За распространение книг чеченского историка-эмигранта Абдурахмана Авторханова "советская власть" преследовала особенно свирепо. Свирепее, чем за книги Солженицына. На излете совка на какую-то часть тамиздатской и самиздатской литературы, считавшейся "антисоветской", гэбло уже смотрело сквозь пальцы. В попытках ее обнаружить, изъять, за нее посадить особенно не усердствовало. Но к книгам Авторханова это точно не относилось.

Потом началась Перестройка, за литературу перестали сажать, а вскоре появились и советские переиздания "антисоветских" книг, за которые еще недавно сажали. В том числе и книг Авторханова. Его "Происхождение партократии" и "Ленин в судьбах России" я широко использовал при написании собственных учебных книг по истории, вышедших в конце девяностых – начале двухтысячных.

Но у меня до сих пор храняться фрагменты трудов Авторханова, переснятые на фотопленку и напечатанные при помощи фотоувеличителя. Мной переснятые и напечатанные. Еще тогда, когда за это сажали. Когда не было не только интернета, но и цифровой фотографии. Этот способ размножения нелегальной литературы был значительно быстрее, чем перепечатка на пишущей машинке, но он отличался крайней дороговизной. Из-за стоимости фотобумаги. Выкраивать приходилось из советских зарплат.

Книги Авторханова – это детальнейший курс "Истории КПСС", альтернативный официальному советскому. "Историю КПСС" проходили во всех советских вузах, даже самых технических. А на гуманитарных факультетах она была отдельным от "Истории СССР" предметом (напомню, что в СССР "Историей СССР" называлась история России с дославянских времен). И кафедры истории КПСС существовали отдельно от кафедр истории СССР.

Кто из советских студентов не помнит учебники по истории КПСС, за свою объемистость прозванные "кирпичами"? Читать их перед сдачей зачета или экзамена было невыносимой мукой. Будучи более или менее пространными пересказами сталинского "Краткого курса", они были написаны каким-то совершенно неудобоваримым суконным канцеляритом. Читающего эти тексты уже на третьей-четвертой минуте начинало неодолимо клонить в сон, он совершенно терял нить повествования. Было широко распространено мнение, что сам по себе данный предмет изложен по-другому и быть не может.

А вот книги Авторханова были написаны живо, ярко, эмоционально, и читать их было интересно. Авторханов как бы демонстрировал, что даже этот предмет может быть не скучен, если отбросить советские официальные идеологические штампы.

И вот недавно я узнал, что книга Авторханова "Империя Кремля. Советский тип колониализма" включена в список экстремистских материалов Минюста. Книга написана и впервые издана в Германии в 1988 году, то есть уже в Перестройку. В 1990 году переиздана в СССР (в Литве). В 2001 году переиздана в РФ.

Разумеется, сегодня попытки помешать распространению каких-то книг просто смешны. И книга Авторханова остается доступна в интернете. Она выложена на многих сайтах. Все блокировки Роскомнадзора легко обходятся и будут обходиться. Есть ли смысл дополнительно тиражировать "Империю Кремля"?

Для меня – есть. Авторханов – символ сопротивления советскому тоталитаризму. Запрет его книги сегодня тоже глубоко символичен. И демонстративное тиражирование вновь запрещенной книги Авторханова хотя бы через интернет – это тоже символический акт сопротивления беснующейся путинской реакции. Мы не отдадим им нашего Авторханова. Мы не подчинимся их новым запретам. За распространение книг Авторханова уже сажали. И где теперь то государство, которое это делало? Так будет и впредь.

Вот ссылка на размещенный мною в соцсетях текст книги Авторханова "Империя Кремля":

https://vk.com/doc62207202_496198404

 Александр Скобов