденные провести данный нам Аллахом срок,  мы выступаем  за интеграцию с той частью мира, которая считает себя сегодняшней цивилизацией. Мы с теми,  и среди тех, кто неустанно, двадцать четыре часа в сутки, в течении сорока лет,  с 1949-1989ый- на всех радиоканалах призывал нас пойти по  пути самоопределения!  Мы послушались вас- и вот мы здесь!  Мы не обвиняем вас, мы ВСЁ поняли! Мы поняли всё, мы увидели мир, таким каков он есть на самом деле! Теперь это стало нашей жизнью!  Теперь, когда мы всё поняли, мы  хотим интегрироваться,  как бы это не было трудно, оно не будет труднее того, что мы пережили. Много или это или это мало, мы не знаем-но  на этом пути мы готовы потрудиться.  Естественно,  в определённом смысле, мы столкнулись с когнитивным диссонансом,  того, что сегодня, мы, отмечая горькую годовщину из истории нашего народа,  вынуждены опять поднять вопрос выживания нашей нации, и это не в Турции, не в Иордании,   и даже ни где то в Зимбабве, а уже в самой Европе?! К великому сожалению, мы вынуждены констатировать, что все усилия прилагаемые нашими энтузиастами одиночками, на пути создания культурных центров, кружков, микрообществ и т.д., терпят фиаско. Если мы, поначалу относили это  за счёт плохого знания нами языков и законов, неумению составить нужные бумаги, то теперь, стало очевидным, что  не все неудачи на этом пути, это наши огрехи...  Да, мы знаем, что  европейцы жалуются, что политика мультикультурализма  потерпела неудачу, и мы на себе ощущаем это охлаждение. Существует очень большая разница между отношением к нам десять лет назад и сейчас. Но, думаю, что, всё таки, дело не в самом мультикультурализме, а в подходах к  этому архисложному проекту.  Думаю, что в связи с изменившемся  мире-мир с приходом интернета, разительно стал отличаться от самого себя десятилетней давности. Стремительно развивающийся интернет, оттянул на себя волну напряжённости, которая могла бы возникнуть с этим охлаждением: он размыл границы, и позволил людям, хотя и виртуально, но находится в том культурном пространстве,  к которому они тяготеют. Интернет дал нам то, что для государств и стран было  большой проблемой.  Но это, хоть и связанная с нами, но другая тема. Слушая мой доклад, у вас может возникнуть мысль, о том, что  к хорошему быстро привыкаешь и чеченцы забыли то, что им было предоставлено  европейскими странами в социальном плане! Это, конечно, неправда! Мы вам благодарны! И вы не пожалеете об этом!  Нет ещё такой страны, которая бы не гордилась тем,  что на её территории проживают чеченцы!  Да, нужно отдать дань должному, в социальном плане-грех жаловаться-люди которые получили признание нахождения их в стране – обеспечены всем! Низкий поклон вам за это люди! Мы никогда не забудем, как вы, не ущемляя нашего достоинства, не попрекая нас ни в чём, сделали нас самыми социально устроенными людьми мира!  Как вы думаете, если мы, по сей день,  вот уже семьдесят лет, поддерживаем родственные отношения с  семьями казахов, которые в трудную минуту, делились с нами куском хлеба, забудем ли мы вашу теплоту?! Никогда!!! А тот кто забудет, тот не из нас!

Но, как говорится, не хлебом единым жив человек!  И говорить об наших неурядицах, возлагая всю вину, на принявших нас, было бы чёрной неблагодарностью: огромная часть наших неудач в этом направлении,  результат работы засланных казачков, продажной прессы, а самое основное,  из-за того, что нет  достаточного числа интеллигенции! Наша интеллигенция легла на полях сражений! Триста тысяч лучших-треть народа- убита! -Люди приехавшие сюда, в основном это неграмотная  молодёжь, которая не успела получить , не то чтобы  высшего образования, но и не окончившие даже простой школы. К ним же добавился слой малолетних, которые привезены сюда в пяти-шестилетнем возрасте, которые  уже закончили школы здесь...  Плюс, этот контингент обделён, в отличии от других похожих групп, и ещё тем, что не имеет нормальных, полноценных семей-в основном это семьи потерявшие кормильца на русско-чеченской  войне,  И возникают задачи другого плана, задачи не менее важные,  чем, как повлиять на процессы, происходящие в территории почти целой планеты... Как создать центр ориентир, который позволит нам, если и не воспрепятствовать им, то хоть как то направить в правильное русло, нивелировать их согласно чеченской ментальности. Не секрет, что чеченцы, это народ, о котором сегодня говорит весь мир! Народы мира восхищаются той самобытной  культурой, которая смогла выковать такое общество, европейцам есть чем гордиться!  У вас, сейчас есть выбор: кем вы хотите нас видеть, теми, кем восхищается мир, или простой серой массой? Помогите нам сегодня, когда мы прилагаем усилия, остаться  не похожими на всех... когда  мы стремимся показать  нашей молодёжи, что принимается чеченским обществом, из всего того нового, что хлынуло на нас, что решительно отвергается!  И  благодарность  вам не придётся долго ждать! Наш народ  подарит Европе массу  учёных с мировым именем,  великих спортсменов, людей неповторимого искусства, писателей и поэтов!  А когда вам будет трудно, рядом с вами будут чеченцы-что ещё можно пожелать человеку попавшему в беду!   И, завершая свою речь, я хочу всем чеченцам находяшимся здесь и там, в окружении русских войск, сказать: дерригше вай карахь ду шун, хьинц вайн метниш ха1, хьинца вайн кхера низам бойз, хьинца вай кхераамалшёйзна, вайна, кхузахь, ялсманехь санна даха, барт бе 1ушуш хьмма1 дац! И барт ба1, и барт лелба1 вай тахана вовшахкхета! Вай кхузахьметтигйич, вай кхузахь, наха ц1е1 ёкхаш нах хильч, уггарахьалха, вай  вешен карина1 ца 1аш, церчуйижаришнвежаришнкарор ду шун! Дала 1атту бойла вай кхуновкъ  т1ехь! Дала барт ца1 бойла вай! Вай цхьан хилар дёхьалдош олуш вег вай къома мостаг ву шун!   Мацах, Дикой дивизии т1ем б1ачнаш, шаьш атаки дёлхш олуш хиллакх-Ворхи.. неалтхуьльюхвянволчун!

23 февраля 2014года.  Брюссель.

__________________________________________________________________________

 

Выдавливание Чеченцев с исторической Родины вследствие продолжающейся российской агрессии против Чеченской Республики Ичкерия

Со второй половины 18-го века начался процесс колониальной экспансии России в кавказском регионе. Процесс, который длится и по сей день. С той поры и по настоящее время Кавказ стал линией фронта, линией столкновения между свободой и унижением.

«Чечения без чеченцев!»- вот мечта всех российских имперских эпох, стремившихся к ее реализации путем столетней Кавказской войны 18-19 веков, когда количество чеченцев сократилось до критической цифры –в одних источниках до 116 тысяч человек, в других – до 60 тысяч. Десятки тысяч чеченцев было выдворено в Османскую империю в 19 веке после окончания Российско-Кавказской войны и в полном объеме в конце Второй мировой войны, когда весь чеченский народ был сослан в Среднюю Азию. В первой половине 20 века Сталинский режим успешно продолжал практику уничтожения чеченцев – многочисленными спецоперациями НКВД и армии, ссылками в Сибирь и на Север, заключением в тюрьмы и лагеря, расстрелами и погромами. Во все времена Российские власти стремились к рапылению чеченского этноса, к уничтожению его этнической идентичности.

Сталинская депортация в феврале 1944 г. –  лишь очередная по счету в трагической истории чеченского народа.

Первый подробный план депортации чеченцев был заготовлен еще российской императрицей Екатериной Великой в середине 80-х годов XVIII века. Тогда он не был реализован благодаря мужественной борьбе чеченцев против российских колонизаторов. Второй раз вопрос о депортации чеченцев был поднят и подробно разработан российским политическим деятелем Платоном Зубовым в 1826 году в правление императора Николая II. Этому кощунственному плану также помешало ожесточенное чеченское сопротивление в годы Российско-Кавказской войны.

Россия изначально осуществляла в Чечении исключительно колониальную территориальную экспансию. В России чеченцы никогда не воспринимались как составная часть российского народа, а если и воспринималась, то в образе внутренних врагов. Зато чеченские земли всегда считались и считаются неотъемлемой частью российской территории. И осваивались эти земли вовсе не для того, чтобы облагодетельствовать чеченский народ, а для расширения Российской империи. Отсюда и способы освоения: не интеграция в Россию посредством создания соответствующих экономических и социальных механизмов, а применение силы или угроза ее применения, формирование в этих целях образа чеченца-бандита, систематическое провоцирование людей на поступки, соответствующие такому образу, стремление «держать и не пущать» непокорный народ. У российских властей не было и нет никаких гуманистических и юридических установок и стремлений к решению чеченских проблем – доктриной и практикой являются истребление, террор и изгнание со своей земли.

В результате последних войн 1994-1999 годов чеченский народ понес невосполнимые потери, как физические, так и моральные. Сотни тысяч убитых, сотни тысяч беженцев, искалеченные судьбы, отравленные души. Никогда чеченцы добровольно не покидали свою родину. А сегодня мы наблюдаем беспрерывный поток чеченцев, стремящихся попасть в Европу.

Миграционные власти Германии в прошлом году забили тревогу по поводу невероятного количества чеченских беженцев, запросивших убежище в Германии – за 10 месяцев 2013 года их было 14 тысяч. Согласно информации миссии Frontex, агентства, занимающегося вопросами охраны внешних границ Евросоюза, каждую неделю в Германию прибывает количество людей, эквивалентное одному чеченскому селу, а каждый месяц — небольшому городу.

Как пишет журнал «Корреспондент», кавказцев с родных земель гонят невыносимые условия существования.

Светлана Ганнушкина, эксперт по вопросам беженцев российской правозащитной организации Мемориал, считает, что дело даже не в бедности: люди прекрасно осознают, что на новом месте им также придется несладко. По ее словам, в Чечении царит атмосфера страха, аналогичная тому, что происходило вСоветском Союзе в сталинские времена, что настоящей причиной миграции является невозможность оставаться в тех условиях, которые окружают чеченцев на родине. Ганнушкина уверена, что никакие обещания не могут заставить людей покинуть свои дома, Родину, если им хорошо живется. Продолжающиеся похищения, убийства, которые не расследуются, страх, который живет сейчас в Чечении, абсолютно удручающий, охватывающий человека до такой степени, что становится частью его личности, - вот глубинные причины массового оттока чеченцев в Европу. Обстановка страшная, нет никакой свободы слова, люди боятся говорить... Свирепствует жестокость, абсолютно не работает российское право, обращаться некуда и все это имеет место потому, что чеченской власти дан абсолютный карт-бланш на любые нарушения прав человека за формулу: «Россия матушка, а Путин батюшка Чечни». Поговорить с людьми можно только шепотом или вне пределов Чечни. Если какие-то друзья у кого-то ушли в НВФ (незаконные вооруженные формирования), то человека могут бесконечно задерживать, избивать и требовать сведений, которых у него нет, а могут и посадить», - уверена правозащитница Светлана Ганнушкина.

На страницах DerSpiegel, журналисты БеньяминБиддер и Кристина Хебель подчеркивают, что «...даже спустя десять лет после окончания второй чеченской кампании многие чеченцы считают сложившуюся в республике ситуацию безвыходной. Президент Кадыров проводит крайне жесткий курс, в республике царит кладбищенское спокойствие и дорогие фасады новейших небоскребов и мечетей не могут скрыть того, что в Чечне царит произвол, режим Кадырова распространяет страх, а у людей не остается никакой надежды". На вопрос «Чем вызвано массовое бегство чеченцев из родных краев?» - «Очевидно, что проблема в нестабильной ситуации в республике», – считает немецкий журнал DerSpiegel, подчеркивая, что количество беженцев из Чечении превысило даже число просителей об убежище из охваченной войной Сирии и Афганистана.

В последние дни из Чеченской Республики поступают многочисленные сообщения о том, что молодых людей и девушек беспричинно задерживают на улицах городов и в других публичных местах, подвергают унизительным обыскам, проверяют содержимое мобильных телефонов, некоторых доставляют в отделы полиции, где проводят профилактические беседы. Критерием для задержания обычно становится внешний вид человека – борода у мужчины, хиджаб у девушки. Таким образом власти пытаются обнаружить последователей «ваххабизма». Если ранее опасности на улицах Грозного подвергались женщины без головного убора, то теперь наоборот – девушки в мусульманской одежде. Люди запуганы.             

Нынешнее чеченское общество живет в условиях массовой безработицы, повсеместной коррупции, непомерных налогов, поборов, взяточничества. За неуплату коммунальных услуг идет изъятие домов и квартир.Большими темпами растут цены на продукты питания. Запуски консервного завода на 30-40 рабочих мест в селе Самашки или небольшого сборочного предприятия «Чеченавто» проходят по графе выдающихся достижений. Российские власти не заинтересованы в строительстве или восстановлении в Чечении крупных производственных комплексов, которые решили бы вопрос крайне высокой безработицы.       

Известный российский интеллектуал и политолог Анатолий Вассерман утверждает, что «сейчас многие российские чиновники не хотят восстанавливать чеченские нефтезаводы, утверждая, что тогда эта республика уж точно оторвётся от России. Российским чиновникам невыгодно, чтобы Чечня имела свои заводы, поскольку они используют этот регион для воровства и контрабандной перекачки нефти за рубеж».

Четыре года назад российские власти утвердили Стратегию социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года. Согласно данной «стратегии» для решения проблемы избытка трудовых ресурсов Северного Кавказа считается необходимым ежегодно направлять 30-40 тысяч кавказцев в другие регионы Российской Федерации. При этом, заявлено, что возвращение русского населения на Северный Кавказ является стратегической задачей. Для этого необходимо проводить работу по привлечению для постоянного проживания в республиках Северного Кавказа русского населения из других регионов России и русскоязычного населения из стран СНГ (содружество независимых государств). Как видно, идеологи данной «стратегии» имеют открытый легальный план по выдворению чеченцев из Чеченской Республики, распылению их по огромной территории России, а вместо них заселение русскими.

Официально, режим так называемых контртеррористических операций в Чечении нет уже пять лет, но «де-факто» периодически объявляется в различных районах Чеченской республики. Как видно из сообщений и данных правозащитных организаций кардинального улучшения ситуации в Чечении не произошло. До сих пор происходят бессудные казни, похищения людей, поджоги домов и давление на родственников ушедших в лес чеченцев. Территорию Чеченской Республики, как и всего Северного Кавказа, Россия превратила в свой военный полигон. Край чрезвычайно милитаризован, что создает тяжелейшие условия жизни для местного населения, разрушает тысячелетнюю среду обитания кавказских народов, насаждает насилие и взаимную ненависть, что также вынуждает людей покидать родные места.

В свете существующих, навязанных реалий не трудно понять мотивы чеченцев, массово покидающих свою страну. Невозможно жить в атмосфере страха, неуверенности и безысходности, которая сегодня царит в Чечении. Никто не чувствует себя защищенным от произвола военных, полиции или чиновников-взяточников. Люди боятся идти в суды, в правоохранительные органы, в следственный комитет, в прокуратуру – они очень сильно боятся жаловаться, потому что это может стоить им и их близким потерей жизни, свободы, здоровья.

В Чечении продолжается война, тихая, незаметная и изощренная.

Заместитель главы МИД ЧРИ
Аминат Саиева

______________________________________________________________________







_______________________________________________________________________





ОБРАЩЕНИЕ К ПАРЛАМЕНТАМ СТРАН МИРА

от участников международной конференции "70-летие депортации вайнахов (чеченцев и ингушей) в Центральную Азию", состоявшейся в Брюсселе 22 февраля 2014 г.

Высказывания военных и политических деятелей России разных времен о чеченцах:

«…Завести в кавказской земле русские селения и сим русским перераздать земли, отнятые у прежних буйных жителей, дабы сим способом изгладить на Кавказе даже все признаки прежних его обитателей и обратить сей край в спокойную и благоустроенную область русскую».

(П. И. Пестель, руководитель тайного Южного общества, «Русская Правда», 1823 г.).

Кончив, таким образом, одно славное дело, вам предстоит другое, в моих глазах столь же славное, а в рассуждении прямых польз гораздо важнейшее – усмирение навсегда горских народов или истребление непокорных.

(Российский император Николай I – графу Паскевичу, 1829 год).

Какое имеют право эти дикари жить на такой прекрасной земле? Перстом Господа миров наш Августейший Император повелел нам уничтожить их аулы, всех мужчин, способных носить оружие уничтожить, сжечь посевы, беременным женщинам вырезать животы, чтобы они не рожали бандитов….

(Генерал Слепцов, 1844 год).

Это они, Чеченцы, возмущают весь Кавказ. Проклятое племя! Даже наши солдаты бегут именно в Чечню. Их привлекает туда совершенное равноправие и равенство Чеченцев, не признающих в своей среде никакой власти. Сего народа, конечно, нет под солнцем ни гнуснее, ни коварнее. У них даже чумы не бывает! Я не успокоюсь до тех пор, пока своими глазами не увижу скелет последнего Чеченца

(Генерал А. Ермолов, 1826 г.).

Чеченцы — это же все бандюги, понимаешь.

(Президент России Борис Ельцин).

Мы будем преследовать террористов повсюду. В туалете поймаем, и в сортире их замочим.

(Президент России Владимир Путин).

Чеченцы в возрасте от 10 до 60 лет являются террористами.

(Командующий Северо-Кавказским военным округом генерал Казанцев, 2000 г.).

Жёны и дети бандитов — тоже бандиты.

(Генерал Владимир Шаманов о чеченцах, 2000 г.).


ПО ПОВОДУ МОРАЛЬНОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ТРАГИЧЕСКОЙ СУДЬБЫ ВАЙНАХСКОГО НАРОДА – ЧЕЧЕНЦЕВ И ИНГУШЕЙ

Человечность всем без исключения

    Целостность, единство мира и человечность требуют не быть безразличными к тому, что творится рядом с нами. Люди не могут себя чувствовать счастливыми и в безопасности, если рядом существуют несправедливость, страдания и нет сочувствия. Известные факты истории, особенно скорбные, без следа и последствий не исчезают.
    Факты истории таят в себе мощную энергию, которая, в зависимости от наших оценок, становится созидательной или разрушительной для настоящего и будущего. Только знание истории и ее публичная оценка с позиций общечеловеческих ценностей дают нам гарантию избежать новых трагедий и внести весомый вклад в гуманистическое развитие мира. Надеемся, что Ваша моральная поддержка будет помощью в выживании Чечении и знаком доброй воли в отношении нашего народа.
Краткая историческая справка взаимоотношений России и Чечении
    Чеченцы и ингуши относятся к древнейшему коренному населению Кавказа. Упоминания о первых государственных образованиях на территории современной Чечении относятся к концу раннего средневековья. История не знает ни одного случая, чтобы вайнахи покушались на чужие земли и свободу, но на протяжении всей своей истории они были вынуждены защищаться от многочисленных агрессоров. Россия начала проявлять интересы к территории Чечении в середине 16 века, во время царствования Ивана Грозного. С целью закрепления своих интересов на чеченской территории в 1560-1570 годы царские власти построили по реке Тереку и в устье реки Сунжи несколько военных укреплений, утверждая там свое присутствие. С этого времени Россия и Чечения находятся в перманентном противостоянии. Под разными предлогами, на протяжении нескольких веков Россия развязывает ряд кровопролитных войн на территории Чечении.
Геноцид вайнахского народа в 1944 году

    23 февраля 1944 г., то есть 70 лет назад, по решению вождя СССР Сталина было организовано тотальное выселение вайнахского (чеченцы и ингуши) народа из исторической родины в Центральную Азию. В тот день на 19 тыс. кв. км.территории Чечено-Ингушской республики было введено 19 тыс. оперативных работников НКВД (чекистов) и 100 тыс. военных – один каратель на четырех высылаемых. Депортация проходила в холодное и снежное зимнее время за четыре дня в жестокой, подчеркнуто унижающей форме и сопровождалась расстрелами, сжиганием, утоплением людей в горных озерах, в том числе женщин, детей и стариков.
    По данным карателей, выселено было около полумиллиона чеченцев ингушей. Для подготовки к выселению жертвам предоставлялось 10-15 минут. Везли чеченцев и ингушей в места ссылки в неотапливаемых товарных вагонах в течении месяца. Из-за холода, голода и болезней погибло более 60% ссыльных. Вайнахов, освободившихся с немецкого фронта, отправляли прямо в ссылку в Казахстан и Среднюю Азию.
    Чечено-Ингушская республика была ликвидирована. Были уничтожены вайнахские памятники культуры, кладбища, были взорваны древние исторические замки, башни, склепы, мемориальные комплексы, мечети, сжигали ценнейшие книги, рукописи и архивы, изменены были названия сел, городов, улиц и площадей и колонизирована страна.
    Только в 1957 году, то есть после 13 лет, вайнахам разрешили вернуться на родину, но исключительно без имущественных прав. Несмотря на формальное признание властями незаконность депортации, ссыльные не получили никакого материального возмещения. Более того, несколько горных районов Чечении были закрыты для проживания, а Ингушетии не вернули Пригородный район, присоединенный в 1944 г. к Северной Осетии и ставший впоследствии причиной кровавого осетино-ингушского конфликта.

Российские вторжения в Чечению в 1994 и 1999 гг.

    После возвращения из депортации чеченский народ с большими трудностями устраивал свою жизнь. Во времена перестройки в 1991 году исключительно мирным, демократическим и правовым путем была провозглашена независимость Чеченской Республики, проведены выборы парламента и президента. Российские власти в 1994 году начали агрессивную войну против Чечении. Были использованы авиация, глубинные бомбы, танковые войска и тяжелая артиллерия, международными конвенциями запрещенные шариковые и игольчатые снаряды. Погибло около 100 тыс. человек. Города и села были уничтожены, полностью разрушена экономическая и социальная инфраструктура. Во время войны российская армия в Чечении совершила массовые убийства людей, жестокие военные преступления против человечности, нарушила фундаментальные права человека.
    Россия признала свое поражение и 12 мая 1997 года президент Чечении А. Масхадов и президент России Б. Ельцин подписали Мирный договор. В конце 1996 года был осуществлен вывод российских войск с территории Чечении. Это была и есть историческая вершина равноправных отношений, которые останутся на века в памяти истории между Россией и Чеченией.
    В 1996-1999 гг. Россия в отношении Чечении проводила массированные провокации, стремясь в глазах мирового сообщества очернить чеченцев как нацию, которая, якобы, по своей природе является плохой и для независимости не доросла. В действительности, Россия боялась повторения чеченского примера независимости в других частях своего государства. В 1999 году после смены властей, Россия, нарушив Мирный договор от 1997 г., начала вторую войну против Чечении, ставшей катастрофой для чеченского народа. В этой жесточайшей, кровавой бойне погибло более 200 тыс. человек, то есть около 20 % населения, более 500 тысяч человек стали беженцами.

Объективные мнения о преступлениях против чеченцев

    Сенат США в резолюции «О мирном решении конфликта в Чечении» от 24 февраля 2000 года утверждал, что «...народ Чечении имеет законное право защищаться от правительством Российской Федерации неразборчиво применяемой силы...» В данной резолюции выражен призыв провести расследование военных преступлений России в Чечении.
    В резолюции Сената США от 15 февраля 2001 года указывается, что «Настоящую войну надо оценивать в контексте исторически повторяющемся насилии, совершаемом Российским государством против чеченской нации...»
    Европарламент 26 февраля 2004 года, обсудив вопросы геноцида чеченского народа, в своей рекомендации указал, что «...считает депортацию всего чеченского народа 23 февраля 1944 г. в Центральную Азию, совершенную по приказу Сталина, актом геноцида...»
    Подобная оценка действий правительства России есть и в других документах международных организаций, поэтому наши гуманитарные обвинения в отношении России являются не предположением, а явным фактом, требующим всеобщей оценки, осуждению и принятию сиротствующих моральных, правовых и политических шагов.
    Вайнахский народ выражает таким организациям и отдельным политикам признательность за правовую принципиальность и высокую гуманность.

Предложение по моральной обязанности

    Исходя из того, что вековая трагическая судьба чеченского народа остается только в отдельных и частичных правдивых объяснениях без конкретных действий, во избежание повторений, мы думаем, что неоспариваемый принцип гуманитарного миропонимания ведет к тому, что это вопрос не для далекой истории, а требует оценки сегодня.
    В настоящее время в Чечении установлен оккупационный тоталитарный режим с тюрьмами, бессудными казнями, полным отсутствием свободы слова, что влечет массовую миграцию в другие страны. Из сферы образования и науки вытесняется чеченский язык, преподавание в школах и в других учебных заведениях полностью осуществляется на русском языке, что вызывает тревогу по поводу сохранения самобытности нации, ее культуры, ее исторического будущего.  
    
Во имя мира, справедливости и человеческой солидарности предлагаем:

1. Депортацию вайнахов в 1944 году в Центральную Азию оценить и признать актом геноцида.
2. Действия российских войск в войнах 1994 и 1999 годов в Чечении признать как военные преступления и преступления против человечности.
3. Призвать Россию за оба периода ее преступлений возместить материальный ущерб пострадавшим.
4. Создать независимую международную группу для объективного расследования  и рассмотреть чеченский вопрос с точки зрения общепризнанных норм и принципов международного права.
5. Инициировать создание в Европейском суде отдельной группы судей для рассмотрения жалоб от граждан ЧРИ против России, без ограничения.

22-02-2014, Брюссель, Бельгия