Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

На путях к конфедерации Кавказа

kavkaz

ВведениеНИЕ

В настоящее время очень трудно определить с точностью, где начинается и где кончается территория, называемая Кавказом. Давний Кавказ граничил с бывшей Донской областью и с бывшей Астраханской губернией, на юге – с Турцией и Персией. Южная граница начиналась от Черного моря в 30 км. южнее Батума и тянулась на юго-восток, проходя южнее Артвина в 28 км, Ольта 15 км, Кагизмана 20 км, соединяясь у верхушки горы Арарат с границей Персии.

Советская власть за помощь оказанную ей Турцией, уступила последней из Южного Кавказа около 27000 кв. км. земель (13000 кв. км. из земель Грузии, а остальное из земель Армении). Но в то же время Советы присоединили к Северному Кавказу около 75 000 кв.км. из бывшей Донской области с населением свыше миллиона душ. Этот шаг был произведен по политическим соображе­ниям. Советы этим путем хотели увеличить на Кавказе казацкий элемент.

В настоящее время граница Северного Кавказа, установленная декларацией правительства Республики Северного Кавказа, огласившей в мае 1918 года свою независимость, проходит по рекам Кубани и Куме. В конце 18 века эта граница находилась значительно севернее и начиналась от Ейского залива (Азовское море), пробегая по реке Ее, озеру Маныч в юго-восточном направлении до самого Каспийского моря. Граница эта была установлена знаменитым Имамом Мансуром (Победителем) – вождем Северо-Кавказского народа, нанесшим в свое время поражение русским войскам, оккупировавшим часть Северного Кавказа. Со времени Мансура на Северном Кавказе произошли заметные изменения, отразившиеся отрицательно на положении коренного населения. На протяжении 19 века Россия покорила Кавказ и уничтожила часть населения Северного Кавказа как при помощи жестоких беспощадных войн, проводимых с Северным Кавказом более 60 ­лет, так и путем насильственного выселения более миллиона северокавказцев в Турцию, колонизируя самые лучшие и плодороднейшие земли славянским элементом и вбивая клин из казачьих станиц в сердце народа.           

Благодаря этому настоящее положение коренного населения представляется в следующем виде (за 1936 год):

Адыгейская автономная область – 3 048 кв.км., население 136 400 жителей;

Чечено­-Ингyшская автономная область – 15 700 кв. км., население 606 900 жителей (без г.Грозного);

Кабардино-Балкарская автономная область – 12 300 кв. км., 279 300 жит.;

Карачаевская авт. обл. – 9 900 кв. км., 103 000 жит;

Северо­-Осетинская авт. обл. – 6 152 кв. км., 171 500 жит. (без гор. Орджоникидзе);

Черкесская авт. обл. – 3 316 кв. км, 81 000 жит;

Дагестанская АССР – 37 320 кв. км. 1 265 000 жит;

г. Орджоникидзе – 92 кв. км., 113 200 жит;

г. Грозный – 325 кв. км.,­ 201 000 жит.

Всего в автономных областях, составлявших раньше часть Республики Горцев Северного Кавказа, и занимающих сегодня площадь в 108 083 кв. км., насчитывается 2 957 300 душ населения. Южный Кавказ (Закавказье) граничит на юге с Турцией и Ираном. Он занимает 185 717 кв. км. с населением 6 426 700 душ:

Армения – 29 606 кв. км; 1 032 000 душ;

Азербайджан – 85 963 кв. км; 2 510 800 душ;

Грузия – 70 094 кв. км; 2 883 200.

Таким образом, кавказские народы по советским данным составляют вместе 9 384 000 душ и занимают территорию, насчитывающую 293 800 кв. км.

Советские данные, как известно, грешат неточностью и они не только не представляют действительного состояния на Кавказе коренного населения, но значительно его преуменьшают, как преуменьшают они и территорию. Кроме этого, приводимые нами данные устарели и не учитывают естественного прироста на Кавказе за последние 10 лет (на период до 1946 года – ред.КВ).

Происхождение кавказцев

Был ли Кавказ населен перед появлением там грузино-черкесских племен неизвестно. Современная наука считает, что первыми появились на Кавказе племена, населявшие в древнейшие времена, еще перед семитами и арийцами, Западную и Малую Азию, в настоящее время известных под общим названием «яфетидов».

В Западной Азии в то время существовал целый ряд государств с высоко развитой культурой, которые после долгой борьбы, продолжавшейся с небольшими перерывами в течении многих веков и связанной с переселениями народов семитской расы, в конце концов подпадают под владычество могущественных ассирий­ских монархов, частью же скрываются в разных горах. Но страшные потрясения, наступившие в 7 веке н.э., когда с Иранских высот спустились арийцы, сокрушившие некогда могущественное ассирийское царство и уничтожившие все культурно­ цивилизованные достижения, заставили яфетидов бросить родные очаги и искать приюта в Кавказских горах. Так называемая черкесская семья, то есть черкесы, чеченцы, абхазы, ингуши и другие племена, известные также под общим названием лезгины, постепенно заняли Северную и Восточную части Кавказа. За черкесской семьей шла картвельская, занявшая Южную часть Кавказа. К ней относились: карт­вельцы, кахетинцы, гурийцы, имеретинцы, мингрельцы, лазы, пшавы, хевсуры и тушины, то есть племена, из которых с течением времени создавался грузинский народ.

Позже стали из Малой Азии появляться армяне, наплывая беспрерывно на протяжении всей истории развития армян­ского народа. Происходят они, якобы, из смешения оставшихся в Малой Азии яфетидов с арийцами. Вслед за ними появились алланы иранскогопроисхождения, являвшихся предками современных осетин. Позже хазары, создавшие на Северном Кавказе большое государство, так называемое «Хазарское хаканство», и наконец, монголы. На Северном Кавказе потомками хазаров и монголов являются: карачаевцы, кумыки, ногайцы, табасаранцы, ныне вместе с племенами входящими в состав так называемой черкесской семьи, и с осетинами составляющие северо-кавказский народ.

Юго-Восточную часть Кавказа заселили иранцы-таты и талыши, тюрки и османы, принадлежавшие к алтайско-турецкой группе народов, составивших в течении времени азербайджанский народ. Название это связано с географическим названием древнейшего Антрапакана или же Адербагана.

Кавказ не был простой проезжей дорогой, по которой проходили различные этнические и расовые группы. Он был скорее всего местом приюта для преследуемых с той или иной стороны народов. На Кавказе скрывались и искали приюта разные группы, подвергавшиеся во время переселения народов особенной опасности. Топография Кавказа исключительно благоприятствовала этому.

Исторический очерк. Грузия

Эпохи переселений и первоначального заселения Кавказа отдельными племенами покрыты мраком неизвестности. Исторический материал находится еще в таком несистематизированном и так недостаточно исследованном состоянии, что трудно составить себе полное пред­ставление об этом историческом периоде. Особенно же если это относится к Северному Кавказу, так как сведения, черпаемые из ассирологии, а также из греческих и римских источников, касаются больше всего Южного Кавказа.

Согласно ассирийским данным, Западная Азия была населена яфетидскими племенами, составлявшими целый ряд самостоятельных государств, названия коих довольно часто изменялись в зависимости от того, кто захватывал в свои руки власть и руководил тем или иным государством. Племена и государства эти были следующие: сумерийцы или же халдейцы, Халдея; митанийцы, Митания; государство хеттов состояло из смешанных племен; месохи (Моски, Мушкаи, Масохи), урарты - алородийцы Урарту, тубалойцы тибарены Иберия, колхийцы, моссинийцы, джанийцы, лазы и т.д. Племена и государства эти в про­должении многих столетий вели войны за свою независимость с египетскими фараонами, Вавилоном и Тиглат-Палассарами Ассирии, в результате которых подверглись разрушению и потеряли свободу.

Утрата ими независимости наступила не одновременно. Враги покоряли их постепенно, и по мере того как покорение углублялось и расширялось, племена, утратившие уже свою самостоятельность, спасались бегством на Север, к Черному морю и к горе Арарат, а позже и к Кавказским горам, где и обосновывались, расположившись в следующем порядке с востока на запад Албания, Иберия, Колхида и Понт, находившиеся во времена Геродота под владычеством персидского царя Дария I Гисдаспа (520-425 до н.э.)

Последующие сведения имеются со времени Митридата и Г. Помпея. Войны царя Понта, Митридата Великого, способствовали нашествию на Южный Кавказ римлян во главе с Г. Помпеем (64 год до н.э.) С этого времени и считается владычество Рима над Южным Кавказом. Влияние и отношение Рима были непостоянные. Иберия несколько раз пыталась сбросить с себя власть Рима. Рим также менял своё отношение к Иберии, которое заметно улучшилось с того момента, как на развалинах давней Мидии возникло государство Парта, начавшее угрожать римскому влиянию. Когда в 3 веке нашей эры (227 год) начала возрождаться Персия Сасанидов, Рим стал относиться к Иберии с известной симпатией, относясь к ней дружески, и всё владычество Рима свелось к тому, что цари Иберии должны утверждаться специальной грамотой (инвестнтурой) из Рима.

А между тем древняя Колхида становится Лазикой. В 4 веке ( 324 год) царь Иберии Мириан и вся тогдашняя столица Иберии Мцхета принимают из рук женщины, именуемой Ниной и епископа Иоанна христианскую религию, которая распространяется и среди дpyгих грузинских племен.

С древнеиших времен Грузия являлась самой выгодной линией сообщения, соединяющей Запад с Востоком. Исторически путь этот проходил через Черное море, реку Риони, Сурамский перешеек, реку Куру и Каспийское море. И поэтому как Восток, так и Запад особенно интересовались Грузией и всем Южным Кавказом. Принятие Грузией и Арменией христианства повлекло за собой усиление в упомянутых государствах влияния Запада, что в свою очередь угрожало влиянию Востока, представительницей которого являлась Персия. С принятием христианства Грузия и Армения становятся форпостом западной культуры и цивилизации. Малая Азия и Кавказ превращаются в арену ожесточенной борьбы между Западом и Востоком.

Война эта продолжалась до появления на Кавказе России, завоевавшей Кавказ и присоединившей его к себе. В этой многовековой борьбе, часть, как например, армяне, потеряла свою первоначальную родину, но зато прибыли новые племена, навсегда здесь осевшие. Грузия не раз переживала времена своего упадка снова возрождалась. Обычно периоды упадка были более продолжительные, чем периоды возрождения. Таким кратко-временным периодом возрождения христианской Грузии было царствование во второй половине 5 столетия Вахтанга I Горгаслана (446-499 годы). Пользуясь слабостью соперничающих противников, падением Рима и нашествием на Персию эфталитов (белых гуннов), царь освободился из-под владычества Персии и стал самостоятельным правителем всей Восточной Грузии. Установил автокефалию Грузинской церкви и основал столицу современной Грузии Тифлис, построив там метехский замок.

Во времена царя Дарча (499-515) Персия возобновляет войны с Восточной Грузией и распространяет на неё свое владычество. Весь 4 век характеризуется ожесточенной борьбой между Персией и Византией. При царе Хосрове I Нуширване и при Юстинианах обе части Грузии являются ареной персо­-византийской борьбы. Во время этой борьбы Грузия не раз переходила из рук в руки, но в конце концов положение осталось по-прежнему неизменным. Восточную часть сохранила за собой Персия, западную же (Лазику) – Византия.

К концу 6 века (591 год) Византии удается оторвать юго-западную часть Восточной Грузии, из которой Константинополь создает так называемое Куропалатство. Этим путем вся Грузия делится на три части: западная часть Лазское царство, юго-западная часть Куропалатство, восточная часть под владычеством Персии. Позже император Ираклий уничтожает мощь Персии Сасанидов и весь Южный Кавказ вместе с древней Арменией присоединяет к Византии, но ненадолго, так как на исторической арене появились арабы.

Постоянные войны между могущественными государствами того времени, всевозможные насилия, полное расстройство и деморализация в области религиозно-церковной и других причин способствовали распространению мусульманской религии и расширению владычества арабов. Арабы после поражения персов под Негавендом (634 год) и занятия ими Адербадагана, овладели также и Восточной Грузией. Попытки их занять и Западную Грузию окончились неудачей и эта часть оставалась под владычеством Византии. На протяжении 150 лет Южный Кавказ и Армения были театром целого рода схваток арабо-византийских и арабо-хазарских, окончившихся победой арабов и их владычеством в Восточной Грузии, Армении и Северо-Восточной части Кавказа в Дагестане. В Тифлисе установилось эмирство для покоренной арабами части Кавказа.

Тем временем Западная Грузия – Лазское государство, благодаря эриставу Абхазии (Леон 746-791 годы) изгоняет Византийский гарнизон из своих пределов и, отказавшись поклониться Константинополю, объявляет себя независимым Абхазским царством. В начале Х века владения арабов распались на несколько частей, на так называемые эмирства. Отдельные арабские правители на Кавказе и в Армении, как например: Тифлисский, Ширванский, Дагестанский, Гянджинский, Адердабаганскнй, Двинский (около Аpарата) и другие объявили себя независимыми от центральной власти в Багдаде.

В это же время усиливают свое положение отдельные эристави в Грузии и Армении и становятся с течением времени самостоятельными правителями тех областей, в которых являлись эриставами. Став независимыми правителями, они начали из-за власти междоусобные войны, происходящие не только в Грузии и Армении, но и почти на целом Кавказе. Войны эти велись с переменным успехом и период их был одновременно зарождением и расцветом в Грузии феодализма, как и развития национальной культуры и цивилизации. Каждый феодал гордился своей национальной культурой и стремился в этом отношении превзойти своего соседа. Была эта эпоха замечательной потому, что в то время зародилась и начала формироваться национальная грузинская мысль, стремящаяся к объединению отдельных грузино-картвельских племен в один грузинский народ. В это же время появилось символическое название края «Сакартвело».

 

Исторический очерк. Грузия

(продолжение)

Появляются проповедники национального объединения, которые во главе с И. Марушидзе во второй половине Х века убеждают великого феодала, правителя юго-западной части Грузии, куропалата Давида I (951-1001) выступить активно с целью объединения Грузии. Давид I силой занял центральную Грузию (Картли) и затем, после отречения слепого царя Западной Грузии Теодора, объявил в Кутаиси царем объединенной Грузин Сакартвело, под именем Баграта III, своего приемного сына (977-1014). С этого времени начался систематический процесс объединения Грузии, оказавшийся довольно продолжительным.

Он продолжался весь XI век, в котором, прежде чем совершить это объединение, Грузия должна была пройти через продолжительный период как внутренних, так и внешних войн. Внутри государства некоторые феодалы сами стремились захватить корону и поэтому противопоставляли свои усилия стремлениям Баграта III и его наследников.

Византия во вне, считая себя патроном всех христиан, не хотела признать ни за каким народом, а тем более еще вблизи себя, права на самоопределение и независимое существование. С целью воспрепятствовать объединению Грузии, византийские цари неоднократно посылали свои войска в Грузию и всеми способами поддерживали внутренний грузинский партикуляризм и всякого рода выступления против объединительных стремлений в Грузии. Ко всему этому прибавились еще частые нападения турок-сельджуков, начавшиеся во второй половине ХVI века.

К концу XI века на грузинский трон вступает царь Давид III, называемый Агмашенебели, что значит Строитель (1089-1125). Давид III приглашает с севера кипчаков и создает из них 40-­тысячное войско. Опираясь на кипчаков, он организует и укрепляет свои внутренние силы, после чего приступает к войне с турками. Разбив многочисленные турецкие отряды, царь Давид III занял весь южный Кавказ от Никопсии (Туапсе) до Дербента, а также и северную Армению вместе с её столицей Ани. Таким образом, объединив Грузию и расширив её значительно, Давид III положил мощную основу для развития Грузии, за что получил название «Агмашенебели» и был Грузинской церковью причислен к лику святых.

После его смерти трон переходит к Димитрию I (1125-56), после – к Георгию III (1156-1184) и затем – Тамаре (1184-1213). Это был период постепенной внутренней консолидации, расширения государственных границ и создания политической мощи Грузии на Кавказе и в Малой Азии. Это был период не только политической силы Грузии, но и период её культурного и духовного развития, когда грузинский народ выказал свою духовную мощь и прославил своё оружие. Поэтому этот период назван в истории Грузии «Золотым».

Кроме того этот период прославился еще и тем, что народы Кавказа: грузины, армяне, осетины, черкесы, дaгeстанцы, тюрки и другие впервые объединились, сохраняя свою внутреннюю независимость. Это объединение кавказских сил, до этого времени раздробленных, в одних руках способствовало усилению, обогащению и могуществу Кавказа. Это было время, когда грузин, черкес, лезгин, тюрок и другие соревновались на поле брани своей храбростью, отвагой, рыцарством и мужеством на алтарь отечества, когда мусульманский муфтий, православный и грегорианский епископы вместе, в полной гармонии, обсуждали и решали религиозные вопросы и когда христианские и мусульманские поэты и писатели собирались вместе в Тифлисе знакомясь со своими художественными произведениями. Тогда то Шота Руставели возвысил до идеала и до наивысшего художества любовь, геройство, рыцарство, жертвенность ради дружбы. Как бы завершением всего этого было царствование Тамары Великой, которая могущество и расцвет Грузии довела до апогея. Бессмертная слава, которой окружено её имя не только среди грузинского народа, но и среди всех кавказских народов, свидетельствует о кротости и силе царицы Тамары. Везде и всюду на Кавказе имя Тамары произносится с трогательным вниманием и во многих местах за неё молятся.

После Тамары на престол вступает её сын, Георгий IV Лаша (1213-23). При нем могущество Грузии начинает ослабевать. В царствование же его сестры Русуданы Грузия определенно идет к упадку. Восточная её часть становится ареной нашествия султана Хваразма Джелал-ад­ Дина, а в 1238-40 годах Грузию покоряют монголы, и она теряет свою независимость. Монгольское владычество в Грузии продолжалось почти сто лет. В это время грузины не только платили дань, но обильно проливали свою кровь, принимая участие во всех военных походах предпринимаемых монголами в Азии и в Европе.

В первой половине XIV века на грузинский престол вступает Георгий VI (1313-1346). Он выбрасывает монгольский гарнизон и, занимая весь Южный Кавказ вместе с Дагестаном и Северной Арменией. До некоторой степени восстанавливается величие древней Грузии. Кавказ вторично объединяется под лидерством Грузинской династии и это объединение сохраняется в течении пятидесяти лет.

К концу XIV вeкa на исторической арене появляется Тамерлан. Шесть раз он проникает на Кавказ и в Грузию. Ужасный военный пожар охватывает весь край, разрушая до основания и сравнивая с землей всю центральную Грузию. Уничтожаются совершенно и сжигаются города: Тифлис, Мцхети, Гори и Кутаис. В первой половине XV века грузинский народ с царем Александром I (1413-42) во главе начинает постепенно восстанавливать разрушенное благополучие. Но в это время на Востоке оживает старая Персия, а на Западе с быстротой молнии расширяется власть турок-османов. 29 мая 1453 года Мехмет II Фатих завладевает Константинополем. Тысячелетнее Византийское государство сходит с исторической сцены, а вслед за ним исчезает также Трапезундское государство (1463 г.). Созданное в свое время при активной помощи царицы Тамары Черное море превращается в Турецкое озеро и становится базой для вооруженных сил Султана. Кавказ отрезается от Запада на более чем 500 лет.

Политика захватов, применяемая в отношении Грузии Персией и Турцией, способствовала распаду Грузии к концу XV века на 4 малых государства: Картли, Кахети, Самцхе­Саатабего (Атабегия), Имеретия. Исчезает и символическое название «Сакартвело» (Грузия). Кавказ, в особенности же Южный, становится ареной борьбы соперничающих между собой Персии и Турции, то есть шиитов и суннитов.

Край этот по нескольку рез переходит из рук в руки. В половине ХVI века Персия и Турция делят между собой Кавказ. Восточную часть Южного Кавказа и Дагестан получает Персия, а западную – Турция. В 1578 году Турция отбирает у Персии её кавказские владения. Но в начале XVII века Великий Аббас I, Шах Персидский, при помощи грузинских царей и Азербайджанских ханов, разбивает турецкую армию. Турецкие владения на Кавказе переходят к Персии. В это же время усилившееся Московское государство в своей экспансии доходит и примыкает к Кавказу. При Иване Грозном русские получают от кабардинских князей право основания при устьи реки Терека города Терки для коммерческих целей (1567 год). С течением времени город Терки становится укрепленной крепостью и превращается в опорный пункт русского империализма на Кавказе. Таким образом, к началу XVII века Кавказу угрожают уже три государства: - Россия, Персия, Турция, стремящиеся к его захвату.

С этого времени, собственно, начинается трагическая история народов Кавказа, политически разъединенных и страдающих от междуусобий. Грузины-христиане начинают обращать свои взоры на Север к сближающейся христианской Москве. Мусульмане же Кавказа устремляют свои взоры на мусульманскую Персию и Турцию, помогая то одной, то другой. И в этом ненормальном расхождении населения Кавказа кроется главнейшая причина дальнейшего падения Кавказа.

Грузины, стремясь к освобождению и объединению своей родины, ищут помощи в Москве, но надежды грузин не оправдались и имели для Грузии фатальные последствия. Шах Аббас I несколько раз врывался в Грузию, разрушая населенные пункты и убивая население. Во время вторичного нападения на Восточную Грузию (1616), по повелению Шаха Аббаса I было убито 80 000 человек, 100 000 человек взято в плен и уведено в Персию, 60-70% из коих, якобы, погибло в дороге, а остальная часть была насильственно поселена в Персии, где пребывают и по сие время их потомки. От окончательной гибели Восточную Грузию спасло только жестокое сопротивление грузинского народа, организованное Георгием Саакадзе, и установившийся среди царей обычай принимать при вступлении на престол мусульманство. Чтобы иметь гарантию в лояльности грузин, Персия заставляла царей Картли и Кахетии при вступлении на престол переходить в мусульманскую религию. Этим путем Восточная Грузия в продолжении почти 200 лет управлялась царями мусульманами.

Характерной особенностью кавказской истории XVII века является наступление славян с севера и победоносный поход иранского «Льва» с юга. Персия, постепенно уничтожая в Восточной Грузии христианский элемент, стала колонизировать этим путем освободившиеся земли племенами туркмено-турецкой расы, ставя во главе их своих ханов. Турция в свою очередь доводит Западную Грузию до такого состояния, что она распадается на пять самостоятельных областей: Имеретия, Гурия, Абхазия, Мингрелия и Рача-Сванетия. Вместо Атабегии Самцхе, от которой оторвала южную и западную части, то есть теперешний Лазистан и бывшую Батумскую область, Турция создала так называемый «Ахалцыхский Пашалык» во главе с Пашой и ввела там мусульманство.

В XVII веке в Персии начинаются большие волнения. Россия, пользуясь случаем, что взбунтовавшиеся афганцы в 1722 году осадили Исфахан, решает выступить войной против Персии. Царь Петр I во главе со 100 с лишним тысячным отрядом и 440 военными кораблями выступил через Астрахань и Кавказ на Персию. Заняв Дербент и Баку, он двинулся вглубь Персии.

Царь Bахтанг IV, являясь одновременно губернатором Азербайджана и главнокомандующим войсками персидского шаха, перед этим вошел в соглашение с русским царем и переходит на сторону христианского царя, изменив своему давнему суверену. Выступление Турции, опасавшейся русского империализма, прекращает наступление русского царя, который из боязни Турции, поспешил заключить мир с Персией, при этом, даже не предупредив своего союзника царя Картли Вахтанга IV, очистил как персидские территории, так и пределы Кавказа. Но уже немного времени спустя, то есть в 1722 году, Петр I входит в соглашение с Турцией, по которому последняя получает возможность приступить к новым захватам на Южном Кавказе. Турция захватывает Тифлис и весь Картли, приступив к занятию Кахетии. Царь Картли Вахтанг VI должен был вместе со своим двором оставить край и отправиться в Россию искать приюта. В Кахетии Турция натолкнулась на упорное сопротивление населения. К этому времени Персия успевает восстановить свое прежнее величие благодаря Шаху Надиру. Грузины, во главе с Теймуразом и его сыном Ираклием, пользуясь этим случаем, переходят на сторону Персии с тем условием, что на престол Кахетии вступит в 1733 году Теймураз, в то время как во главе Картли был поставлен Персидский губернатор.

В 1742 году в Картли вспыхивает народное восстание. Шах Надир, не будучи в состоянии усмирить это восстание, соглашается передать трон Ираклию, сыну Теймураза в 1744 году. С этого времени согласованными действиями отца и сына, Кахетия и Картли ведут общую и единую политику. После почти 200-летнего владычества мусульманских царей Теймураз и Ираклий были первыми, не принявшими мусульманства. Смерть шаха Надира в 1747 году прекращает персидскую гегемонию над Восточной Грузией, которая выбрасывает персидские гарнизоны и заставляет азербайджанских ханов признать свою гегемонию. После смерти Теймураза, сын его, Ираклий, объединил Восточную Грузию (Картли и Кахетию) под своим скипетром.

В то время, когда происходили в восточной Грузии упомянутые события, в западной Грузии царь Имеретии Соломон I (1752-83), усмирив постоянно бунтующих и ссорящихся между собой мтварей, объединил всю западную Грузию под свой властью. А между тем с севера началось более энергичное давление на Кавказ со стороны России. В сравнительно короткое время Россия строит крепости Моздок, Владикавказ, Ново-Георгиевск, Екатеринодар и другие, а через Дарьяльское ущелье навязывается непосредственная связь и сообщение с Грузией. Начинаются разные комбинации и политические переговоры между христианской Грузией и Россией. Желая отобрать от Турции свои старые провинции, грузинские цари Ираклий II и Соломон I заключают союз с Екатериной II. Россия в целях поддержания Грузии присылает в последнюю трех с половиной тысячный отряд во главе с генералом Тотлебеном. Вместо того, чтобы помогать грузинским войскам на фронте, генерал Тотлебен стал грабить грузинское население. Много трудов и усилий стоило Грузии, воюющей с Турцией, удаления Тотлебена, не нарушая дружеских отношений с Россией. Помимо обмана со стороны России, Грузия вела победоносную войну. Одно сознание, что великая Россия с ней в союзе, давало ей моральную силу.

Весь турецкий гарнизон должен был покинуть грузинские земли и западная Грузия могла стать совершенно независимым государством. Но Россия, заключая трактат с Турцией в Кучук-Кайнарджи в 1774 году, преступно игнорировала интересы своего союзника Грузии, и не только не обороняла её прав в отношении отобранных ею у Турции провинции, но рассматривала их как турецкие земли, и обязалась в будущем не вмешиваться в спор между Грузией и Турцией из-за них. Однако Имеретинское царство (Западная Грузия) настолько усилилось при Соломоне I, что Турция не в состоянии была восстановить в пределах её свое прежнее­ положение и отказалась от своих претензий к ней, сохранив за собой только Батумский округ и Поти.

(продолжение следует).

Вано Кавтарадзе.