Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

Андрей Илларионов: Федерацию построят граждане свободной страны

Интервью After Empire с экономистом и общественным деятелем – о различиях регионов РФ,  о том, чем похожи Вацлав Гавел и Джохар Дудаев, и почему не нужно бояться появления новых независимых государств.

– Наш портал «После Империи» посвящён российскому регионализму и федерализму. На прошлом Форуме Вы говорили о том, почему в постсоветской России не сложилась нормальная федерация. Но как Вы видите перспективы федерализма в России?

– Здесь есть две стороны. Есть регионы, где русское население составляет большинство, а есть те, где преобладают представители других этносов. Они существенно различаются. Хотя и национальные республики также не следует смешивать и считать их одинаковыми.

Например, есть большая разница между Чечней, Дагестаном и Кабардино-Балкарией, с одной стороны, и Карелией и Коми, с другой. Они существенно отличаются и политически, и психологически. Тем не менее, часть национальных республик, в условиях либерализации и демократизации политической системы в России, вполне могут эволюционировать в самостоятельные независимые государства.

Этого не нужно бояться, на эту перспективу надо смотреть открыто, нормально, спокойно, в этом нет никакой катастрофы. Наоборот, в этом есть выигрыш и для народов этих республик, и для русского народа, потому что у них есть существенное несовпадение стилей жизни, политических систем и политических культур. Именно такой мирный развод как раз и станет условием поддержания нормальных добрососедских отношений между этими вновь образованными государствами.

Так в свое время сделали только два политика, если вспомнить относительно недавнюю историю. Первый это Вацлав Гавел, который принял решение о мирном разделении Чехословакии и Чехию и Словакию, потому что обе республики хотели быть самостоятельны. И второй – это Джохар Дудаев, который также мирно разделил искусственно созданную Чечено-Ингушскую АССР на независимые друг от друга Чечню и Ингушетию, предоставив ингушскому народу все суверенные права. Думаю, что этот опыт заслуживает того, чтобы применить его в дальнейшем решении межнациональных проблем на российской территории.

– Но все-таки большинство регионов в РФ – это не национальные республики, а «русские» области и края. Что будет с ними? Они останутся все вместе таким же унитарным государством или между ними также произойдет федерализация, как между разными штатами США, например?

– Полагаю, что изменится сама административная «сетка» деления регионов, которая в советское время устанавливалась совершенно искусственно и произвольно. Возможно, русские регионы объединятся с некоторыми национальными республиками, такими, как Карелия, Коми и Мари Эл. Но Татарстан, Башкортостан, Кабардино-Балкария, Чечня и Дагестан вряд ли войдут в эту систему.

Например, я не вижу никаких оснований, почему автономная область Адыгея должна находиться в составе Краснодарского края, а не стать самостоятельной республикой. Многие национальные округа в свое время были ликвидированы и подчинены более крупным, «русским» административным образованиям.

– Может быть, все регионы в России разумно преобразовать в равноправные суверенные республики?

– Я думаю, это тот вопрос, который решат  новые власти свободной страны, причем с активным участием самих граждан. Вряд ли сегодня имеет смысл что-то советовать и рекомендовать. В условиях перемен люди сами найдут подходящие для себя варианты.

Источник: afterempire.info